Файл: Государственная инновационная политика как основной механизм повышения уровня инновационного развития региона.pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
2) рассмотреть правовые основы регулирования инновационной деятельности;
3) провести анализ регулирования и поддержки инновационных проектов на примере Тюменской области;
4) выявить проблемы регулирования и поддержки инновационных проектов и определить пути их решения.
Объект исследования: реализация государственной инновационной политики в регионах России.
Предмет исследования: государственное регулирование и поддержка инновационных проектов.
Глава 1. Теоретические аспекты государственной инновационной политики
1.2. Правовые основы государственного регулирования инновационной деятельности
Глава 2. Анализ реализации государственной инновационной политики в регионах России
2.1. Исследование регулирования и поддержки инновационных проектов на примере Тюменской области
2.2. Проблемы регулирования и поддержки инновационных проектов
Глава 3. Пути совершенствования государственной инновационной политики в России
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одним из основных условий перехода экономики России на инновационный путь развития является повышение инновационной активности бизнеса.
За последние годы в стране был реализован ряд важных мер в рамках инновационной политики по стимулированию инновационного развития хозяйствующих субъектов и использованию различных инструментов поддержки технологической модернизации. Однако при наличии положительных сдвигов сохраняется неустойчивая динамика развития инновационного предпринимательства.
К числу ключевых проблем в формировании и реализации государственной инновационной политики относится нормативно-правовое регулирование инновационной предпринимательской деятельности.
Состояние научной разработанности. Важную теоретическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых.
В отечественной экономической науке и практике решению проблем инновационного развития регионов уделялось определенное внимание.
Проблемам регионального инновационного развития, использования различных форм государственного регулирования посвящены труды видных экономистов Авиловой В.В., Бекетова Н.В., Белова Г.А., Глазьева С.Ю., Дегтярева A.C., Зинченко В.И., Золотухиной A.B., Кондратьева Н.Д., Кудинова, A.Н., Лурье Е.А., Шумпетера Й. и др.
Проблемы развития элементов национальной и региональных инновационных систем исследованы в работах Борисовой Е.А., Варнавского B.Г., Водачковой O.A., Ворониной JI.A., Гремтгер Р., Дунаева Э.П., Ивановой Н.И., Канторович Л., Кокурина Д.И.,. Кудинова А.Н., Медянского И.А., Монастырного Е.А., Норта Д., Родионовой Н.В., Смиронова Е.П., Суворинова A.В, Суэтина A.A., Ткаченко Т.И., Удовиченко A.C., Хлунова A.B., Шаринтера Л., Шепелева Г.В., Яковенко И.Н., Яковец Ю.В.
Большой интерес для совершенствования инновационного развития регионов представляют Концепции и программы инновационного развития Российской Федерации, субъектов Приволжского федерального округа и других регионов. Вместе с тем, многие аспекты проблемы для современных реалий теоретически и методически проработаны недостаточно.
Цель работы – исследовать реализацию государственной инновационной политики в регионах России и определить пути ее совершенствования.
Задачи работы:
1) исследовать содержание и основные направления государственного регулирования и поддержки инновационного развития;
2) рассмотреть правовые основы регулирования инновационной деятельности;
3) провести анализ регулирования и поддержки инновационных проектов на примере Тюменской области;
4) выявить проблемы регулирования и поддержки инновационных проектов и определить пути их решения.
Объект исследования: реализация государственной инновационной политики в регионах России.
Предмет исследования: государственное регулирование и поддержка инновационных проектов.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды российских исследователей в области государственного регулирования экономики, инновационного менеджмента. В процессе исследования использовались методы анализа и синтеза, сравнения и обобщения, методы финансово-экономического анализа.
Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты государственной инновационной политики
1.1. Содержание и основные направления государственного регулирования и поддержки инновационного развития
Сегодня в российской экономике можно выделить можно выделить ряд важнейших тенденций. Это не только очевидное успешное продвижение к рынку, но и ускоренное развитие частной собственности, что способствовало длительному макроэкономическому неравновесию.
Поскольку предпринимательские сектора в условиях рынка неравноправны в силу объективных экономических законов, а развитие предпринимательства для государства дает не только экономический, но и высокий социальный эффект, государственное регулирование предпринимательства выступает, как правило, в форме государственной поддержки.
Осуществление государственной политики базируется на применении специального законодательства и реализации системы государственных программ по поддержке и развитию предпринимательства.
Доказано, что, когда речь идет о государственной поддержке инновационного бизнеса, чаще всего имеют в виду предоставление именно налоговых льгот. Однако в ряде стран для стимулирования притока частного капитала в сферу НИОКР традиционно используют дополнительные льготы – так называемые экстраконцессии, которые позволяют компаниям вычитать из налогооблагаемой базы до ста процентов средств, израсходованных на исследования и разработки, а в некоторых государствах, например, в Австралии, Австрии, Дании, иногда и больше. При этом, если предприятие расходует свои средства на проведение НИОКР и приобретение необходимого для этого оборудования, но не имеет в данный момент достаточной прибыли для того, чтобы воспользоваться в полном объеме установленными налоговыми льготами, в законодательстве многих стран предусмотрена возможность переноса такого права на будущее[1].
Опыт развитых стран мира свидетельствует о том, что для развития малого инновационного бизнеса на местах важное значение имеет не столько предоставление разного рода налоговых льгот, сколько развитие инновационной инфраструктуры, которая служит базовой составляющей инновационного потенциала территории.
Инновационная инфраструктура определяется как совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих производственно-технических систем, организаций, фирм и соответствующих организационно-управляющих систем, требуемых для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций. По мнению ряда ученых и практиков, в современных условиях именно инновационная инфраструктура во многом предопределяет темпы развития экономики региона и рост благосостояния его населения[2].
Ключевыми элементами инновационной инфраструктуры являются технопарковые структуры, к которым следует отнести: научные парки, технологические и исследовательские парки; инновационные, инновационно-техно-логические и бизнес-инновационные центры; центры трансферта технологий, инкубаторы бизнеса и инкубаторы технологий; виртуальные инкубаторы; технополисы.
В настоящее время в мире существует большое разнообразие форм технопарковых структур. Выделим три основные группы технопарковых структур: инкубаторы; технопарки; технополисы.
Предшественниками инкубаторов в сфере инновационной деятельности чаще всего называют «творческие коммуны» архитекторов, дизайнеров, художников или мастеров народных промыслов. Эти коммуны, как правило, перестраивали занимаемые ими здания с целью создания наиболее благоприятной среды для творчества и общения. Особенностью этих коммун, родиной которых называют Великобританию, можно назвать то, что они имели определенный конкретный набор услуг коллективного пользования.
Бизнес-инкубатор оказывает следующие основные услуги: предоставление в аренду (субаренду) субъектам малого предпринимательства нежилых помещений; осуществление технической эксплуатации здания (части здания) бизнес-инкубатора; почтово-секретарские услуги; консультационные услуги по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения; доступ к информационным базам данных.
Понятие технопарка довольно близко понятию инкубатора в сфере инновационной деятельности. Эти элементы инновационной инфраструктуры, как правило, представляют собой комплексы, предназначенные для содействия развитию малых инновационных компаний, создания благоприятной, поддерживающей среды их функционирования. Услугами техно-парков могут воспользоваться малые и средние инновационные предприятия, которые находятся на различных стадиях коммерческого освоения научных знаний, ноу-хау или наукоемких технологий.
Технопарки по сравнению с инкубаторами подразумевают создание более разнообразной инновационной среды, которая позволяет оказывать более широкий спектр услуг с целью поддержки инновационного предпринимательства путем развития материально-технической, социально-культурной, информационной и финансовой базы в процессе становления и развития деятельности малых и средних инновационных предприятий. Основной структурной единицей технопарка является центр, который может быть представлен в виде инновационно-технологического, учебного, консультационного, информационного, маркетингового центра, а также промышленной зоны.
Технополис, как научный городок или наукоград, должен представлять собой крупный современный научно-промышленный комплекс и включать университет или другие высшие учебные заведения, научно-исследова-тельские институты. В их составе также представлены жилые районы, которые должны быть оснащены культурной и рекреационной инфраструктурами.
1.2. Правовые основы государственного регулирования инновационной деятельности
Система правовых норм, регулирующих инновационное предпринимательство, носит комплексный и многоаспектный характер. Она включает нормы законодательства об интеллектуальной собственности, о науке и научно-технической политике, инвестиционного и корпоративного права[3].
Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности предполагает:
- установление правовых основ взаимоотношений участников инновационного процесса;
- гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности (защиты права интеллектуальной собственности, прав владения, пользования и распоряжения результатами инновационной деятельности);
- развитие договорных отношений в области выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, проектных и изыскательск их работ, по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности и договоров (контрактов) с инвесторами.
Источником инновационного предпринимательского права являются нормативно-правовые акты, в которых содержатся нормы, регулирующие инновационную предпринимательскую деятельность.
Основными источниками являются Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ. Конституция РФ гарантирует свободу предпринимательской деятельности, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, финансовых средств и услуг, поддержку конкуренции. В соответствии с Конституцией РФ правовое регулирование вопросов гражданского законодательства и интеллектуальной собственности относится к исключительному ведению Российской Федерации, что объясняется важностью регулируемых общественных отношений и заинтересованностью всех субъектов Федерации в едином правовом пространстве.
В Гражданском кодексе более детально регламентируются отношения в сфере предпринимательства, закреплены материальные нормы, регулирующие отношения в области создания и использования результатов интеллектуальной деятельности.
Специальными федеральными законами, регулирующими инновационную предпринимательскую деятельность, являются: Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»; Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
На региональном уровне также приняты нормативные правовые акты, которые регулируют отношения по развитию инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации.
Федеральный закон № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности[4].