Файл: Налоговая система России и пути ее совершенствования.pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Возникновение и эволюция налогообложения.
1.1. Сущность и принципы налогообложения.
1.3. Роль налогов в формировании финансового государства.
Глава II. Налоговая система России.
2.1. Законодательная база налогообложения.
Глава III. Проблемы налоговой системы РФ и пути ее совершенствования.
3.1. Перечень задач в налоговой политике.
2.3. Республиканские налоги.
Республиканские налоги – законодательными актами РФ устанавливаются средние или предельные размеры налогов, но их конкретные ставки определяются законами республик или региональными органами государственной власти краев, областей, автономных областей, автономных округов, если иное не будет установлено законодательными актами РФ.
Перечень республиканских налогов:
налог на имущество предприятий,
лесной налог, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, целевой сбор на нужды образовательных учреждений, сбор на регистрацию предприятий.
Налог на имущество.
Плательщиками налога на имущество физических лиц являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории России в собственности следующее имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, иные строения, а также транспортные средства, за исключением автомобилей, мотоциклов и других самоходных машин.
Налог на имущество граждан исчисляется налоговым органом по месту нахождения объектов налогообложения, при этом выписывается платежное извещение, которое вручается плательщику налога.
За имущество, не имеющее собственника или учитываемое налоговыми службами как бесхозное, налог не взимается.
За строения, помещения, находящихся в общей долевой собственности нескольких граждан, налог на имущество уплачивается каждым из этих граждан соразмерно его доле. За транспортное средство, находящееся в собственности нескольких граждан, налог взимается с того лица, на имя которого зарегистрировано это транспортное средство. Налог на имущество уплачивается независимо от того, эксплуатируется имущество или нет. Налоги на имущество зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта обложения. Налог на строения, помещения и сооружения уплачивается гражданами ежегодно по ставке, установленной местными органами законодательной власти, но не более 0,1% от их инвентаризационной стоимости, а в случае, если таковая не определилась, - от определяемой для расчета суммы по государственному обязательному страхованию, исходя из оценки по состоянию на 1 января каждого года.
Налог на транспортные средства взимается ежегодно в зависимости от мощности двигателя. Он исчисляется ежегодно, по состоянию на 1 января на основании сведений, предоставляемых в налоговые органы государственными инспекциями по маломерным судам и другим организациям, осуществляющими регистрацию транспортных средств. При переходе прав собственности на транспортное средство от одного собственника к другому, в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января текущего года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником, начиная с месяца, в котором у него возникло право собственности.
Уплата налогов производится равными долями в два срока – не позднее 15 сентября и 15 ноября. За просрочку платежей налогов гражданами, начисляется пеня в установленном размере с сумм недоимки за каждый день просрочки. В случае несвоевременной уплаты налогов к виновным в этом гражданам применяются меры, установленные для взыскания не внесенных в срок налогов и налоговых платежей, в соответствии с действующим законодательством.
2.4. Местные налоги.
Местные налоги и сборы взимаются по решению органов власти различных уровней, они сами определяют введение налогов на своей территории. Для части налогов определяются предельные ставки.
Современное бюджетное устройство РФ предусматривает высокую степень самостоятельности субъектов Федерации и местных органов власти в формировании доходной части региональных и местных бюджетов и расходовании финансовых ресурсов.
В 1992 году законом «Об основах налоговой системы в РФ» были установлены полномочия соответствующих представительных органов на введение 21 вида местных налогов. В следующем году в связи с принятием закона РФ от 22 декабря 1992 года «О внесении дополнений в отдельные законы РФ о налогах» общее количество видов местных налогов достигло 23. При этом три налога носят обязательный характер и взимаются на всей территории РФ. Это налог на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Также в перечень местных налогов входят:
курортный сбор,
сборы на содержание милиции, благоустройство,
налог с владельцев собак,
налог за право пользования местной символикой,
сбор с биржевых сделок,
налог за право торговли вино-водочными изделиями и др..
Наличие разветвленной сети местных налогов соответствует мировой практике. В развитых странах с экономикой рыночной ориентации налоги можно квалифицировать следующим образом:
Собственные налоги, которые устанавливаются местными органами власти и взимаются лишь на данной территории. Основное место среди них занимает налог на имущество. Из остальных можно отметить поземельные налоги, промысловые, налоги на сделки, налог с продаж.
Надбавки к федеральным налогам в пользу местных бюджетов.
Налоги, взимаемые в виде платы за услуги, предоставленные на данной территории.
Налоги, определяющие политику местных органов управления. Прежде всего, это экологические налоги, не преследующие фискальных целей, а ориентирующие предпринимателей на выбор определенных способов ведения хозяйства.
Основными доходными частями местных бюджетов являются отчисления от федеральных налогов. Это положение естественно для современной экономики и, вероятнее всего, сохранится в обозримом будущем.
Налог на рекламу.
Естественно, что в каждом регионе России есть свой подход к местным налогам. В качестве примера приведем положение дел в Москве. В числе местных налогов введен налог на рекламу. После того, как было принято соответствующее решение, Государственная налоговая инспекция по г. Москве разработала и опубликовала инструкцию «О порядке исчисления и уплаты налога на рекламу в г. Москве». Установлено, что рекламой является любая форма публичного представления товаров, работ, услуг через средства распространения информации. К рекламе не относятся информационные вывески, объявления и извещения. Не относятся к рекламе и объявления органов государственной власти, связанные с выполнением возложенных на них функций. Плательщиками налога на рекламу являются расположенные на территории города предприятия и организации, имеющие статус юридических лиц: филиалы и подразделения организаций, имеющих отдельный баланс, расчетный или иной счет; иностранные юридические лица. Объектом налогообложения служит стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции. Ставка налога установлена в размере 5% от величины фактических затрат на рекламу, то есть максимально разрешенная законодательством. Расчет налога представляется налоговой инспекцией ежеквартально.
Плата за землю.
Использование земли в России является платежным. Формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков, а также получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.
Плательщиками земельного налога и арендной платы являются предприятия, объединения, организации и учреждения, а также граждане РФ, которым предоставлена земля в собственность, владение или аренду на территории РФ.
Объектами налогообложения земельным налогом и взимания арендной платы являются земельные участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам.
Земельный налог взимается в расчете за год с облагаемой налогом земельной площади, предоставленной в установленном порядке юридическим лицам и гражданам. Если земельный участок, обслуживающий строения, находится в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, то по каждой части такого участка земельный налог исчисляется отдельно. За земельные участки, обслуживающие строения, которые находятся в общей собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог исчисляется каждому из этих собственников, соразмерно их доле на эти строения.
Местные органы власти имеют право понижать ставки и устанавливать льготы по земельному налогу, как для категорий плательщиков, так и для отдельных плательщиков. Земельный налог и арендная плата не взимаются с юридических лиц и граждан за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения. Льготы, установленные местными органами государственной власти, предоставляются в пределах сумм земельного налога, остающихся в их распоряжении. В случае возникновения в течение года у плательщиков права на льготу по земельному налогу, они освобождаются от указанного платежа, начиная с того месяца, в котором возникло право и по истечении последующего срока уплаты налога.
Земельный налог юридическим лицам и гражданам исчисляется, исходя из площади земельного участка, облагаемого налогом, и утвержденных ставок земельного налога. Если землепользование плательщика состоит из земельных участков, облагаемых налогом по различным ставкам, то общий размер земельного налога по землепользованию определяется суммированием налога по этим земельным участкам. Налог за часть площади земельного участка сверх установленной нормы отвода взимается в двукратном размере.
Налог за земли, занятые жилищным фондом в городах и поселках городского типа, исчисляется с юридических лиц и граждан в размере 3% ставки земельного налога.
Налог за земли под дачные участки кооперативам и индивидуальным гражданам в границах города, поселковой черты исчисляется в размере 3% ставки земельного налога. Налог за часть площади данных участков, индивидуальных и кооперативных гаражей, расположенных в городе и рабочих поселках, сверх установленных норм их отвода в пределах двойной нормы исчисляется в размере 15%, а свыше двойной нормы – по полным ставкам земельного налога, установленным для городских земель.
Земельный налог с юридических лиц и граждан исчисляется, начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельных участков. Учет плательщиков и исчисление налога производится ежегодно по состоянию на 1 июня. Юридические лица и граждане уплачивают земельный налог равными долями в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Плательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, привлекаются к обложению не более, чем за два предшествующих года. За такой же период допускается пересмотр неправильно произведенного обложения. В этих случаях допущенное исчисление суммы налога, уплачивается в следующие сроки: суммы, причитающиеся за текущий год, - равными долями в остающиеся до конца сроки платежей, но с тем, чтобы за уплату соответствующей суммы плательщику было предоставлено не менее 15 дней с момента вручения платежного извещения на доплату налога; суммы, начисленные за текущий год по истечении всех сроков уплаты или за предшествующие годы, - равными долями в два года, - равными долями в два срока уплаты.
2.5. Налоговое планирование.
Налоговое планирование – это использование физическими и юридическими лицами своих прав для минимизации налоговых платежей в рамках действующих законов.
Во-первых, большое значение с точки зрения налогообложения имеет оптимальный выбор организационно-правовой формы и внутренней структуры компании. В нашей стране есть возможность получать налоговые льготы, пользуясь статусом малых и средних предприятий, недавно созданных компаний, предприятий по производству, переработке и реализации сельскохозяйственных продуктов. В ряде случаев целесообразно оформить предпринимательскую деятельность не на юридическое лицо, а на гражданина, так как ставка налога на доходы физического лица меньше.
Второе направление – это выбор места для размещения или регистрации фирмы с точки зрения уровня налогообложения. Во всём мире существуют свободные экономические зоны – территории, где иностранные и отечественные фирмы пользуются налоговыми льготами. Логическим развитием свободных экономических зон в мировой экономике являются оффшорные центры. Это территории или целые государства, заинтересованные в регистрации у них иностранных компаний и ради этого гарантирующие особенно низкие налоговые ставки и отсутствие жёсткого контроля за иностранными капиталами. Оффшорная компания может быть создана только иностранным резидентом и не имеет право осуществлять какую-либо деятельность на территории той страны, где она зарегистрирована. В оффшорных зонах регистрируются российские фирмы, участвующие в торговле, транспорте, движении капитала в мировом масштабе.
Третье направление – тщательное исследование и использование действующих налоговых льгот, связанных с производственной, коммерческой финансовой деятельностью предприятия. Финансисты компании должны блестяще знать и постоянно следить за изменениями налоговых стимулов.
Четвёртое направление – это способы использования прибыли для максимального уменьшения налоговых обязательств. Если предприятие использует прибыль на техническое перевооружение, реконструкцию производства, научные исследования, то оно пользуется налоговыми льготами.