Файл: Налоговая система России и пути ее совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1. Законодательная база налогообложения.

В соответствии с налоговой реформой России с 1 января 1992 года в России стала действовать новая система налогообложения, общие принципы построения которой определял Закон Российской федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от 27 декабря 1991 года. Закон устанавливал перечень идущих в бюджет страны налогов, пошлин и других платежей, а также определял права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В процессе формирования системы налогообложения предприятий и организаций России была осуществлена замена налога с оборота, налога с продажи на НДС и акцизы. Был модернизирован действовавший налог на прибыль. Введены налог на имущество предприятий, налоги в дорожные фонды. Расширился круг обязательных платежей предприятий.

С 1 января 1999 г. была введёна в действие первая часть нового Налогового Кодекса РФ, причём не полностью, ещё некоторые статьи Кодекса должны вступить в действие 1 января 2000 года.

Основные налоги, собираемые в России:

Индивидуальный подоходный налог – является вычетом из доходов налогоплательщика – физического лица. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчёт производится в конце года.

Налог на прибыль – облагается налогом чистая прибыль предприятия (за вычетом всех расходов и убытков).

Социальные взносы – выплаты в различные внебюджетные фонды (по безработице, пенсионный и т.д.) частично работающими и частично работодателями.

Поимущественные налоги – это налоги на имущество, дарения и наследство.

Налоги на товары и услуги – это таможенные пошлины, акцизы и НДС.

В России из-за низкого уровня жизни большинства населения поступления от налогов на личные доходы невелики; вместо них главное место в доходной части занимают налоги на прибыль предприятий и таможенные пошлины.

В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов, в зависимости от уровня их установления и изъятия:

федеральные налоги и сборы;

налоги и сборы субъектов РФ;

местные налоги и сборы.

Суммы отчислений с юридических и физических лиц, и распределение их по бюджетам различных уровней определяется при утверждении федерального бюджета. В связи с определёнными противоречиями интересов центрального правительства и региональных экономических интересов вокруг разделения налоговых поступлений постоянно идёт политическая борьба. Местные власти естественно хотят иметь больше средств на финансирование инфраструктуры.


2.2. Федеральные налоги.

Федеральные налоги - перечень, размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики федеральных налогов, налоговые льготы и порядок зачисления их в бюджетные фонды устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

Перечень федеральных налогов, взимаемых с предприятий:

налог на прибыль,

акцизы на отдельные группы и виды товаров,

налог на добавленную стоимость,

налог на операции с ценными бумагами,

подоходный налог с физических лиц,

отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы,

платежи за использование природных ресурсов,

налоги в дорожные фонды,

гербовый сбор,

государственная пошлина,

таможенная пошлина,

сбор за использование наименования “РФ”, “Россия” и образованных на их основе слов и словосочетаний,

специальный налог,

транспортный налог.

Налог на добавленную стоимость

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения, и определяемой как разница между стоимостью реализуемой продукции (товаров, работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

НДС является косвенным налогом, т.е. надбавкой к цене товара (работ, услуг), который оплачивается конечным потребителем. Взимание налога осуществляется методом частичных платежей на каждом этапе технической цепочки производства и обращения товара. Налог равен разнице между налогом, взимаемом при продаже и при покупке. При продаже товара предприятие компенсирует все свои затраты в связи с этим налогом и добавляет на вновь созданную на предприятии стоимость. Эта часть НДС, включаемая в продажную цену, перечисляется государству. Таким образом, налоговые платежи тесно связаны с фактическим оборотом материальных ценностей. Вся тяжесть налога ложится на конечного потребителя. В соответствии с законом РФ “ О налоге на добавленную стоимость” плательщиками НДС являются:

1) предприятия и организации, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, имеющие, согласно законодательству РФ, статус юридических лиц, включая предприятия с иностранными инвестициями;

2) полные товарищества, реализуемые товары от своего имени;

3) индивидуальные (семейные) частные предприятия, включая крестьянские хозяйства;


4) филиалы, отделения и другие особенные подразделения предприятий, находящиеся на территории России;

5) международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории РФ.

Объектом налогообложения считаются обороты по реализации всех товаров, как собственного производства, так и приобретенных на стороне, а также:

-обороты по реализации товаров (работ, услуг) внутри предприятия для собственного потребления, затраты, но которые не относятся на издержки производства;

- обороты по реализации товаров без оплаты стоимости в обмен на другие товары;

- обороты по передаче безвозмездной или частичной оплатой товаров другими предприятиями или гражданами.

При реализации работ объектом налогообложения являются объемы выполненных строительно-монтажных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических и других работ.

При реализации услуг объектом налогообложения является выручка, полученная от оказания услуг:

- пассажирского и грузового транспорта;

- по сдаче в аренду имущества;

- связи, бытовых, жилищно-коммунальных;

- посреднических, связанных с поставкой товаров;

- физической культуры и спорта;

- по выполнению заказов предприятием торговли;

- рекламных;

- инновационных, а также по обработке данных и информационному обеспечению.

Для определения облагаемого оборота принимается стоимость реализованных товаров, исчисляемая, исходя из применяемых цен и тарифов, без включения в них НДС. При использовании внутри предприятия товаров собственного производства не относятся издержки производства, затраты, по которым для определения облагаемого оборота принимается стоимость таких аналогичных товаров, исчисленная исходя из применяемых по ним ценам. При осуществлении предприятиями посреднических услуг облагаемым оборотом является сумма доходов, полученная в виде надбавок, вознаграждений.

У предприятий розничной торговли облагаемый оборот при реализации товаров определяется в виде разницы между ценами реализации и ценами, по которым они оплачиваются поставщиками, включая сумму НДС. В облагаемый оборот включены также суммы денежных средств, полученные предприятиями за реализацию или товары в виде финансовой помощи, использование фондов специального назначения или направления в счет увеличения прибыли.

В настоящее время установлены следующие льготы по НДС. От налога освобождаются: экспортируемые товары, услуги городского пассажирского транспорта, квартирная плата, стоимость приватизированного имущества, арендная плата за арендные предприятия, операции по страхованию и ссудам; операции по обращению валюты и ценных бумаг; продажа почтовых марок, открыток, конвертов; выдача, получение и уступка патентов, авторских прав, лицензий; услуги в сфере народного образования; научно-исследовательские работы; платные медицинские услуги для населения; обороты казино; ритуальные услуги; продукция собственного производства.


Система НДС предполагает 2 способа освобождения от налога:

1. Товары обладают правом вычета сумм налога, уплачиваемых поставщиком, принимается либо в уменьшение сумм налога, исчисляемым по собственной реализации, либо возмещается налоговым инспекциям на основе представленных счетов.

А)

цена реализации товара

Цена поставляемого надбавка товара

надбавка

НДС

НДС

Б)

цена реализации товара НДС с учетом льгот

НДС

надбавка

возмещается в уплату предстоящих платежей или из бюджета

цена поставляемого товара без НДС

А, Б – освобождение от НДС товаров с правом вычета уплачиваемого поставщиком налога с учетом льгот.

2. Освобождение от этого налога без предоставления права вычета уплачиваемого поставщиком налога. Уплачивание суммы налога становится фактором издержек производства (и обращения) и соответственно включается в цену товара и услуг.

А)

Цена реализации товара

НДС материалов

издержки производства

прибыль

НДС с обработанного

товара

А) Освобождение от НДС товаров без права вычета уплачиваемого поставщиком налога без льгот.

Б)

Цена товара с учетом льготного налогообложения

Издержки производства

прибыль

Б) Освобождение от НДС товаров без права вычета уплачиваемого поставщиком налога с учетом льгот.

С 1 января 1993 года действуют следующие ставки НДС:

10% по продовольственным товарам, товарам для детей по перечню, утвержденному постановлением правительства РФ.

20% по всем остальным товарам, включая подакцизные продовольственные товары.

При этом 75% ставки НДС платится в федеральный бюджет, а остальные 25%- в городской бюджет.

Налог на прибыль предприятий.

Крупнейшим источником доходов государства остается налог на прибыль предприятий и организаций. В нашей стране это основной прямой налог. Его платят все предприятия и организации, в том числе и бюджетные учреждения, если они заняты хоть какой-нибудь коммерческой деятельностью.

Объектом обложения является валовая прибыль, уменьшенная или увеличенная в соответствии с положениями Закона РФ “ О налоге на прибыль предприятий и организаций”. Валовая прибыль представляет собой суммы прибыли (убытка) от реализации продукции, основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшаемых на сумму расходов по этим операциям. Прибыль от реализации продукции определяется как разница между выручкой без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включенными в себестоимость продукции предприятия и организации, поставляющие свою продукцию на экспорт, при исчислении прибыли из выручки от реализации продукции исключают экспортные тарифы. При определении прибыли от реализации основных фондов или другого имущества учитывается превышение продажной цены над первоначальной или остаточной стоимостью фондов или имущества, увеличенной на индекс инфляции.


В состав доходов от внереализационных операций включаются: доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи в имущества в аренду, дивиденды по акциям, облигациям и другим ценным бумагам.

В 1995 г. внесены новые уточнения, после чего законодательные органы субъектов РФ не смогли устанавливать ставку налога на прибыль более 22%. В РФ общая ставка налога составляет в настоящее время 35% (22+13). Более высокие ставки применяются к банкам, биржам. При налогообложении существует большое количество льгот. Льготируется основная деятельность государственных предприятий связи и образовательных учреждений.

Ставка налога на прибыль уменьшается в два раза, если на предприятии инвалиды и пенсионеры составляют не менее 70%. Значительные льготы предоставляются малому бизнесу. При введении в действие закона было предусмотрено в первые два года после регистрации освобождение от налога малых предприятий, если выручка превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукта.

В 1996 г. вступил в силу закон РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Применение упрощений системы для организаций предусматривает замену уплаты совокупности федеральных, республиканских и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности. Для организаций, применяющих упрощенную систему, сохраняется лишь действующий порядок уплаты таможенных пошлин, госпошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.

Для индивидуальных предпринимателей упрощенная система предлагает замену уплаты подоходного налога на доход от предпринимательской деятельности уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью. Применить упрощенную систему имеют право организации, численность которых не превышает 15 человек. Объектом обложения единым налогом устанавливаются совокупный доход или валовая выручка. Под действие упрощенной системы не попадают организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на основе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий. Не относятся к малому бизнесу кредитные и страховые организации, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг.