Файл: Обучение персонала организации. Теоретические основы обучения персонала в организации.pdf
Добавлен: 01.05.2023
Просмотров: 1394
Скачиваний: 28
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы обучения персонала в организации
1.1. Сущность и значение обучения персонала
1.2. Виды форм и методов обучения персонала
2. Анализ и совершенствование обучения персонала в ООО "Строительно-Монтажное Предприятие"
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ показателей, характеризующих управление обучением персонала в организации
2.3. Пути повышения эффективности обучения персонала на предприятии
2.2. Анализ показателей, характеризующих управление обучением персонала в организации
Как было определено из предыдущего параграфа большую часть персонала рассматриваемого предприятия составляют производственные рабочие. От степени профессионализма рядовых исполнителей зависит качество выполняемых работ, а значит и финансовые показатели, и конкурентоспособность предприятия. Руководство ООО "Строительно-Монтажное Предприятие" понимает это и старается в пределах финансовых возможностей контролировать и управлять данным процессом.
Как и на большинстве производственных российских предприятий, обучение персонала в ООО "Строительно-Монтажное Предприятие" включает в себя:
- первичное обучение новых сотрудников при поступлении на работу. Данное обучение проводится в форме инструктажа одним из опытных членов предприятия или начальником отдела и направлено на изучение должностных обязанностей, раскрытие внутреннего распорядка работы, знакомство с условиями работы и оборудованием и т.п.;
- текущее периодическое (запланированное) обучение персонала, позволяющее закрепить профессиональные знания и освоить новые навыки;
- внеплановое повышение квалификации, связанное с повышением, переходом на другую должность, необходимостью освоения навыков работы на новом оборудовании и т.п.;
- повторное обучение тех работников, кто не смог успешно пройти аттестацию.
Применяемые на предприятии методы обучения перечислены в таблице 2.
Таблица 2
Методы обучения персонала на рабочем месте
Метод обучения |
Характерные особенности метода |
1. Сконцентрированное получение опыта |
Систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план профессионального обучения, в котором изложены цели обучения |
2. Производственный инструктаж |
Информация, введение в специальность, адаптация, ознакомление обучающегося с его новой рабочей обстановкой |
3. Смена рабочего места |
Получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени создается представление о многогранности деятельности |
4. Использование работников в качестве ассистентов стажеров |
Обучение и ознакомление работника с проблемами высшего порядка задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности |
Перечисленные в таблице 2 методы используются в ООО "Строительно-Монтажное Предприятие" в основном из-за того, что они позволяет наглядным способом передают знания, их результат достаточно легко проконтролировать, а также есть возможность учета специфики деятельности предприятия.
Процесс обучения работников на рассматриваемом предприятии проводится в свободное от работы время, в связи с чем, менеджерами отдела кадров составляется план, на основании которого разрабатывается график. Разработанный план внутрифирменной подготовки создается специально для каждого конкретного отдела и ориентирован на развитие персонала, включающее в себя повышение квалификации, переподготовку или подготовку его к изменениям в организации. Также данный вариант обучения на месте позволяет сотруднику включаться в работу сразу же на месте, в процессе и обеспечивает взаимосвязанность с практикой.
Как правило руководит обучением начальник того отдела, в котором работает сотрудник. Он же несет ответственность за проводимое им обучение и за его результаты. По мере необходимости могут к обучению других сотрудников помимо начальника могут привлекаться отлично зарекомендовавшие себя и имеющие большой стаж специалисты предприятия. Преимуществом такой формы обучения является овладения именно теми навыками и информацией, которые нужны сотруднику для исполнения его должностных обязанностей. В процессе обучения слушатели овладевают знаниями о типичных проблемах, с которыми они могут столкнуться в профессиональной деятельности, нормах их решения задач и возможных вариантах развития ситуации. К недостаткам можно отнести относительную узость данного обучения и необходимость проводить его всякий раз, когда вводится в строй новое оборудование.
Для оценки эффективности проведенного обучения на предприятии используются типовые аттестационные листы, включающие в себя оценку по пятибалльной шкале, как уровня теоретических знаний, так и практических навыков, которыми в процессе обучения должен был овладеть сотрудник.
Данные по обучения персонала в ООО "Строительно-Монтажное Предприятие" за 2014-2016 гг. представлены в таблице 3.
Таблица 3
Обучение персонала ООО "Строительно-Монтажное Предприятие" в 2014-2016 гг.
Показатель |
2014 г., чел. |
2015 г., чел. |
2016г., чел. |
Абс. (чел.) |
Относит. откл.. % |
||
2015/ 2014 |
2016/ 2015 |
2015/ 2014 |
2016/ 2015 |
||||
Планируемая численность обучаемого персонала |
30 |
35 |
37 |
5 |
2 |
16,7 |
5,7 |
Фактическая численность обученного персонала, в том числе: |
22 |
17 |
15 |
-5 |
-2 |
-22,7 |
-11,8 |
- повысили квалификацию |
15 |
13 |
15 |
-2 |
2 |
-13,3 |
15,4 |
- прошли профессиональную подготовку и переподготовку, в том числе |
7 |
4 |
- |
-3 |
-4 |
-42,9 |
0,0 |
- подготовлено |
2 |
2 |
- |
0 |
-2 |
0,0 |
0,0 |
- переподготовлено |
5 |
2 |
- |
-3 |
-2 |
-60,0 |
0,0 |
Количество прошедших обучение. % |
73,3 |
48,6 |
40,5 |
-24,7 |
-8,1 |
- |
- |
Согласно представленным в таблице 3 данным руководство ООО "Строительно-Монтажное Предприятие" ежегодно планировало увеличивать число обучаемого персонала в рамках осуществления повышения квалификации. Однако фактически обучение прошли гораздо меньше сотрудников, чем было запланировано изначально.
Следует также отметить, что численность прошедших обучение в 2015 г. снизилось на 24,7%, а в 2016 г. на 8,1%, составив 48,6% и 40,5% соответственно. Данные изменения негативно отражают управление развитием персонала и требуют внесение корректив в реализацию процесса.
Основой проводимого на предприятии обучения часто является проведённая аттестация, которая направлена определение степени загрузки работников и использования его по специальности, степени его квалификации, соответствия рабочему месту или должности, выявление направления для совершенствования программы и применяемых методов обучения
Для контроля профессиональной квалификации сотрудников рассматриваемого предприятия применяется аттестация. Результаты проведения аттестации персонала на рассматриваемом предприятии за 2014-2016 гг. представлены в таблице 4.
Таблица 4
Оценка проведения аттестации персонала ООО "Строительно-Монтажное Предприятие"
Показатель |
2014г |
2015г |
2016г |
Изменение |
Темп роста, % |
||
2015/ 2014 |
2016/ 2015 |
2015/ 2014 |
2016/ 2015 |
||||
Аттестация по истечении испытательного срока, всего, чел. |
32 |
28 |
- |
-4 |
-28 |
87,5 |
- |
Из них успешно прошедших аттестацию |
30 |
24 |
- |
-6 |
-24 |
80 |
- |
- непрошедших аттестацию |
2 |
4 |
- |
2 |
-4 |
200 |
- |
Аттестация при проведении ротации кадрового состава, всего, чел.: |
- |
2 |
4 |
+2 |
2 |
100 |
200 |
Из них: - проводилась аттестация, в т. ч. |
- |
2 |
2 |
+2 |
- |
100 |
100 |
- количество персонала, успешно прошедших аттестацию |
- |
2 |
2 |
+2 |
- |
100 |
100 |
- не проводилась аттестация |
- |
- |
2 |
- |
+2 |
- |
100 |
Согласно представленным в таблице 4 данным на рассматриваемом предприятии аттестация проводилась по истечении испытательного срока персонала при приеме на работу, а также при проведении ротации кадров. В 2016 г. лишь 4 человека проходило аттестационные процедуры, что в несколько раз ниже уровня предыдущего года. Данное обстоятельство было связано с нежеланием руководства предприятия расходовать средства, а также с относительно высокой степенью текучести кадров, в связи с чем, количество сотрудников, планируемых к аттестации в ООО "Строительно-Монтажное Предприятие" сократилось.
Следует также отметить, что недостатком в организации аттестационных процедур при реализации обучения являлось отсутствие в ряде случаев проведения аттестации работников при проведении ротации кадров из одного отдела в другой или с одной позиции на другую.
В качестве продолжения оценки эффективности проведения аттестации персонала, в рамках реализации управления обучением персонала ООО "Строительно-Монтажное Предприятие" необходимо рассмотреть методы, которые применялись при проведении аттестации работников организации (см. табл. 5).
Таблица 5
Методы аттестации персонала ООО "Строительно-Монтажное Предприятие"
Показатель |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
Изм-е, чел. |
Относит. отклон., % |
||
2015/ 2014 |
2016/ 2015 |
2015/ 2014 |
2016/ 2015 |
||||
Аттестация методом ранжирования, всего, чел., из них: |
12 |
10 |
- |
-2 |
-10 |
-16,7 |
-100,0 |
- успешно прошедших аттестацию |
10 |
8 |
- |
-2 |
-8 |
-20,0 |
-100,0 |
- неуспешно прошедших аттестацию |
2 |
2 |
- |
0 |
-2 |
0,0 |
-100,0 |
Аттестация методом шкалы оценок, всего, чел.: |
20 |
20 |
4 |
0 |
-16 |
0,0 |
-80,0 |
Из них: - прошедшие аттестацию |
20 |
18 |
2 |
-2 |
-16 |
-10,0 |
-88,9 |
- не прошедших аттестацию |
- |
2 |
2 |
+2 |
0 |
100,0 |
0,0 |
Всего, чел. |
32 |
30 |
4 |
-2 |
-26 |
-6,3 |
-86,7 |
Представленные в таблице данные 5 свидетельствуют о том, что на рассматриваемом предприятии в качестве применяемых методов аттестации персонала активно использовались лишь 2 метода – метод ранжирования и метод шкалы оценок, что в настоящее время является явно недостаточным.
Таким образом, применяемые методы и формы обучения сотрудников имеют ряд недостатков, и недостаточно эффективны, что подтверждается данными проведенного анализа.
2.3. Пути повышения эффективности обучения персонала на предприятии
Выбор методов обучения сотрудников – задача, которую должны решать каждые конкретные отделы индивидуально, при этом, как показывает иностранный опыт, на цели обучения необходимо направлять порядка 8-10% от фонда заработной платы. По сути, это инвестиционные вложения, которые окупятся довольно быстро.
Важно понимать, что промышленному предприятию намного сложнее удовлетворить высокоспецифичный рыночный спрос, чем предприятию сферы услуг, из-за более длительного времени отклика на заказы клиента.
Основным критерием выбора программы обучения производственного персонала в ООО "Строительно-Монтажное Предприятие" должно являться её актуальность и практическая направленность. Предприятию не нужны производственные академики, а нужны люди, которые могут производить выполнять качественную работу в соответствие с последними достижениями в данной сфере. То есть применяемое обучение должно быть направлено только на конкретные идеи и технологии, которые можно применить в повседневных производственных процессах.
Формирование программы должно быть очень жёстко и логично привязано к технологическому процессу и модели компетенций. Сложность осуществления обучения по компетенциям, устраняется приглашением специализированных консультантов по созданию программ развития по компетенциям производственников.
Является целесообразным разработка ряда внутренних тренингов в области методик и систем бережливого производства. Проводимое обучение может включать в себя ряд тем, связанных с основными понятиями и подходами бережливого производства, должно предусматривать выполнение практических заданий, прохождение итогового теста и получение сертификата. В результате на предприятии может быть сформирована небольшая группа сотрудников, обладающая системным пониманием процессов непрерывных улучшений, которая сможет взять на себя лидерскую роль в реализации улучшений, направленных на повышение эффективности работы и сокращение всех видов производственных потерь.