Файл: Обучение персонала организации. Теоретические основы обучения персонала в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2023

Просмотров: 1101

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Анализ показателей, характеризующих управление обучением персонала в организации

Как было определено из предыдущего параграфа большую часть персонала рассматриваемого предприятия составляют производственные рабочие. От степени профессионализма рядовых исполнителей зависит качество выполняемых работ, а значит и финансовые показатели, и конкурентоспособность предприятия. Руководство ООО "Строительно-Монтажное Предприятие" понимает это и старается в пределах финансовых возможностей контролировать и управлять данным процессом.

Как и на большинстве производственных российских предприятий, обучение персонала в ООО "Строительно-Монтажное Предприятие" включает в себя:

- первичное обучение новых сотрудников при поступлении на работу. Данное обучение проводится в форме инструктажа одним из опытных членов предприятия или начальником отдела и направлено на изучение должностных обязанностей, раскрытие внутреннего распорядка работы, знакомство с условиями работы и оборудованием и т.п.;

- текущее периодическое (запланированное) обучение персонала, позволяющее закрепить профессиональные знания и освоить новые навыки;

- внеплановое повышение квалификации, связанное с повышением, переходом на другую должность, необходимостью освоения навыков работы на новом оборудовании и т.п.;

- повторное обучение тех работников, кто не смог успешно пройти аттестацию.

Применяемые на предприятии методы обучения перечислены в таблице 2.

Таблица 2

Методы обучения персонала на рабочем месте

Метод обучения

Характерные особенности метода

1. Сконцентрированное получение опыта

Систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план профессионального обучения, в котором изложены цели обучения

2. Производственный инструктаж

Информация, введение в специальность, адаптация, ознакомление обучающегося с его новой рабочей обстановкой

3. Смена рабочего места

Получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени создается представление о многогранности деятельности

4. Использование работников в качестве ассистентов стажеров

Обучение и ознакомление работника с проблемами высшего порядка задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности


Перечисленные в таблице 2 методы используются в ООО "Строительно-Монтажное Предприятие" в основном из-за того, что они позволяет наглядным способом передают знания, их результат достаточно легко проконтролировать, а также есть возможность учета специфики деятельности предприятия.

Процесс обучения работников на рассматриваемом предприятии проводится в свободное от работы время, в связи с чем, менеджерами отдела кадров составляется план, на основании которого разрабатывается график. Разработанный план внутрифирменной подготовки создается специально для каждого конкретного отдела и ориентирован на развитие персонала, включающее в себя повышение квалификации, переподготовку или подготовку его к изменениям в организации. Также данный вариант обучения на месте позволяет сотруднику включаться в работу сразу же на месте, в процессе и обеспечивает взаимосвязанность с практикой.

Как правило руководит обучением начальник того отдела, в котором работает сотрудник. Он же несет ответственность за проводимое им обучение и за его результаты. По мере необходимости могут к обучению других сотрудников помимо начальника могут привлекаться отлично зарекомендовавшие себя и имеющие большой стаж специалисты предприятия. Преимуществом такой формы обучения является овладения именно теми навыками и информацией, которые нужны сотруднику для исполнения его должностных обязанностей. В процессе обучения слушатели овладевают знаниями о типичных проблемах, с которыми они могут столкнуться в профессиональной деятельности, нормах их решения задач и возможных вариантах развития ситуации. К недостаткам можно отнести относительную узость данного обучения и необходимость проводить его всякий раз, когда вводится в строй новое оборудование.

Для оценки эффективности проведенного обучения на предприятии используются типовые аттестационные листы, включающие в себя оценку по пятибалльной шкале, как уровня теоретических знаний, так и практических навыков, которыми в процессе обучения должен был овладеть сотрудник.

Данные по обучения персонала в ООО "Строительно-Монтажное Предприятие" за 2014-2016 гг. представлены в таблице 3.

Таблица 3

Обучение персонала ООО "Строительно-Монтажное Предприятие" в 2014-2016 гг.

Показатель

2014 г., чел.

2015 г., чел.

2016г., чел.

Абс. (чел.)

Относит. откл.. %

2015/ 2014

2016/ 2015

2015/ 2014

2016/ 2015

Планируемая численность обучаемого персонала

30

35

37

5

2

16,7

5,7

Фактическая численность обученного персонала, в том числе:

22

17

15

-5

-2

-22,7

-11,8

- повысили квалификацию

15

13

15

-2

2

-13,3

15,4

- прошли профессиональную подготовку и переподготовку, в том числе

7

4

-

-3

-4

-42,9

0,0

- подготовлено

2

2

-

0

-2

0,0

0,0

- переподготовлено

5

2

-

-3

-2

-60,0

0,0

Количество прошедших обучение. %

73,3

48,6

40,5

-24,7

-8,1

-

-


Согласно представленным в таблице 3 данным руководство ООО "Строительно-Монтажное Предприятие" ежегодно планировало увеличивать число обучаемого персонала в рамках осуществления повышения квалификации. Однако фактически обучение прошли гораздо меньше сотрудников, чем было запланировано изначально.

Следует также отметить, что численность прошедших обучение в 2015 г. снизилось на 24,7%, а в 2016 г. на 8,1%, составив 48,6% и 40,5% соответственно. Данные изменения негативно отражают управление развитием персонала и требуют внесение корректив в реализацию процесса.

Основой проводимого на предприятии обучения часто является проведённая аттестация, которая направлена определение степени загрузки работников и использования его по специальности, степени его квалификации, соответствия рабочему месту или должности, выявление направления для совершенствования программы и применяемых методов обучения

Для контроля профессиональной квалификации сотрудников рассматриваемого предприятия применяется аттестация. Результаты проведения аттестации персонала на рассматриваемом предприятии за 2014-2016 гг. представлены в таблице 4.

Таблица 4

Оценка проведения аттестации персонала ООО "Строительно-Монтажное Предприятие"

Показатель

2014г

2015г

2016г

Изменение

Темп роста, %

2015/ 2014

2016/ 2015

2015/ 2014

2016/ 2015

Аттестация по истечении испытательного срока, всего, чел.

32

28

-

-4

-28

87,5

-

Из них успешно прошедших аттестацию

30

24

-

-6

-24

80

-

- непрошедших аттестацию

2

4

-

2

-4

200

-

Аттестация при проведении ротации кадрового состава, всего, чел.:

-

2

4

+2

2

100

200

Из них: - проводилась аттестация, в т. ч.

-

2

2

+2

-

100

100

- количество персонала, успешно прошедших аттестацию

-

2

2

+2

-

100

100

- не проводилась аттестация

-

-

2

-

+2

-

100


Согласно представленным в таблице 4 данным на рассматриваемом предприятии аттестация проводилась по истечении испытательного срока персонала при приеме на работу, а также при проведении ротации кадров. В 2016 г. лишь 4 человека проходило аттестационные процедуры, что в несколько раз ниже уровня предыдущего года. Данное обстоятельство было связано с нежеланием руководства предприятия расходовать средства, а также с относительно высокой степенью текучести кадров, в связи с чем, количество сотрудников, планируемых к аттестации в ООО "Строительно-Монтажное Предприятие" сократилось.

Следует также отметить, что недостатком в организации аттестационных процедур при реализации обучения являлось отсутствие в ряде случаев проведения аттестации работников при проведении ротации кадров из одного отдела в другой или с одной позиции на другую.

В качестве продолжения оценки эффективности проведения аттестации персонала, в рамках реализации управления обучением персонала ООО "Строительно-Монтажное Предприятие" необходимо рассмотреть методы, которые применялись при проведении аттестации работников организации (см. табл. 5).

Таблица 5

Методы аттестации персонала ООО "Строительно-Монтажное Предприятие"

Показатель

2014г.

2015г.

2016г.

Изм-е, чел.

Относит. отклон., %

2015/ 2014

2016/ 2015

2015/ 2014

2016/ 2015

Аттестация методом ранжирования, всего, чел., из них:

12

10

-

-2

-10

-16,7

-100,0

- успешно прошедших аттестацию

10

8

-

-2

-8

-20,0

-100,0

- неуспешно прошедших аттестацию

2

2

-

0

-2

0,0

-100,0

Аттестация методом шкалы оценок, всего, чел.:

20

20

4

0

-16

0,0

-80,0

Из них:

- прошедшие аттестацию

20

18

2

-2

-16

-10,0

-88,9

- не прошедших аттестацию

-

2

2

+2

0

100,0

0,0

Всего, чел.

32

30

4

-2

-26

-6,3

-86,7

Представленные в таблице данные 5 свидетельствуют о том, что на рассматриваемом предприятии в качестве применяемых методов аттестации персонала активно использовались лишь 2 метода – метод ранжирования и метод шкалы оценок, что в настоящее время является явно недостаточным.


Таким образом, применяемые методы и формы обучения сотрудников имеют ряд недостатков, и недостаточно эффективны, что подтверждается данными проведенного анализа.

2.3. Пути повышения эффективности обучения персонала на предприятии

Выбор методов обучения сотрудников – задача, которую должны решать каждые конкретные отделы индивидуально, при этом, как показывает иностранный опыт, на цели обучения необходимо направлять порядка 8-10% от фонда заработной платы. По сути, это инвестиционные вложения, которые окупятся довольно быстро.

Важно понимать, что промышленному предприятию намного сложнее удовлетворить высокоспецифичный рыночный спрос, чем предприятию сферы услуг, из-за более длительного времени отклика на заказы клиента.

Основным критерием выбора программы обучения производственного персонала в ООО "Строительно-Монтажное Предприятие" должно являться её актуальность и практическая направленность. Предприятию не нужны производственные академики, а нужны люди, которые могут производить выполнять качественную работу в соответствие с последними достижениями в данной сфере. То есть применяемое обучение должно быть направлено только на конкретные идеи и технологии, которые можно применить в повседневных производственных процессах.

Формирование программы должно быть очень жёстко и логично привязано к технологическому процессу и модели компетенций. Сложность осуществления обучения по компетенциям, устраняется приглашением специализированных консультантов по созданию программ развития по компетенциям производственников.

Является целесообразным разработка ряда внутренних тренингов в области методик и систем бережливого производства. Проводимое обучение может включать в себя ряд тем, связанных с основными понятиями и подходами бережливого производства, должно предусматривать выполнение практических заданий, прохождение итогового теста и получение сертификата. В результате на предприятии может быть сформирована небольшая группа сотрудников, обладающая системным пониманием процессов непрерывных улучшений, которая сможет взять на себя лидерскую роль в реализации улучшений, направленных на повышение эффективности работы и сокращение всех видов производственных потерь.