Файл: Облачные вычисления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.05.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Термин «программное обеспечение как услуга» (SaaS) считается частью архитектуры облачных вычислений, также как инфраструктура как услуга (IaaS), платформ как услуга (PaaS), рабочий стол как услуга (DaaS), сервер как услуга (SaS) и информационные технологии управления как услуга (ITMaaS)[40].

Централизованное размещение бизнес-приложений восходит к 1960 году. Начиная с того времени IBM и другие поставщики мейнфреймов ввели сервис обслуживания бизнес-бюро, также называемый как режим разделения времени или утилита вычислений. Такие услуги были включены в предложение вычисления мощности и хранения в базах данных для банков и других крупных организаций по всему миру с помощью центров обработки данных[41].

Распространение Интернета в течение 1990-х годов привело к новому классу централизованных вычислений, называемых провайдерами приложений (ASP). ASP предусматривает работу с сервисом хостинга и управлением специализированными бизнес-приложениями с целью сокращения расходов за счет централизованного управления и специализации поставщика решений в конкретном бизнес-приложении. Двумя крупнейшими родоначальниками ASP в мире были USI, с штаб-квартирой в Вашингтоне (США, округ Колумбия), и Futurelink Corporation, с штаб-квартирой в Оранж Каунти (США, штат Калифорния)[42].

Модель SaaS не имеет физической необходимости косвенной дистрибуции, так как она не распространяется физически и развертывается почти мгновенно. Первая волна компаний, предоставляющих SaaS, построили свою собственную экономическую модель, не включающую вознаграждение партнера в своей структуре ценообразования (кроме случаев, когда существуют определенные принадлежности). Ввод модели SaaS был труден для рынка традиционных издателей программного обеспечения. Во-первых, потому что модель SaaS не приносит им такую же структуру доходов, во-вторых, потому, что SaaS продолжает работать с дистрибьюторской сетью, снижает их прибыли и наносит ущерб для конкурентоспособности стоимости их продукции[43].

В отличие от традиционного программного обеспечения, которое обычно продается в виде бессрочной лицензией с первоначальными затратами (и необязательно постоянной абонентской платой), SaaS-провайдеры, как правило, устанавливают цену на приложения, используя абонентскую плату, чаще всего ежемесячную или ежегодную. Поставщики SaaS, как правило, оценивают свои приложения, основываясь на некоторых режимах использования, например, количестве пользователей, использующих приложение[44].


Относительно низкая стоимость для пользователя в многопользовательской среде позволяет некоторым поставщикам SaaS предложить приложения с использованием Freemium модели. В этой модели бесплатный сервис доступен с ограниченной функциональностью или областью, а плата взимается за расширенную функциональность или больший объем. Некоторые другие приложения SaaS полностью бесплатны для пользователей, а доходы появляются от альтернативных источников, таких как реклама[45].

Ключевым двигателем роста SaaS является способность продавцов SaaS обеспечения конкурентоспособной цены с локальным программным обеспечением[46].

Подавляющее большинство решений SaaS основано на многопользовательской архитектуре. С помощью этой модели одна версия приложения с одной конфигурацией (аппаратной, сетевой, операционной системой) используется для всех клиентов. Для поддержки масштабируемости приложение установлено на нескольких машинах (горизонтальное масштабирование). В некоторых случаях вторая версия приложения при установке предлагает выбрать группу клиентов, имеющих доступ к предварительной версии приложений (например, бета-версии) для тестирования. Это контрастирует с традиционным программным обеспечением, где несколько физических копий программного обеспечения являются потенциально разными версиями, с потенциально разной конфигурацией, и часто настроены или установлены на различных объектах заказчика[47].

Программное обеспечение по требованию обладает следующими ключевыми признаками:

  • доступ к программному обеспечению, разработанному в соответствии с моделью SaaS, предоставляется удалённо по сетевым каналам и, как правило, через веб-интерфейс, кроме того, могут использоваться тонкие клиенты и терминальный доступ;
  • программное обеспечение развёртывается в центре обработки данных в виде единого программного ядра, с которым работают все заказчики;
  • программное обеспечение предоставляется на условиях уплаты периодических арендных платежей;
  • обслуживание и обновление программного обеспечения выполняется централизованно на стороне поставщика приложения, предоставляемого как услуга (SaaS) [48];
  • стоимость технической поддержки обычно включается в арендную плату.

В качестве достоинств использования модели SaaS заказчиками можно представить:

  • отсутствие необходимости установки программного обеспечения на рабочих местах пользователей;
  • радикальное сокращение затрат на развёртывание системы в организации: расходы на аренду помещения, организацию дата-центра, оплату труда сотрудников и подобные;
  • сокращение затрат на техническую поддержку и обновление развернутых систем;
  • быстрота внедрения, обусловленная отсутствием затрат времени на развертывание системы[49];
  • понятный интерфейс;
  • ясность и предсказуемость платежей, защита инвестиций;
  • мультиплатформенность;
  • возможность получить более высокий уровень обслуживания программного обеспечения[50].

В качестве достоинств использования модели SaaS разработчиками можно представить:

  • рост популярности веб-сервисов для конечных пользователей;
  • развитие веб-технологий, большие функциональные возможности веб-приложений и простота их реализации;
  • быстрые процессы внедрения и сравнительно низкие затраты ресурсов на обслуживание конкретного клиента;
  • лёгкое проникновение на глобальные рынки;
  • отсутствие проблем с нелицензионным распространением программного обеспечения;
  • защита инвестиций разработчика в процесс продаж;
  • в долгосрочном периоде доходы от SaaS могут оказаться выше прибыли, полученной от продажи лицензий и оказания технической поддержки[51].

SaaS была включена в стратегию всех ведущих компаний корпоративного программного обеспечения. Одним из самых больших пунктов продаж в этих компаниях является потенциальное снижение расходов на поддержку информационных технологий, на аутсорсинг оборудования, на обслуживание программного обеспечения и на поддержку SaaS провайдера[52].

Согласно оценке Gartner Group, продажи SaaS в 2010 году достигли 10 миллиардов долларов и по прогнозам увеличились до 12 миллиардов в 2011 году (на 20,7%). Gartner Group считает, что доходы SaaS будут более чем удвоены к 2015 (по сравнению с 2010) и прогнозируемо достигнут 21,3 миллиарда долларов. Управление взаимоотношениями с клиентами продолжает оставаться крупнейшим рынком для SaaS. Доходы SaaS на рынке управления взаимоотношениями с клиентами, достигли 3,8 миллиардов долларов в 2011 году, по сравнению с 3,2 миллиарда в 2010 году[53] [3, 4, 5, 9, 12, 13].

2.5. Рабочий стол как услуга. Модель DaaS

Рабочий стол как услуга (Desktop as a Service; DaaS) является моделью распространения и эксплуатации программного обеспечения, получившей известность в начале 2000-х годов и являющейся логическим продолжением SaaS[54].

При предоставлении услуги DaaS клиенты получают полностью готовое к работе стандартизированное виртуальное рабочее место, которое каждый пользователь имеет возможность дополнительно настраивать под свои задачи. Таким образом, пользователь получает доступ не к отдельной программе, а к необходимому для полноценной работы программному комплексу[55].

Физически доступ к рабочему месту пользователь может получить через локальную сеть или Интернет. В качестве терминала может использоваться ПК или ноутбук, нетбук и даже смартфон. Устройство доступа используется в качестве тонкого клиента и требования к нему минимальны[56].


Основными достоинствами DaaS являются:

  • возможность быстро организовать офис с минимальными первоначальными затратами;
  • возможность дать доступ к полноценному рабочему месту для разъездных сотрудников;
  • дополнительная защита основного массива корпоративной информации;
  • стандартизация рабочих мест;
  • контроль над потоками данных пользователей и централизованное обслуживание.

Основными недостатками DaaS является зависимость от качества канала связи и рост Интернет-трафика[57] [5, 8, 12].

По итогам данной главы можно сделать вывод, что сервисы облачных вычислений охватывают большую часть рынка информационных услуг и позволяют применять их в любой сфере, принося экономическую выгоду и другие преимущества. Помимо экономического эффекта, главным преимуществом облачных сервисов является аппаратная независимость.

Заключение

В рамках данной работы были изучены понятие облачных вычислений и история данной технологии, история появления термина и пик в 90-х годах. Технология облачных вычислений является сложной комбинацией программных и аппаратных решений, обеспечивающих возможности централизованного хранения данных и сетевого доступа к различным сервисам и услугам в Интернете. Также были рассмотрены варианты пользования и пользователи услуг облачных вычислений.

Отдельным вопросом были даны описания пяти основных характеристик облачных вычислений, определенных национальным институтом стандартов и технологий США: самообслуживания по требованию, универсального доступа по сети, объединения ресурсов, эластичности и учёта потребления. Также рассмотрены некоторые неосновные характеристики.

В специальной части работы были рассмотрены модели предоставления облачных вычислений: инфраструктура как услуга, платформа как услуга и программное обеспечение как услуга. Была рассмотрена общая структура архитектуры облачных вычислений с выделением каждой из трех моделей предоставления услуг.

Детальному рассмотрению была подвержена инфраструктура как услуга, был рассмотрен принцип ее действия и пользователи данной модели. Дополнительно были рассмотрены виртуализация и облачный хостинг.

Также детально была рассмотрена платформа как услуга, были описаны способы ее предоставления, история появления и развития, преимущества и недостатки. Помимо этого детальному анализу подверглись модели развертывания и позиция на рынке.


В качестве третьего слоя предоставления облачных вычислений было рассмотрено программное обеспечение как услуга, поставляемые ею приложения, история появления и развития и архитектура. Также были представлены ключевые признаки, достоинства использования модели заказчиками и разработчиками и позиция на рынке.

Дополнительно была рассмотрена модель рабочего стола как услуги, являющаяся логическим продолжением программного обеспечения как услуги. Были рассмотрены принцип работы рабочего стола как услуги, основные достоинства и недостатки.

По итогам данной работы можно сделать вывод об увеличении популярности технологии облачных вычислений в наши дни. Технология облачных вычислений находится на своем пике и постепенно занимает нишу других ИТ-сервисов и услуг. Облачные вычисления являются довольно перспективной технологией, которая постоянно обновляется и модернизируется с целью удовлетворения потребностей заказчиков. Не исключено, что через некоторое, не сильно далекое время, все вычисления в сфере информационных технологий будут производиться исключительно посредством облачных вычислений.

Список использованных источников

  1. Гореткина Е. Amazon уходит в отрыв на рынке IaaS/PaaS / Е. Гореткина // PC Week. – М., 2013. - №15. – С. 46-48.
  2. Заборовский В. Платформа управления киберфизическими объектами / В. Заборовский, А. Лукашин, В. Мулюха // Открытые системы. – М., 2014. - №09. – С. 16-21.
  3. Норр Т. Облачные сервисы масштаба WWW / Т. Норр, К. Шенг, Ш. Дустдар // Открытые системы. – М., 2014. - №07. – С. 42-43.
  4. Онищук Ю. С облаков на землю / Ю. Онищук // Сети/network world. – М., 2013. - №04. – С. 32-35.
  5. Пойда А. Обработка Больших Данных в облаках / А. Пойда, А. Поялков, А. Новиков // Открытые системы. – М., 2013. - №10. – С. 16-22.
  6. Ривкин М. Облачные иллюзии / М. Ривкин // Открытые системы. – М., 2014. - №07. – С. 26-31.
  7. Серрано Н. Сервисы, архитектура и унаследованные системы / Н. Серрано, Х. Эрнантес, Г. Галлардо // Открытые системы. – М., 2014. - №08. – С. 76-81.
  8. Смирнов Н. Айсберги облачных решений / Н. Смирнов. // Директор информационной службы. – М., 2014. - №10. – С. 23-26.
  9. Тульский Р. Управление гибридными средами / Р. Тульский // Открытые системы. – М., 2014. - №04. – С. 17-22.
  10. Хасселл Д. Неудобная правда об общедоступных облаках / Д. Хасселл // Директор информационной службы. – М., 2014. - №07. – С. 7-12.
  11. Хо А. Стимулирование инноваций с помощью IaaS / А. Хо // PC Week. – М., 2014. - № 21. – С. 42-45.
  12. Черняк Л. Гибридные облака: новый виток виртуализации / Л. Черняк // Открытые системы. – М., 2014. - №09. – С. 11-15.
  13. Черняк Л. Платформа для облаков: fabric computing / Л. Черняк // Открытые системы. – М., 2014. - №08. – С. 42-46.