Файл: Юридические лица как субъекты предпринимательской деятельности.pdf
Добавлен: 14.05.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 3
Тем не менее в сегодняшней России большинство некоммерческих организаций вынуждено заниматься предпринимательской деятельностью. Поэтому действующее законодательство не запрещает предпринимательскую деятельность некоммерческих организаций, устанавливая ряд требований, соблюдение которых является для них обязательным.
Во-первых, предпринимательская деятельность не должна быть основной целью деятельности некоммерческой организации, иначе она превращается в коммерческую (п. 1 ст. 50 ГК РФ).
Во-вторых, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы и в соответствии с этими целями (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Это означает, что предпринимательская деятельность некоммерческих организаций должна соответствовать двум условиям: служить достижению целей организации, т.е. укреплять ее материально-техническую базу, быть источником формирования имущества, используемого для целей организации, привлекать к труду членов организации, имеющих физические недостатки и лишенных возможности трудиться в обычных условиях (слепых, глухих), а также способствовать реализации прочих общественно полезных целей организации; соответствовать уставным целям организации и не выходить за рамки ее уставной правоспособности.
Важно отметить, что прибыль, полученная в результате деятельности некоммерческой организации, не распределяется между участниками.
Для того чтобы создать стройную систему юридических лиц, необходимо установить исчерпывающий перечень форм некоммерческих организаций в одном законе - Гражданском кодексе Российской Федерации, так же как и для коммерческих организаций, и не отсылать к другим законам, которые могут иметь только специальный характер, раскрывая категории, определенные в Гражданском кодексе. Подобный вывод также содержится и в Концепции развития законодательства о юридических лицах. Авторы Концепции предлагают предусмотреть в Гражданском кодексе пять организационно-правовых форм, разделяя их на две группы:
1) для корпораций (потребительский кооператив, общественная организация и объединение лиц);
2) для юридических лиц некорпоративного характера (учреждение и фонд.
Безусловно, предложения разработчиков Концепции о закреплении в Гражданском кодексе Российской Федерации исчерпывающего перечня организационно-правовых форм некоммерческих организаций в принципе должны быть поддержаны. Но, как справедливо отмечает Т.В. Сойфер, «к решению этого вопроса следует подойти серьезно и взвешенно, выработав четкие критерии, разграничивающие отдельные организационно-правовые формы»[14]. Такие критерии должны учитывать не только гражданско-правовые аспекты статуса некоммерческих организаций (наличие или отсутствие членства, порядок формирования имущества и пр.), но и возможные способы реализации ими своих функций.
Заключение
Субъект предпринимательского права – лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником предпринимательских правоотношений.
Признаками субъектов предпринимательского права являются:
1. Легитимация в установленном законом порядке. Индивидуальные предприниматели и организации легитимируются в качестве хозяйствующих субъектов с помощью государственной регистрации. Российская Федерация и субъекты РФ не нуждаются в государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательского права, так как в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Основными законами субъектов Российской Федерации они имеют соответствующую компетенцию для осуществления хозяйственной деятельности.
2. Наличие хозяйственной компетенции, т. е. совокупности хозяйственных прав и обязанностей, которыми наделен хозяйствующий субъект в соответствии с законом, учредительными документами, а в отдельных случаях – на основании лицензии.
Выделяют общую, ограниченную, специальную и исключительную компетенцию.
а) общая компетенция дает возможность субъектам иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом. Общей компетенцией обладают коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законодательством (ст. 49 ГК РФ);
б) ограниченную компетенцию имеет субъект, который самостоятельно ограничил свою хозяйственную компетенцию в учредительных документах, закрепив цель своей деятельности в учредительных документах. Сделки, совершенные организациями в противоречии с целями деятельности, определенно (исчерпывающе) ограниченными в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст. 173 ГК РФ (по иску этого юридического лица или его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности).
в) специальной компетенцией закон наделяет субъектов, которые в силу прямого указания закона обязаны закрепить цель своей деятельности в учредительных документах. Они могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. К субъектам специальной компетенции относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия и некоммерческие организации.
г) исключительной компетенцией обладают субъекты, избравшие для себя такой вид деятельности, относительно которой законодателем установлен запрет осуществлять наряду с нею какие-либо иные виды предпринимательской деятельности (страховые компании, кредитные организации, аудиторские организации и др.). Сделки, совершенные организациями, в отношении которых законом предусмотрена специальная или исключительная компетенция, с нарушением предмета и целей их деятельности являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ.
3. Наличие обособленного имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности. Правовыми формами такого обособления могут быть право собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. Обособленное имущество учитывается субъектов на балансе и служит основой самостоятельной имущественной ответственности.
4. Самостоятельная имущественная ответственность – означает, что хозяйствующий субъект отвечает сам, своим имуществом перед контрагентами и государством. По общему правилу, учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника. Исключения из этого правила могут предусматриваться законом или учредительными документами.
Таким образом, весьма удобной и эффективной оказалась выработанная юриспруденцией конструкция нового, искусственного субъекта права, личность которого вполне самостоятельна и четко отделена от личности его создателей - физических лиц. Конструкция юридического лица продолжает и в наше время оставаться эффективным средством ведения предпринимательской и иной деятельности, служить удовлетворению тех потребностей, которые когда-то обусловили ее появление.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский Кодекс РФ. Часть 1 №51-ФЗ от 30 ноября 1994 г. // Российская газета – 1994, №238-239.
2. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Свод законов Российской Федерации – 1996, № 3. Ст. 14.
3. Федерального закона от 8 августа 2001 г. 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Российская газета. - 2001, № 153-154.- Ст.8.
4. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // Парламентская газета. – 2002, № 230. – Ст. 2.
5. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета. – 2011,№ 97.
6. Брачинский М. Юридические лица // Хозяйство и право. – 1998. - №3. С. 2.
7. Гонгало Б.М. Гражданское право / Б.М. Гонгало В 2 т. – т. 1 – М: Статут, 2016. – 508 с.
8. Дойников И.В. Предпринимательское право.- М., 1999.-С.28-30
9. Козлова Н.В. Организационные формы предпринимательства: достоинства и недостатки.// Законодательство – 1997. - № 2 – 186 с.
10. Скворцова Т.А., Смоленский М.Б. Предпринимательское право / Т.А. Скворцова. – М: Юстицинформ, 2014. – 179 с.
-
Козлова Н.В. Организационные формы предпринимательства: достоинства и недостатки.// Законодательство – 1997 — № 2 – С.23. ↑
-
Скворцова Т.А., Смоленский М.Б. Предпринимательское право /Т.А. Скворцова. – М: Юстицинформ, 2014. – С. 32. ↑
-
Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // Парламентская газета. – 2002 г. - № 230. – Ст. 2.
-
Федерального закона от 8 августа 2001 г. 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Российская газета. - 2001, № 153-154.- Ст.8. ↑
-
Скворцова Т.А., Смоленский М.Б. Предпринимательское право /Т.А. Скворцова. – М: Юстицинформ, 2014. – С. 32-34. ↑
-
Дойников И.В. Предпринимательское право.- М., 1999-С.28-30 ↑
-
Скворцова Т.А., Смоленский М.Б. Предпринимательское право /Т.А. Скворцова Юстицинформ, 2014. – С. 29. ↑
-
Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета. – 2011 г. – № 97. ↑
-
Гонгало Б.М. Гражданское право / Б.М. Гонгало В 2 т. – т. 1 – М: Статут, 2016. – С. 111-112. ↑
-
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2004 г. № 3-П. ↑
-
Гонгало Б.М. Гражданское право / Б.М. Гонгало В 2 т. – т. 1 – М: Статут, 2016. – С. 145-149. ↑
-
Скворцова Т.А., Смоленский М.Б. Предпринимательское право /Т.А. Скворцова. – М: Юстицинформ, 2014. – С. 35-36. ↑
-
Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Свод законов Российской Федерации – 1996 г. № 3. Ст. 145 ↑
-
Сойфер Т.В. К вопросу о правовом статусе некоммерческих организаций // Журнал российского права. -2009 г. - № 1. - С. 56. ↑