Файл: Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации ( Понятие и факторы внешней среды организации ).pdf
Добавлен: 14.05.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации
Понятие и факторы внешней среды организации
Понятие внутренней среды организации и ее составляющие
Типовые организационные структуры
Методы анализа внешней и внутренней среды организации
Глава 2. Анализ внешней и внутренней среды на примере ООО «Таксатор»
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «Таксатор»
2.2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Таксатор»
2.3. Направления совершенствования внешней и внутренней среды ООО «Таксатор»
Введение
В современных условиях анализ внешней и внутренней среды организации позволяет выявить рыночные возможности и риски, имеющие место при текущих условиях, при действующей в данное время стратегии, а так же вырабатывать требования для совершенствования контактов с внешней средой и совершенствования внутренней среды.
Анализ внешней среды организации позволяет получить важные результаты, касающиеся прогнозирования его будущего состояния и окружения, а так же разрабротать конкретные действия, направленные на предотвращение возможного влияния неблагоприятных факторов. Изменения во внешней среде могут оказывать существенное влияние на текущее и будущее экономическое состояние организации. Знание внешней среды организации позволит приспособиться к изменяющейся рыночной ситуации.
Анализ внутренней среды организации также является важным элементом управления, так как эффективность функционирования организации во многом зависит от качества работы составляющих ее элементов и качества связей внутри самой организации. В рамках организации можно выделить пять основных элементов: менеджмент, ресурсы, персонал, организационная структура, организационная культура, представляющих внутреннюю среду организации. Внутренней средой организации необходимо управлять, соблюдая научные принципы и накопленные знания в разных областях. В период коренной ломки хозяйственной и политической жизни потребность в эффективном управлении внутренней средой организации резко возрастает, так как с организациями, пребываниями в них связана вся жизнь человека.
Данную тему рассматривали многие зарубежные и отечественные ученные и экономисты, среди которых можно выделить следующих: М. X.Мескон, Портер, Виханский и др.
Цель курсовой работы – исследовать теоретические и практические аспекты анализа внешней и внутренней среды организации.
Для достижения поставленнйо цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и выявить факторы внешней среды организации;
- дать определение внутренней среды организации и проанализировать ее основные элементы;
- изучить основные методы анализа внешней и внутренней среды организации;
- провести анализ внешней и внутренней среды ООО «Таксатор»;
- разработать направления совершенствования внешней и внутренней среды ООО «Таксатор».
Предмет курсовой работы – внешняя и внутренняя среда организации.
Объект курсовой работы –организация ООО «Таксатор».
Методы исследования, используемые в работе - анализ, синтез, дедукция, индукция, абстрагирование, наблюдение, метод системного анализа.
При написании данной работы использовалась различная литература:
-теоретического характера (учебники, учебные пособия),
-аналитического характера (статьи из специализированных газет и журналов:«Консультант директора», «Менеджмент в России и за рубежом», «Менеджмент»).
Практическая значимость работы заключается в том, что основные выводы и предложения могут быть использованы в практической деятельности ООО «Таксатор» при анализе его внешней и внутренней среды.
Глава 1. Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации
Понятие и факторы внешней среды организации
Проблема взаимоотношения организации и среды в науке стала рассматриваться впервые в работах А. Богданова и Л-фон-Берталанфи в первой половине ХХ века. Однако в менеджменте значение внешней среды для организаций было осознано только в 60-е годы в условиях усиления динамизма ее факторов и нарастания кризисных явлений в экономике[6, c. 158].
Первоначальная внешняя среда организации рассматривалась как заданные условия деятельности, неподконтрольные руководству. В настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что для того, чтобы выжить и развиваться в современных условиях любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности[3, c. 104].
Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Внешняя среда зависит от внешних и внутренних факторов влияния[1, c. 43].
Внешние факторы влияния - условия, которые организация не может изменить, но должна постоянно учитывать в своей работе: профсоюзы, правительство, экономические условия. Если говорить о числе внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, то если на нее давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, положим, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии. Подобным образом, когда речь идет о разнообразии факторов, организация, использующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должна считать условия обеспечения менее сложными, чем организация, у которой эти параметры иные[1, c. 44].
Зарубежные ученые уделяют большое внимание так называемому STEP-анализу (или PEST).Данный анализ проводится по блокам факторов. В блок социокультурных факторов входят: социальные, технологические, экономические и политические факторы[4, c. 117].
Социальные факторы - демографические процессы, распределение доходов, социальная мобильность, изменения в стиле жизни, отношение к работе и отдыху, отношение потребителей, уровень образования, уровень преступности.
К технологическим факторам относятся: затраты правительства на исследования, внимание правительства и отрасли к технологической поддержке, новые открытия, развитие технологий, скорость изменения технологии, степень устаревания.
Из экономических факторов можно выделить: экономические циклы, тенденции увеличения или уменьшения валового национального продукта, предложение денег, инфляцию, безработицу, скрытые доходы, возможные источники сырья и их стоимость.
В блок политических факторов входят: антимонопольное законодательство и регулирование, законы об охране окружающей среды, налоговая политика, регулирование международной торговли, трудовое законодательство, стабильность правительства[8, c. 57].
Говоря о глубинных изменениях в системе управления организацией в ведущих западных корпорациях в последнее время, следует выделить следующие факторы бизнес-среды:
- формирование новых высокотехнологичных отраслей;
- автоматизация производства, использование гибких технологий и форм организации производства;
- интеграция науки с производством;
- формирование информационного комплекса;
- автоматизация управленческого труда;
- демографические и структурные изменения в обществе;
- повышение стоимости рабочей силы;
- усложнение трудовой мотивации;
- переориентация системы ценностей;
- расширение многообразия форм предпринимательства;
- интернационализация бизнеса;
- избирательное и целенаправленное вмешательство государства в сферу труда;
- признание возрастающей роли фактора человеческих ресурсов в философской и экономической мысли;
- смена парадигмы - от рационального аналитического к синтетическому системному подходу;
- обобщение практики хозяйствования на основе системной методологии[7, c. 124].
Поставщики представляют собой важный элемент внешней среды, непосредственно воздействующий на деятельность предприятия. В связи с этим организация взаимодействия с поставщиками должна предусматривать функционирование следующих принципов:
- множественность критериев выбора поставщиков;
- наличие поставщиков одного ресурса;
- взаимодействие с поставщиками с самого начала разработки товара;
- взаимодействие с поставщиками на разном уровне управления предприятием[10, c. 43].
Таким образом, степень влияния поставщиков на производственно-хозяйственную деятельность зависит в основном от двух факторов:
- является ли поставщик монополистом;
- редкость ресурсов, предоставляемых поставщиком предприятию.
Степень влияния потребителей зависит от следующих факторов:
- потребитель – монополист;
- потребитель олигополист;
- товар является стандартным[6, c. 159].
На поведение индивидуальных потребителей влияют несколько групп факторов:
- Фактор культурного уровня (особенности национального поведения потребителей, принадлежность к определенному классу).
- Факторы социального порядка (ближайшее окружение потенциальных покупателей: семья, родственники, друзья, соседи).
- Факторы индивидуального порядка (доход, род занятий, образование и другие характеристики личности).
- Факторы психологического порядка – какими мотивами руководствуется человек при покупке товара (теория мотивации З. Фрейда, А. Маслоу) [8, c. 59].
Для организации взаимодействия с покупателями важно осознавать этапы принятия решения о покупке товаров:
1 этап – осознание проблемы.
2 этап – поиск информации о товарах.
3 этап – оценка вариантов, объективных и субъективных свойств товара, цены, образ марки товара.
4 этап – покупка.
5 этап – реакция на покупку.
На каждом этапе, для эффективного взаимодействия с покупателями, предприятие должно активно использовать рекламу, качество товара, его свойства, подкрепления к товару (монтаж, сервис, гарантии, кредитование, транспортировка) [10, c. 44].
Организация взаимодействия с конкурентами может осуществляться несколькими вариантами. Рассмотрим их более подробно.
Первый вариант – независимое поведение организации, присущее лидеру рынка.
Второй вариант – опережающее поведение. Оно строится на изучении конкурентов и главная цель – опередить их в тех или иных вопросах.
Третий вариант взаимодействия с конкурентами – согласованное поведение. Например, создание картелей.
Четвертый вариант – агрессивное поведение, ценовая война.
Пятый вариант – следование за лидером, характерно для аутсайдеров.
Также для организации важным элементом внешней среды, о котором она должна постоянно помнить, является потенциальная конкуренция. Потенциальная конкуренция означает, что сегодня конкурентов нет, но они могут появиться в любой момент. Угроза прихода потенциальных конкурентов зависит от высоты барьеров входа на рынок [11, c. 88].
Рассмотрим факторы, влияющие на высоту барьеров:
- капиталоемкость производства;
- лицензии, которые выдаются государственными органами;
- эффект масштаба;
- эффект опыта;
- наличие каналов сбыта, которые не доступны потенциальным конкурентам [1, c. 47].
Таким образом, внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Современный рынок действует в условиях, когда факторы внешней среды оказывают существенное влияние на деятельность отдельных субъектов. К таким факторам относятся политические, социальные, технологические и экономические. Для оптимизации связей с внешней средой, для минимизации рисков, связанных с конкурентами, организации необходимо постоянно следить за технологиями и техникой производственно-хозяйственной деятельности.