ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2019
Просмотров: 573
Скачиваний: 4
Лекции по интернет-программированию
Программи́рование — в обычном понимании, это процесс создания компьютерных программ.
В узком смысле (так называемое кодирование) под программированием понимается написание инструкций — программ — на конкретном языке программирования (часто по уже имеющемуся алгоритму — плану, методу решения поставленной задачи). Соответственно, люди, которые этим занимаются, называются программистами (на профессиональном жаргоне — кодерами), а те, кто разрабатывает алгоритмы — алгоритмистами, специалистами предметной области, математиками.
В более широком смысле под программированием понимают весь спектр деятельности, связанный с созданием и поддержанием в рабочем состоянии программ — программного обеспечения ЭВМ. Более точен современный термин — «программная инженерия» (также иначе «инженерия ПО»). Сюда входят анализ и постановка задачи, проектирование программы, построение алгоритмов, разработка структур данных, написание текстов программ, отладка и тестирование программы (испытания программы), документирование, настройка (конфигурирование), доработка и сопровождение.
Программирование для ЭВМ основывается на использовании языков программирования, на которых записывается программа. В настоящее время для того, чтобы программа могла быть понята и исполнена ЭВМ, требуется специальный инструмент — транслятор.
В настоящее время активно используются так называемые интегрированные среды разработки программ, включающие в свой состав также редактор для ввода и редактирования текстов программ, отладчики для поиска и устранения ошибок в программах, трансляторы с различных языков программирования, компоновщики для сборки программы из нескольких модулей и другие служебные программы.
Текстовый редактор среды программирования может иметь специфичную функциональность, такую как индексация имен, отображение документации, средства визуального создания пользовательского интерфейса. С помощью текстового редактора программист производит набор и редактиктирования текста содаваемой программы, который называют исходным кодом («исходник» — на профессиональном жаргоне). Язык программирования определяет синтаксис и изначальную семантику исходного кода, семантика языка программирования может расширяться текстом программы, дополнительными библиотеками и программно-аппаратным окружением, в котором выполняется программа. Компилятор преобразует текст программы в машинный код, непосредственно исполняемый электронными компонентами компьютера. Интерпретатор либо явно не преобразует текст программы в машинный код, либо неявно делает такое преобразование в процессе выполнения программы.
Программирование в широком смысле можно разбить на несколько стадий:
-
Проектирование — разработка комплекса алгоритмов
-
Кодирование и компиляцию — написание исходного текста программы и преобразование его в исполнимый код с помощью компилятора
-
Тестирование и отладку — выявление и устранение ошибок в программах,
-
Испытания и сдачу программ
HTML (от англ. HyperText Markup Language — «язык разметки гипертекста») — стандартный язык разметки документов во Всемирной паутине. Большинство веб-страниц создаются при помощи языка HTML (или XHTML). Язык HTML интерпретируется браузерами и отображается в виде документа, в удобной для человека форме.
HTML является приложением («частным случаем») SGML (стандартного обобщённого языка разметки) и соответствует международному стандарту ISO 8879. XHTML же является приложением XML.
Общее представление
Язык HTML был разработан британским учёным Тимом Бернерсом-Ли приблизительно в 1989—1991 годах в стенах Европейского совета по ядерным исследованиям в Женеве (Швейцария). HTML создавался как язык для обмена научной и технической документацией, пригодный для использования людьми, не являющимися специалистами в области вёрстки. HTML успешно справлялся с проблемой сложности SGML путём определения небольшого набора структурных и семантических элементов — дескрипторов. Дескрипторы также часто называют «тегами». С помощью HTML можно легко создать относительно простой, но красиво оформленный документ. Помимо упрощения структуры документа, в HTML внесена поддержка гипертекста. Мультимедийные возможности были добавлены позже.
Изначально язык HTML был задуман и создан как средство структурирования и форматирования документов без их привязки к средствам воспроизведения (отображения). В идеале, текст с разметкой HTML должен был без стилистических и структурных искажений воспроизводиться на оборудовании с различной технической оснащённостью (цветной экран современного компьютера, монохромный экран органайзера, ограниченный по размерам экран мобильного телефона или устройства и программы голосового воспроизведения текстов). Однако современное применение HTML очень далеко от его изначальной задачи. Например, тег <TABLE>, несколько раз использованный для форматирования страницы, которую вы на даный момент читаете, предназначен для создания в документах самых обычных таблиц, но, как можно убедиться, здесь нет ни одной таблицы. С течением времени, основная идея платформонезависимости языка HTML была отдана в своеобразную жертву современным потребностям в мультимедийном и графическом оформлении.
Браузеры
Текстовые документы, содержащие разметку на языке HTML (такие документы традиционно имеют расширение .html или .htm), обрабатываются специальными приложениями, которые отображают документ в его форматированном виде. Такие приложения, называемые «браузерами» или «интернет-обозревателями», обычно предоставляют пользователю удобный интерфейс для запроса веб-страниц, их просмотра (и вывода на иные внешние устройства) и, при необходимости, отправки введённых пользователем данных на сервер. Наиболее популярными на сегодняшний день браузерами являются Internet Explorer, Mozilla Firefox, Apple Safari, Google Chrome и Opera (см.: Браузер#Рыночные доли).
Версии
-
RFC 1866 — HTML 2.0, одобренный как стандарт 22 сентября 1995 года;
-
HTML 4.0[2] — 18 декабря 1997 года;
-
HTML 4.01[3] (изменения, причём более значительные, чем кажется на первый взгляд) — 24 декабря 1999 года;
-
ISO/IEC 15445:2000[4] (так называемый ISO HTML, основан на HTML 4.01 Strict) — 15 мая 2000 года.
-
HTML 5[5] — в разработке. Конец разработки запланирован на 2014 год.
Официальной спецификации HTML 1.0 не существует. До 1995 года существовало множество неофициальных стандартов HTML. Чтобы стандартная версия отличалась от них, ей сразу присвоили второй номер.
Версия 3 была предложена Консорциумом всемирной паутины (W3C) в марте 1995 года и обеспечивала много новых возможностей, таких как создание таблиц, «обтекание» изображений текстом и отображение сложных математических формул. Даже при том, что этот стандарт был совместим со второй версией, реализация его была сложна для браузеров того времени. Версия 3.1 официально никогда не предлагалась, и следующей версией стандарта HTML стала 3.2, в которой были опущены многие нововведения версии 3.0, но добавлены нестандартные элементы, поддерживаемые браузерами Netscape Navigator и Mosaic.
В версии HTML 4.0 произошла некоторая «очистка» стандарта. Многие элементы были отмечены как устаревшие и нерекомендованные (англ. deprecated). В частности, элемент font, используемый для изменения свойств шрифта, был помечен как устаревший (вместо него рекомендуется использовать таблицы стилей CSS).
В 1998 году консорциум Всемирной паутины начал работу над новым языком разметки, основанном на HTML 4, но соответствующим синтаксису XML. Впоследствии новый язык получил название XHTML. Первая версия XHTML 1.0 одобрена в качестве Рекомендации консорциума Всемирной паутины 26 января 2000 года.
Планируемая версия XHTML 2.0 должна была разорвать совместимость со старыми версиями HTML и XHTML, но 2 июля 2009 года консорциум Всемирной паутины объявил, что полномочия рабочей группы XHTML2 истекают в конце 2009 года. Таким образом, была приостановлена вся дальнейшая разработка стандарта XHTML 2.0[6].
Перспективы
В настоящее время Консорциум всемирной паутины разрабатывает HTML версии 5. Черновой вариант спецификации языка появился в Интернете 20 ноября 2007 года.
Сообществом WHATWG (англ. Web Hypertext Application Technology Working Group), начиная с 2004 года, разрабатывается спецификация Web Applications 1.0, часто неофициально называемая «HTML 5», которая расширяет HTML (впрочем, имея и совместимый с XHTML 1.0 XML-синтаксис) для лучшего представления семантики различных типичных страниц, например форумов, сайтов аукционов, поисковых систем, онлайн-магазинов и т. д., которые не очень удачно вписываются в модель XHTML 2.
Структура HTML-документа
HTML — теговый язык разметки документов. Любой документ на языке HTML представляет собой набор элементов, причём начало и конец каждого элемента обозначается специальными пометками — тегами.
Тег, те́ги (иногда тэг[1], англ. tag, читается /tæg/) в SGML (в HTML, WML, AmigaGuide, языках семейства XML) — элемент языка разметки гипертекста. Более правильное название — дескриптор.[2][3][4][5] Например, текст Википедии, заключенный между начальным тегом <small>и конечным тегом </small> (от англ. small маленький) предписывает отображать его меньше основного текста.Например:Это маленький текст.А это большой.(<big>—</big>).
В XML тег является элементом документа, а текст, содержащийся между начальным и конечным тегом — содержанием элемента.
Синтаксис тегов
Используют либо только два тега — открывающий, или начальный, и закрывающий, или конечный, или еще дополнительно в зависимости от реализации языка возможно применение одиночного тега и тега пустого элемента. Например, тег отступа абзаца может оформлять абзац между <p> </p>, а может в одиночной форме до следующего первого попавшегося <p>
Пример пустого элемента: <HR></HR> - разрыв текста без сохранения отступов, но вы можете использовать специальную форму записи тега, используя меньшее число символов: <HR/>
Набор и рекомендуемые интерпретации тегов определены организацией W3C.
В SGML можно назначать другие символы для обрамления тега (например, фигурные скобки), но в некоторых подмножествах этого языка (например, HTML) и XML такая возможность отсутствует.
Кроме того, существуют разные системы языков-подмножеств, которые используются, с меньшими возможностями, например на веб-форумах и досках объявлений используется язык разметки BBCode, теги которого ограничиваются символами квадратных скобок: [ ].
Например, [url="http://ru.wikipedia.org"]Русская Википедия[/url] — ссылка на языке BBCode, указывающая на страницу русской Википедии.
Атрибуты
У тега могут быть свойства, называемые
атрибутами, дающие дополнительные
возможности форматирования текста. Они
записываются в виде пары имя-значение,
причем нечисловое значение заключается
в кавычки.
Например, можно выделить
фрагмент текста определенным шрифтом
(тег <font>), указав в этом теге название
шрифта и желаемый размер: <font face="Times,
Arial, Courier" size=4> оформляемый
текст </font>
Тип элемента документа
Имя тега определяет тип элемента.
В HTML имя тега определяет лишь правила
разметки, так, имя тега «i» (например
<i>Курсивный
текст</i>) определяет, что
между тегами расположен текст, который
следует отображать в браузере в курсивном
начертании. XML представляет собой более
гибкий стандарт. Имена тегов в нем не
регламентируются жестко: пользователи
могут вводить и использовать для своих
нужд новые теги (см. XML).
Например,
мы сами для себя можем определить, что
элементом с именем тега «person» мы
определяем тип этого XML элемента,
как фамилия имя и отчество. И скажем,
год рождения, как часть информации по
данному человеку:
-
XML: <person>Иванов Иван Иванович <year>1984</year></person> Можно даже задать дополнительно в таблицах CSS, что все теги <person> будут определенного цвета.
-
HTML: <div name="person"> Иванов Иван Иванович, 1984 </div> Тут уже нет возможности сформировать элемент документа для анализа текста, но оформить можно.
Таким образом, HTML представляет собой неструктурированный текст, а XML — документ с иерархической структурой, что дает возможность обработки документа: трансформацию данных, поиск нужных элементов документа и т. д.
Структура элемента
В SGML и основанных на нем языках (HTML версий 2—4.01, языки семейства XML и т.д.) элементы должны быть строго вложенными друг в друга, «перехлест» элементов недопустим[6]:
-
неправильно: <a><b></a></b>
-
правильно : <person><i>Имя Фамилия</i></person>
Распространенное заблуждение, что SGML и HTML разрешают «перехлест» элементов, основанно на нарушающем стандарты[7] поведении старых версий браузеров, пытавшихся «исправлять» ошибки разметки по собственным алгоритмам.
Однако SGML (и HTML) допускают применение ряда сокращенных синтаксических конструкций, в том числе необязательные (опциональные) закрывающие и даже открывающие теги (автоматически достраиваемые при разборе документа на основе указанной схемы документа и текущего контекста). В XML, напротив, все теги должны быть открыты и закрыты явным образом, что значительно упрощает алгоритм его разбора и снижает требования к аппаратному обеспечению для него.
Примечания
Элементы могут быть пустыми, то есть не содержащими никакого текста и других данных (например, тег перевода строки <br>). В этом случае обычно не указывается закрывающий тег. Кроме того, элементы могут иметь атрибуты, определяющие какие-либо их свойства (например, размер шрифта для элемента font). Атрибуты указываются в открывающем теге. Вот примеры фрагментов HTML-документа:
-
<strong>Текст между двумя тегами — открывающим и закрывающим.</strong>
-
<a href="http://www.example.com">Здесь элемент содержит атрибут href.</a>
-
А вот пример пустого элемента: <br>
Регистр, в котором набрано имя элемента и имена атрибутов, в HTML значения не имеет (в отличие от XHTML). Элементы могут быть вложенными. Например, следующий код:
<b>
Этот текст будет полужирным,
<i>а этот - ещё и курсивным</i>
</b>
даст такой результат:
Этот текст будет полужирным, а этот — ещё и курсивным
Кроме элементов, в HTML-документах есть и сущности (англ. entities) — «специальные символы». Сущности начинаются с символа амперсанда и имеют вид &имя; или &#NNNN;, где NNNN — код символа в Юникоде в десятичной системе счисления.
Например, © — знак авторского права (©). Как правило, сущности используются для представления символов, отсутствующих в кодировке документа, или же для представления «специальных» символов: & — амперсанда (&), < — символа «меньше» (<) и > — символа «больше» (>), которые некорректно записывать «обычным» образом, из-за их особого значения в HTML.
Подробнее по этой теме см.: Элементы HTML.
Подробнее по этой теме см.: Википедия:Специальные символы.
Каждый HTML-документ, отвечающий спецификации HTML какой-либо версии, должен начинаться со строки объявления версии HTML <!DOCTYPE…>, которая обычно выглядит примерно так: