Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
Арбитражный суд назначает специальное лицо для заведования процедурой конкурсного производства и выполнения предусмотренных законом полномочий – конкурсного управляющего. Его активность длится до конца всех процедур, заключающихся в сборе необходимой информации, ее систематизации и подаче бумаг по назначению, то есть в суд. Только на основании этих отчетов суд принимает решение о финале конкурсного производства, которое он подает в реестр для внесения записи о ликвидации фирмы.[4]
Кредитный управляющий имеет право на распоряжение имуществом банкрота на законных условиях, а также на решение кадровых вопросов в организации, вплоть до увольнения руководства, если сочтет это обоснованным.
Обязанности кредитного управляющего:
- инвентаризация имущества организации-должника;
- оценка имущества с помощью профессионального оценщика;
- розыск и изъятие имущества, принадлежащего должнику, находящегося в иных руках;
- взыскивать задолженности в пользу организации;
- сохранять имущество банкрота;
- сообщать работникам о предстоящем расторжении контрактов не позже 30 дней с начала конкурсного производства;
- обоснованно возражать против неадекватных, на его взгляд, требований кредиторов;
- вести реестр кредиторских требований;
- обеспечивать установленный порядок хранения документации должника;
- быть представителем при заключении сделок, одобренных комитетом кредиторов;
- предъявлять требования по субсидиарной ответственности к другим лицам в пользу должника;
- предоставлять в арбитражный суд любые сведения по первому требованию.
Управляющий принимает участие в ее составлении и подаче в соответствующие органы.
- Инвентаризационная ведомость (при формировании конкурсной массы), промежуточная и окончательная, а также ликвидационный баланс.
- Документы на продажу имущества должника.
- Реестр требований кредиторов.
- Подтверждения погашений кредиторских требований.
- Отчеты о финансовом состоянии должника и о своей деятельности как управляющего (подаются не реже раза в 90 дней).
- Справка для Арбитражного суда о сдаче документов должника на архивное хранение.
- Заявление о снятии должника с учета в налоговой.
- Справка об отсутствии претензий от ПФР.
- Протоколы собраний кредиторов.
- Заявление о заключении мирового соглашения (если это произошло).
Управляющий, уполномоченный Арбитражным судом, правомочен в любое время, пока длится КП, заключить с кредиторами мировое соглашение. Это ему разрешает ст. 154 Федерального закона «О банкротстве». Если мировое соглашение будет утверждено, временный управляющий должен направить в Арбитражный суд соответствующее заявление.
2.5. Мировое соглашение
Мировое соглашение в деле о банкротстве позволяет разрешить сложившуюся ситуацию по обоюдному согласию участников дела, то есть кредиторов, фирмы-должника и уполномоченных госорганов. Основная задача МС – восстановление нормальной платежеспособности компании-банкрота и удовлетворение требований кредиторов. Выбирая оптимальные условия исполнения обязательств, стороны вправе предусмотреть любые законные способы – предоставление рассрочек, новаций, отступного, скидок по процентам, оформление реструктуризации долга и т.д.
Мировое соглашение как процедура несостоятельности отменяет все прежние права и обязанности участников дела и определяет новые компромиссные условия, которые детально оговариваются в подписываемом договоре. Решение о МС принимается на кредиторском собрании большинством голосов и считается утвержденным только при единогласном голосовании кредиторов с обеспеченными залогом требованиями. Принимает решение о возможности заключения сделки арбитражный суд с одновременным вынесением определения о завершении дела без исполнения конкурсного производства, если подписание МС принято на этой стадии (п. 4 стат. 150).
Не допускается односторонний отказ от исполнения соглашения. Датой вступления в силу является день утверждения договора судом (п. 5, 6 стат. 150). Исполнение МС не требует назначения специального управляющего, но считается обязательным для всех участников. В соглашении вправе принимать участие заинтересованные третьи лица без нарушения прав кредиторов (п. 3 стат. 150, п. 1 стат. 157), но не могут участвовать те кредиторы, требования которых относятся к первой и второй очередности. Эта норма обусловлена тем, что такие обязательства должны быть уже исполнены должником до подписания соглашения (п. 1 стат. 158).
МС утверждается по решению арбитражного суда. В зависимости от того, когда именно было подписано соглашение, ответственное лицо (должник или конкурсный управляющий, финансовый управляющий или внешний управляющий) обязан подать суду соответствующее заявление (п. 2 стат. 158 Закона). Представить заявление необходимо не раньше, чем через 5 дн. с момента заключения сделки и не позже чем через 10 дн. В качестве подтверждающих документов подаются:
- Текст договора.
- Протокол кредиторского собрания.
- Перечень известных собранию кредиторов и госорганов, не выдвинувших требования к фирме-должнику.
- Реестр кредиторов.
- Подтверждающие исполнение требований первой и второй очередности документы.
- Решение управленческого органа фирмы-должника (при необходимости).
- Письменные возражения тех участников собрания, которые проголосовали против подписания МС или воздержались от участия в голосовании.
- Другие документы.
Правовое регулирование особенностей заключения МС на разных этапах процедуры несостоятельности осуществляется стат. 151-154 Закона. При подписании в ходе стадии наблюдения условия мирового соглашения распространяются на требования, включенные в реестр на момент проведения кредиторского собрания по вопросу заключения мирового договора. При этом согласование сделки с временным управляющим не требуется (п. 3, 6 стат. 151). Когда МС принимается в ходе процедуры санации (финансового оздоровления) решение со стороны участника-должника утверждается его руководителем или ИО (п. 1 стат. 152). При необходимости проводится согласование с органами управления.
Чтобы должник мог заключить МС на стадии внешнего управления, необходимо принятие решения внешним управляющим (п. 1 стат. 153). Если в сделке принимают участие третьи лица, со стороны должника следует пояснить характер этой заинтересованности (п. 3 стат. 153). При подписании договора на завершающем этапе конкурсного производства решение о правомерности заключения МС принимается конкурсным управляющим (п. 1 стат. 154). Последствия утверждения судом обоюдного соглашения:
- Дело о банкротстве закрывается.
- На этапе управления – действие моратория по исполнению кредиторских требований завершается.
- На этапе финоздоровления – погашение обязательств по принятому графику прекращается.
- На этапе производства – открытие конкурсного производства исполнению не подлежит.
- Должник начинает погашение обязательств с даты подписания МС.
Заключение
Подводя итог работы над данным рефератом, хотелось бы отметить, что экономическая несостоятельность (банкротство) – это неплатежеспособность предприятия, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом или правомерно объявленная должником в соответствии с законодательством. А суть его состоит в отсутствии денег у предприятия для оплаты своих обязательств, это состояние финансовой необеспеченности, то есть абсолютное расстройство производственно-хозяйственной деятельности, являющееся причиной разорения и ликвидации предприятия. Также мной были рассмотрены основные признаки банкротства.
Смысл банкротства состоит в том, что из хозяйственного оборота исключаются неплатежеспособные предприятия. Поскольку экономическая несостоятельность одного предприятия сказывается на финансовом положении других субъектов хозяйствования, являющихся его контрагентами, то банкротство позволяет субъектам хозяйствования улучшить свои дела и достичь финансовой стабильности.
Ещё в своей работе я кратко описала достоинства и недостатки несостоятельности (банкротства), а также систему его правового регулирования.
В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ.
Признаком банкротства юридического лица по новому закону считается неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.
Сам процесс банкротства состоит из ряда сменяющих друг друга процедур: наблюдения - процедуры банкротства, вводимой с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом с целью обеспечения сохранности имущества и проведения анализа финансового состояния должника; финансового оздоровления - процедуры банкротства, применяемой к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед всеми кредиторами; внешнего управления - процедуры банкротства, которую арбитражный суд на основании решения собрания кредиторов вводит в целях восстановления платежеспособности должника с передачей полномочий управления должником внешнему управляющему; защитного периода – процедуры банкротства, устанавливаемой хозяйственным судом с момента принятия заявления о банкротстве должника в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества предприятия-должника; конкурсного производства - процедуры банкротства, проводимой в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов из средств, полученных путем продажи в установленном порядке имущества должника. Также Законодательство о банкротстве предусматривает такую форму урегулирования взаимоотношений кредитора и должника, как мировое соглашение. Мировое соглашение должно содержать сведения о размерах, порядке и сроках погашения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, новацией обязательств, прощением долга либо иными способами, предусмотренными гражданским законодательством.