Файл: менеджмент с 1-18 вопросы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.12.2019

Просмотров: 728

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Можно с определенной степенью уверенности утверждать, что в условиях рынка российским менеджерам должны быть присущи такие качества, как предприимчивость; самостоятельность; профессионализм; готовность рисковать и брать не себя ответственность; уверенность в собственных силах творческий потенциал, связанный с общем уровнем развития; способность находить нестандартные решения; ответственность; нацеленность на результат; лидерские качества; коммуникативность; аналитические способности; умение принимать решения; организованность и гибкость, соблюдение этических принципов и др. Сформулировать перечень основных требований, которым должен удовлетворять менеджер, путем простого обобщения эмпирических данных о деятельности менеджера невозможно. Теоретический анализ личности менеджера не сводится к простому обобщению опыта работы отдельных менеджеров. Личность менеджера в системе управления выступает как саморазвивающаяся система, испытывающая разнообразные воздействия и одновременно являющаяся активным фактором. Следовательно, работать с таким количеством качеств личности подчиненного очень сложно. Например, принять человека на должность менеджера по персоналу, выделив в профессиональные черты более пятидесяти качеств невозможно, так как будет сложно проверить даже их наличие, не говоря уже о реализации их. Единство и целостность качеств менеджера достигается, в конечном итоге, усилиями самой личности. С точки зрения Г.В. Панасенко: личность – это формирующийся и реализующийся в социальной деятельности волевой самобытный центр, созидающий внутри себя источники духовной энергии и способный осуществлять самостоятельный ответственный выбор [10. С. 11]. При этом необходимо отметить, что личностный выбор реализуется в акте принятия управленческого решения и реализации его в конкретной управленческой ситуации.

В связи с этим возникла потребность конструировать систему качеств с определенным минимумом основополагающих параметров, которые должны соразмерно изменяться в зависимости от профессиональной деятельности, так как деятельность, общение и отношения накладывают определенный «структурный каркас» на формирование системы качеств личности. Оперировать минимумом параметров в ходе их сравнительного анализа гораздо легче. В том числе, что особенно важно, для периодической диагностики и экспериментального исследования проблемы формирования качеств.

В исследовании проводится анализ взаимодействия личности менеджера с внутренней и внешней окружающей средой в процессе профессионального становления, где обосновываются выделенные нами деловые и личностные качества. Деловые качества рассматриваются через деятельность, а личностные – на основе взаимодействия субъектно-объектных отношений. С одной стороны, основой этого взаимодействия выступает среда, а с другой стороны – внутренние психологические ресурсы самой личности. Здесь важна согласованность между сознанием личности и его бессознательными психическими процессами. На стыке внутреннего и внешнего мира рождается неповторимая структура, которая представляет собой определенную систему качеств, которая раскрывается в данной статье.


Реализация этих качеств объективно требует хорошей экономической подготовки и глубоких знаний в области научного управления. Этими проблемами и занимается менеджмент.

Менеджмент следует рассматривать как особый вид управления, необходимый экономически самостоятельному объекту в рыночной экономике и представляющий собой систему гибкого предприимчивого руководства, способного своевременно перестраиваться, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкурентной борьбы и социальные факторы развития.

Если рассматривать личность максимально широко, то структуру любой личности (личности менеджера в том числе) можно представить как некую совокупность трех подсистем или уровней личности: организмического, индивидуального, собственно личностного. Кроме того, важно отметить, что развитие и функционирование личности происходит опосредованно. Оно определяется всеобщими характеристиками процесса управления: коммуникативным пространством и временем, информацией, энергией, материально-вещественными факторами управления, управленческой ситуацией. На рисунке 1 графически представлена модель личности менеджера.

На рисунке изображены три круга – основные подсистемы личности менеджера в их взаимодействии с всеобщими характеристиками процесса управления, который представлен фигурой семигранника, где каждая грань характеризуется одним из процессов управления, к числу которых относится: коммуникативное пространство, коммуникативное время, информация, энергия, материально-вещественные факторы управления, конкретная ситуация. Любое из активных проявлений личности менеджера имеет соответствующий импульс от каждого уровня «подсистемы личности».

Рисунок 1. Модель личности в процессе профессионального становления

Организмический уровень (1 зеленый круг) генерирует энергетические импульсы, влияет на мотивацию и ряд других факторов. Термин «организмический» напрямую указывает на биологическую сторону человека, акцентирует простое, но часто упускаемое из виду обстоятельство, что человек есть, прежде всего, живой организм со своими особенностями, показателями здоровья, темпераментом, эмоциональной стабильностью или нестабильностью. Индивидуальный (2 красный круг) также влияет на мотивацию, определяет своеобразие стиля управления, налагает на него неповторимые черты творческой индивидуальности менеджера, его эмоциональную вовлеченность. Личностный (3 желтый круг) определяет все, что связано с доминантностью, умением управлять другими людьми, способностью самостоятельно делать ответственный выбор, принимать эффективные управленческие решения и нести за них ответственность.

Раскроем содержание понятий, выражающих всеобщие характеристики процесса управления. Понятия коммуникативного пространства и коммуникативного времени отражают свойство процессов управления протекать в реальной географической, природной и социально-исторической обстановке в деятельности любой организации. Применительно к личности менеджера понятия коммуникативного пространства и коммуникативного времени означают комплекс свойств, направленных на учет условий деятельности реально, то есть «здесь» и «теперь». Сущностное значение данных понятий означает чувство времени и места, умение выбирать нужную дистанцию в отношениях с подчиненными, знание местных условий, понимание своевременности принятия того или иного управленческого решения.


Понятие информации характеризует набор вариантов состояния управляемой системы. С точки зрения личностных характеристик, информация определяет возможность осуществления менеджером самостоятельного выбора, то есть принятия управленческого решения. Непосредственно в акте принятия решения, основанного на полученной извне информации, главную роль играют волевые качества личности.

Понятие энергии характеризует интенсивность процессов управления, то есть затраты труда в единицу времени. При этом понятие энергии определяет энергетический потенциал личности менеджера, то есть способность совершать конкретное количество управленчески-значимых действий в единицу времени.

Понятие материально-вещественных факторов управления отражает материальную основу процессов управления. В нее входит наличие конкретных людских и материальных ресурсов, техническая оснащенность и др.

Сущностное наполнение понятия конкретной управленческой ситуации для изучения качеств личности менеджера состоит в том, что она фиксирует любую «клеточку» процесса управления. При этом управленческий процесс представляет собой не что иное, как совокупность управленческих ситуаций. Одни из них могут быть «стандартными» – типовыми, другие наоборот. Особенность управленческой ситуации выражается в том, что она соединяет в себе все звенья управленческого процесса, практически интегрирует все этапы принятии управленческого решения и его реализации. В основе управленческой ситуации лежит управленческое действие, являющееся интегративным результатом процесса переработки информации, принятия решения и передачи управленческой информации. Понятие управленческой ситуации отражает характерное для управленческой деятельности состояние одновременного решения множества разнородных задач. Таким образом совершать управленческое действие в реальной управленческой ситуации является интегративным результатом всех качеств личности менеджера.

В реальной управленческой деятельности осуществляется сложное взаимодействие выделенных подсистем личности и всеобщих характеристик процесса управления, обоснование которых в философской и психологической науках авторами статьи делается впервые.

Менеджмент - это управление социально-экономическими организациями в условиях рыночной экономики, цели которых, как правило, являются экономическими.

Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов. Первоначально менеджмент начал развиваться как теория управления производством, а затем трансформировался в теорию управления деятельностным поведением людей.


Следует различать понятия: «управление», «менеджмент» и «руководство».

Руководство — постановка цели организации и управление.

Основная цель менеджмента - обеспечение гармонии в развитии организации, т. е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.

Задача гармонизации по отношению к организации имеет внутренний (эндогенный) и внешний (экзогенный) аспекты.

На содержание менеджмента оказывают влияние две группы факторов:

  • тенденция развития организации;

  • специфические национальные факторы развития экономики.

Категория менеджмента - наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существующие свойства и устойчивые отношения в процессах управления организацией.

Состав основных категорий менеджмента:

  • объекты и субъекты менеджмента;

  • функции менеджмента;

  • виды менеджмента;

  • методы менеджмента;

  • принципы менеджмента.

Содержание, формы и методы менеджмента зависят от иерархического уровня его осуществления в организации. Как правило, на предприятии можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и низовой.

Субъекты менеджмента, менеджеры - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Категория «менеджер» распространяется на:

  • руководителей организации;

  • руководителей структурных звеньев и центров прибыли;

  • организаторов определенных видов работ (администраторов).

Виды менеджмента - специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент (рис. 1.1).

Общий или генеральный менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (центров прибыли).

Функциональный или специальный менеджмент заключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев. Например, инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т. п.

Рис. 1.1. Объекты и виды менеджмента

По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент.

Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.

Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.

Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.


Методы менеджмента - это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.

Принципы менеджмента - это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации.

К числу важнейших принципов эффективного менеджмента относятся следующие принципы:

  • целостности;

  • иерархической упорядоченности;

  • целевой направленности и оптимальности;

  • сочетания централизации и децентрализации;

  • демократизации.

Существует несколько подходов в управлении:

  • процессный подход: управление рассматривается как процесс, например, планирование, организация, мотивация, контроль;

  • системный подход: обозначаются цели, задачи в показательной форме. Строится дерево цели, где система разбивается на подсистемы, например, организация — на подразделения (рис. 1.2):

Рис. 1.2. Дерево целей

Системный подход

Это направление методологии специального научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения.

Система — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. При определении понятия системы необходимо учитывать теснейшую взаимосвязь его с понятиями целостности, структуры, связи, элемента, отношения, подсистемы и др.

Основные системные принципы:

  • целостность (принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыносимость из последних свойств целого; зависимость каждого от его места, функции и т. д. внутри целого);

  • структурность (возможность описания системы через установление ее структуры, т. е. сети связей и отношений системы; обусловленность поведения системы не только поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры);

  • взаимосвязь структуры и среды (система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия);

  • иерархичность (каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой, глобальной системы);

  • множественность описания каждой системы (в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы).

Важнейшие принципы системного подхода (системного анализа) следующие:

  • процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;

  • необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;

  • необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;

  • цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы (программы);

  • восхождение от абсолютного к конкретному;

  • единство анализа и синтеза, логического и исторического;

  • выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия и др.