Файл: Понятие системы права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Право выступает одним из основных регуляторов общественных отношений. Правила взаимодействий социальных институтов в различных государствах различны. В связи с этим каждому типу государства присуща своя система права, отражающая его особенности. С точки зрения внутреннего строения данная система должна быть структурирована, соответствовать социально-экономической системе того или иного государства.

Несомненно, что сложившаяся система права играет важную роль стабилизирующего фактора в формировании и развитии общественных отношений и процесса регулирования, в обеспечении правомерной деятельности граждан, организаций и самого государства. Достижение такой стабилизации государственная власть с древних времен видела в установлении единого порядка, в обеспечении строгого соблюдения установленного порядка. Во всемирной истории по-разному складывались у тех или иных народов сами законы, обычаи, судебная и административная практика. Но ни одно государство не обходилось без этих важнейших средств обеспечения порядка и стабильности.

Актуальность данной темы заключается в том, что категории «система права» и «система законодательства» являются ключевыми в теории государства и права, в общем, и в теории права в частности. Выяснение составляющих «системы права и системы» законодательства тем более актуальны в наше время, когда в России идут споры в научной среде о необходимости закона «О законах», в котором, несомненно, большое значение будут иметь разграничение системы права, системы законодательства, а также их соотношение. 

Правовая система – широкое понятие, которое более объемно и глубже, чем просто понятие «право». Право представляет специфически-юридическую регулятивную систему, или иными словами обладает свойством системности[1].

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением системы права, объектом – непосредственно сама система права.

Цель настоящей курсовой работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность понятия системы права, охарактеризовать ее структуру и принципы построения.

Для того, чтобы достичь поставленную цель, следунт решить ряд поставленных задач:

- изучить юридическую литературы по теме,

- проанализировать различные системы права,

- дать характеристику источников изучаемых правовых систем,

- изучить отличия и схожие черты разных правовых систем мира,


- определить различные структурные элементы системы.

Научные исследования по данной теме проводились различными авторами: С.С.Алексеев, Р.Н.Дусаев, О.А. Пургина, Ю.А.Тихомиров и другими.

В первой главе настоящей работы рассмотрены понятие правовой системы, основные структурные элементы.

Вторая глава курсовой работы посвящена анализу различных типов правовых систем. Особое внимание уделено российской правовой системе.

Изучение теоретических аспектов необходимо для практического понимания применяемых систем. Обществом управлять крайне сложно. А современным обществом сложно вдвойне. Глобализация, которая проявляется в том числе в интеграции, активной миграции населения, которое внедряет зачастую свои правовые обычаи на чужой территории – все это усложняет управление социумом и государством.

Именно поэтому наука должна не только изучать различные феномены общественного устройства и порядка, но и предвидеть и прогнозировать все возможные последствия государственного вмешательства. Нетрудно сделать вывод, насколько важным является становление и упрочнение системы права любого государства.

Глава 1 Понятие системы права и ее элементы

1.1 Понятие системы права

В философии система – это общность и целостность явления, которое состоит из различных элементов, постоянно взаимодействующих между собой. Другими словами, исследовать систему права, значит выявить ее структурные элементы, указать принципы строения и развития.

Правовая система – это социальная система, закрепляющая на правовом уровне правила взаимодействия и функции различных элементов общества. Это юридическая категория, которая включает в себя нормы права и объединяющие их правовые институты и отрасли права. Можно перечислить элементы, входящие в основные правовые системы[2]:

  1. правовые нормы, зафиксированные в законодательных источниках государства;
  2. государственно – правовая идеология;
  3. правосознание граждан, взгляды на закон;
  4. юридическая практика или судебная практика;
  5. система государственных органов.

Каждое государство имеет свои особенности системы, где некоторые элементы сходны с другими государствами. При этом, различия могут быть не только по политическим составляющим, но и по экономическим. Система экономики, сложившаяся в государстве, непосредственно влияет на становление политической системы. Развитие государства влечет и развитие системы права, на нее в свою очередь влияют все составляющие жизни общества.


Развитие общества, как правило, идет по определенным этапам:

- усложнение разных социальных процессов;

- взаимодействие с другими системами и преемственность;

- прогресс (регресс) общественных явлений.

Государства, чьи правовые системы имеют схожие элементы, входят в так называемые правовые семьи. Объединяющие признаки:

- источники права,

- отрасли права (в первую очередь – частного),

- различные юридические качества.

Существуют различные классификации правовых семей: по Р. Давиду – это романо-германская правовая семья, англо-саксонская и социалистическая правовые семьи. Выделяются так же религиозные правовые системы и традиционные.

Другие ученые, например, К. Цвайгерт, выделяют правовые системы по правовому стилю. Этот стиль состоит из следующих элементов:

  1. происхождение правовой системы,
  2. правовое мышление,
  3. правовые организации,
  4. способы толкования права,
  5. источники права,
  6. идеология.

По данной классификации правовых систем больше, но по сути они повторяются: романская, скандинавская, германская, американская, социалистическая, мусульманская, индуистская системы права.

Каждая система права включает в себя множество различных норм, регулирующих разные общественные отношения. При этом существуют определенные закономерные взаимосвязи между спецификой регулируемых отношений и особенностями их нормативно-правовой регуляции: однородные отношения регулируются однопорядковыми нормами. На этой основе нормы права внутри системы права группируются в правовые институты и отрасли права[3].

Правоведы отличают понятие системы права от понятия системы законодательства. Система законодательства - это весь массив законов и подзаконных нормативных актов, как форма выражения юридических норм.
Кроме правовых норм в законодательство входят также различные декларации, правовые договоры, определения, указания на нормативные акты.

Система права характеризуется внутренним строением, расположением по отраслям и институтам, в то время как система законодательства относится к внешним формам выражения права, состоянию его источников. Это различие носит объективный характер и выражается в том, что отрасли законодательства, во-первых, не совпадают с отраслями права, во-вторых, сочетаются в систему на основе принципов, отличающихся от принципов формирования системы права[4].

Таким образом, система права это объективно обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение права, выражающееся в объединении и расположении нормативного материала в определенной последовательности.


Вернемся к понятию системы права. Ее основными чертами являются следующие:

  1. Единство юридических норм, что связано с тем, что они являются выражением воли государства, действуют в рамках единой правовой системы, по единым правовым принципам, добиваясь единых целей.
  2. Различие содержания правовых норм, области действия, методов регулирования, санкций. Отсюда отношение разных правовых норм к различным институтам и отраслям.
  3. Объективное строение системы права, в которую может вмешаться государство, дополняя те или иные законы, совершенствуя какие-либо стороны общественных отношений, но не может менять систему полностью по своему усмотрению.
  4. Субъективный характер систематизации права – то есть зависимость от государственной воли. При том, что ее может и не быть вовсе, как это сложилось в Великобритании, например.
  5. Наличие структурных элементов системы права, к которым относятся:

- норма права,

- институт права,

- подотрасль права,

- отрасль права.

Выделяют следующие основные методы правового регулирования:

1) императивный – метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях;

2) диспозитивный – метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях;

3) поощрительный – метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение;

4) рекомендательный – метод совета осуществления конкретного желательного для общества и государства поведения.

От структуры собственно права нужно отличать структуру его источников, в частности систему законодательства. Если первое – это объективно существующее деление внутри самого права, то второе представляет собой состав, соотношение, построение форм права, в том числе нормативных актов, наличие в нем подразделений, обособляемых главным образом по предметному и целевому критерию. В то же время обе указанные структуры, выражая глубокое органическое единство формы и содержания в праве, тесно связаны между собой. С одной стороны, в системе источников права (законодательства) в той или иной мере, хотя, разумеется, и не зеркально точно, проявляется, обнаруживается, внешне "заявляет о себе" структура права. С другой стороны, через систему источников права (законодательства) правотворческие органы могут воздействовать на структуру самого права. Однако такое воздействие – не автоматический результат любого обособления той или иной сферы законодательства, иных источников, а главным образом результат основанной на объективных факторах и предпосылках кодификационной работы компетентных правотворческих органов, в которой оказывается возможным формулировать и развивать системные нормативные обобщения. 


1.2 Структурные элементы системы права

Остановимся на характеристиках каждого элемента.

Норма права – первичный элемент системы права – общеобязательное для всех правило поведение, санкционированное государством. Отдельной норме присущи все те же черты, что и системе права целиком. Норма права состоит из следующих элементов: гипотеза, диспозиция, санкция. Гипотеза устанавливает условия исполнения нормы права, диспозиция указывает на права и обязанности, санкция- на последствия, наступающие при нарушении нормы права. Нормы права делят на охранительные, управомочивающие и регулятивные.

Своей структурой, а также содержательными признаками норма права отличается от иных проявлений права, прежде всего, от индивидуального предписания. Последнее основывается на норме и исчерпывается разовым исполнением. Норма права отличается от общих принципов права, которые хотя и носят нормативный характер, все-таки проявляют себя через нормы права, нуждаются в конкретизации, не выходят напрямую на гипотезы и санкции, без чего трудно представить себе определенность правового регулирования[5].

Для каждого адресата нормативных правовых актов имеет значение действие содержащихся в нем норм. Законодатель заранее оговаривает действие отдельных правовых норм в принимаемом им акте. Так, например, некоторые нормы первой части Налогового кодекса вступают в силу только после принятия второй его части.

Правовые нормы действуют:

1. во времени;

2. пространстве;

3. по кругу лиц.

Действие во времени связано с моментом вступления нормативного акта в юридическую силу и с моментом утраты им юридической силы.

Законы России вступают в силу по истечении 10 дней со дня их опубликования в официальных изданиях.

Публикуются законы по истечении семи дней со дня их принятия. Это общее правило. Но в законе может быть указана дата, когда соответствующие нормы вступают в юридическую силу.

Постановления и распоряжения Правительства России вступают в силу с момента их принятия, если в самом нормативном акте не указано иное. Акты Правительства, затрагивающие права и свободы человека, вступают в силу по истечении семи дней после опубликования.

Некоторые акты вступают в силу с момента получения их адресатом. Акты местных органов власти и управления, как правило, вступают в силу с момента оповещения населения.