Файл: Понятие системы права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Очень важное значение в действии закона во времени имеют понятия «обратная сила закона» и «переживание закона». По общему правилу, которое действует в правой системе России, закон обратной силы не имеет. Закон не распространяет свое действие на те отношения, которые возникли до его вступления в законную силу. Но законодатель может это сделать в отдельных случаях. Однако это его право ограниченно. Он не может издать нормы с обратной силой, если они устанавливают ответственность за какое-либо деяние либо ужесточают эту ответственность. Есть конституционные ограничения обратной силы закона, и есть соответствующе трактовки этих норм Конституционным Судом Российской Федерации. Так, ст. 57 Конституции Российской Федерации прямо фиксирует: «Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

Иногда имеет место ситуация, как бы противоположная обратной силе закона. Это случается, когда адресат права продолжает руководствоваться старым, отмененным или замененным законом, поскольку он не может одновременно выйти из тех отношений, в которые он вступил, руководствуясь действующими на то время нормами.

Действие нормативных актов в пространстве связывается с их распространением на государственную территорию. К ней относятся территория земли, внутренние и территориальные воды, недра, воздушное пространство над этой территорией, территории посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море, кабины летательных аппаратов над территорией, не входящей в состав другого государства.

Территориальные пределы действия нормативных актов выражают суверенитет государства и его юрисдикцию. Иностранное законодательство применяется на территории конкретного государства лишь постольку, поскольку законодательство само это допускает в общей форме или в конкретных соглашениях с зарубежными государствами. Международными договорами регулируются и так называемое экстерриториальное действие правовых актов, когда законодательство данного государства распространяется за пределами его территории (действует в отношении граждан и организаций, находящихся на территории других государств).

Действие по кругу лиц означает, по общему правилу, распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта[6]. Но из данного правила есть три исключения:

1) главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств и некоторые другие иностранные граждане пользуются правом экстерриториальности (наделены дипломатическим иммунитетом), следовательно, к ним не могут быть применены меры ответственности и меры государственного принуждения за нарушение уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях;


2) проживающие на территории государства иностранные лица и лица без гражданства, хотя и пользуются широким кругом прав и свобод наряду с гражданами страны, в некоторых правонарушениях не могут выступать носителями прав;

3) некоторые нормативные акты, например предусматривающие уголовную ответственность, распространяются на граждан не зависимо от того, понесли они уже наказание по нормам иностранного законодательства или нет.

Адресатами нормативных актов могут быть все граждане или определенные группы населения, все должностные лица или отдельные их категории.

Институты права - это объединения юридических норм с одной стороны, и в то же время связующим звеном между ними и отраслями права. В институт права входят близкие по содержанию правовые нормы, регулирующие отдельные группы общественных отношений. Институт права характеризуется следующими чертами:

- однородность,

- относительная самостоятельность внутри конкретной отрасли права,

- юридическое единство норм конкретного правового института,

- методы правового регулирования отражают специфику конкретных социальных отношений.

Примерами правовых институтов являются – институт собственности в гражданском праве, институт наказаний в уголовном праве и т.д.

Однородные институты права объединяются в системе права в подотрасли права, которые регулируют отдельные массивы общественных отношений, обладающих определенными особенностями и родовой обособленностью. Подотрасли права не являются обязательным компонентом отрасли права. Для примера можно привести некоторые подотрасли Гражданского права: наследственное право, авторское право, жилищное право и другие.

Отраслевая принадлежность правовых институтов - наиболее общий критерий их дифференциации.

По этому же признаку они подразделяются на: материальные и процессуальные.

Далее институты классифицируются на: отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).

Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права. Правовые институты, содержащие нормы двух и более отраслей права, российскими правоведами понимаются как комплексные (межотраслевые) институты[7].

Комплексные институты имеются, например, в трудовом праве. Примером этому может служить институт ответственности работодателя за повреждение здоровья работника на производстве, который является одновременно и институтом гражданского права. При осуществлении государственного надзора и контроля над соблюдением законодательства о труде и охране труда применяются нормы административного права. Трудовому праву присущи также отношения, связанные с социальным обеспечением (выплата работникам пособий по временной нетрудоспособности) и гражданским процессуальным правом (рассмотрение трудовых споров в суде). Административное право включает в себя отношения из трудового, семейного, финансового и других отраслей права.


Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный или комплексный, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве включает институт штрафа, неустойки, ответственности.

Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений; охранительные - на их охрану, защиту (типичны для уголовного права). Учредительные - закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц. А также граждан (характерны для государственного и административного права).

Основным элементом структуры системы права является, несомненно, отрасль права. Отрасль права регламентирует крупные сферы сходных общественных отношений, связанных едиными принципами и функциями правовых институтов.

Выделение отрасли права - это объективная необходимость, которая возникает в связи с наличием или появлением определенных общественных отношений, а законодатель оформляет такую потребность. Отрасли права подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные отрасли права регулирую отношения между людьми, связанные имущественными, трудовыми, семейными взаимоотношениями, а также с государственным управлением, реализацией прав и обязанностей и т.д.

Процессуальное право определяет порядок рассмотрения споров, расследования и судебное рассмотрение преступлений или иных правонарушений. То есть процессуальное право регламентирует процедуры и организационные вопросы.

Различные системы права имеют много общего, но каждая индивидуализируется по каким-либо составляющим элементам. Очень большое значение имеет правосознание граждан той или иной правовой системы[8].

Правосознание – это форма общественного сознания, которая представлена системой взглядов, идей, оценок и убеждений, и которые выражены отношением граждан, групп к правовым явлениям, отраженным в правовой системе государства. Правосознание может быть: индивидуализированным, групповым, массовым, корпоративным.

Таким образом, систему права можно определить, как совокупность взаимосвязанных между собой юридических норм, институтов и отраслей, характеризующихся внутренним единством и различием в соответствии с особенностями регулируемых общественных отношений.


Глава 2 Классификация правовых семей

2.1 Виды правовых семей современности

На современном этапе развития общества существует огромное количество национальных правовых систем, которые в определенной степени взаимосвязаны, взаимозависимы, оказывают влияние друг на друга. Множество существующих в современном мире правовых систем, имеют сходные черты. Объяснить это можно тем, что формирование национальных систем, как и развитие обществ в целом, шло сходными путями в схожих условиях.

Сходные черты, присущие разным правовым системам, позволяет классифицировать их, определяя в отдельные группы, или правовые семьи.

Существует несколько критериев объединения, классификации

правовых систем различных государств.

1. Общность генезиса (возникновения и последующего развития). Иначе говоря, системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно-правовые корни (произрастают из одного древнего государства, основаны на одних и тех же правовых

началах, принципах, нормах).

2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права. Речь идет о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значении, соотношении.

3. Структурное единство, сходство. Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала. Как правило, это находит выражение на микроуровне - на уровне строения нормы права, ее элементов, а также на макроуровне - на уровне строения крупных блоков нормативного материала (отраслей, субобтраслей и других подразделений).

4. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других - теологические, религиозные начала (например, мусульманские страны), в

третьих - социалистические, национал-социалистические идеи и т.п.

5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права.

Родственные в правовом отношении страны обычно используют тождественные или сходные по своему значению термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при разработке правовых текстов применяют одинаковые юридические конструкции, способы построения нормативного материала, его упорядочения, систематизации.


Классификация правовых систем обуславливается сугубо практическими целями - унификацией действующего законодательства и совершенствованием национальных правовых систем. Вопрос и о классификационных критериях правовых систем остается открытым, так как нет единого подхода в юридической науке. Задают тон в этом вопросе французская и немецкая школы сравнительного правоведения. 
Опираясь на существующие разработки, можно рассмотреть следующие правовые семьи.

Первая – это романо-германская правовая семья. Она имеет отношение к европейскому праву. На протяжении нескольких столетий цивилисты работали над изучением и анализом законов, которые и легли в основу одного из элементов правовой европейской семьи. Учитывая, что развитием этой системы занимались университеты Европы, то эта правовая система – культурно-исторический продукт[9]. На первый план выдвинуты нормы и принципы права, которые рождены из правил поведения, морали и этики. В основе, несомненно, лежит рецепция римского права. В тех государствах, которых эту рецепцию восприняли, правовые системы схожи между собой. Уже к XIX веку в этих государствах основой жизненных принципов государства стоит закон.

Основным схожим моментом европейских стран в ключе права является наличие писаного права и основного закона – Конституций, которые во всей иерархии права занимают главенствующую роль. Обычно все законы подразделяются на:

- кодексы

- специальные законы

- сводные тексты.

Кодексы, которые в этих государствах действуют – уголовный, гражданский, процессуальные и некоторые другие. Каждую сферу общественных отношений регулирует свой специфический набор законов и подзаконных актов.

Право прецедента в этих государствах очень противоречиво. С одной стороны здесь основное место принадлежит закону, с другой – прецедент может быть учтен при рассмотрении дела Кассационным судом. При этом суд не берет на себя законодательную инициативу.

Кроме общего, системы разных государств континента имеют отличия. Предлагаю таблицу, составленную мною на основе изученного материала. Примеры для рассмотрения – Франция и Германия. Это государства, где «университетская» школа права была очень сильна, начиная с 15 века. И до сегодняшнего дня – именно в университетах изучение права основано на традициях римского права.

Франция

Германия

Романно – германская с уклоном к римской

Романно – германская с уклоном к германской

В основе источников правовой системы лежат наполеоновские кодексы, отраслевые сборники, обычаи.

Основа права – кодексы. Изменения в праве вносятся не сменой кодекса целиком, а с помощью специальных законов. Имеет место и немалое количество подзаконных актов.

Обычаи используются как источники права в вопросах собственности; в вопросах, когда закон противоречив, то есть в качестве дополнительного источника права (торговые дела)

Роль обычая, как источника права меньше, чем во Франции, в связи со сложившимися историческими событиями.

Все источники права делятся на 2 группы: основные и дополнительные. Первая группа – государственные нормативные акты, вторая группа – судебные решения.

Судебная практика – прецедент – играет роль, но только как решения высшей судебной инстанции. Отличным является положение Конституционного суда, который является источником права, как и сам закон. Если возникают какие-либо сомнения по толкованию нормы, то конституционный суд трактует и объясняет данную норму.

Прецедент как таковой не рассматривается, но решение, например, Государственного совета воспринимается как прецедент.

Германия- федеративное государство, соответственно каждая земля имеет свою систему права, но Федеральное право имеет преимущество над любым другим.

Международное право во Франции более размыто и применяются данные нормы не так жестко.

В Германии нормы международного права являются составной частью права Федерации. Они очень ясно и четко трактуются.

Тем не менее, главная роль во всех странах Европы принадлежит закону.