Файл: Адаптация ребенка к школе (Результаты исследования).pdf
Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 3
Нормативно развивающиеся сверстники с данным заданием справились значительно лучше. Педагога слушали более внимательно, старательно выводили элементы узора. У большинства детей нажим также не соответствовал норме. Это объясняется тем, что мелкая моторика руки еще недостаточно сформирована. При незначительных ошибках часть детей бурно реагировали на неудачи: плакали, отказывались выполнять дальше задание, старались начать все заново. Можно предположить, что у данных детей повышенный уровень тревожности, из-за завышенных требований к детям со стороны родителей, также можно отметить, что у детей слабый тип нервной организации.
Большая часть нормативно развивающихся детей вполне адекватно реагировали на незначительные ошибки. Можно предположить, что у детей вполне адекватная самооценка, в семье к детям предъявляют оптимальные требования. И адаптация к школе у данных детей проходит в допустимых пределах.
Обобщая результаты исследования, пришли к выводу, что:
- процесс адаптации протекает спокойно в нормативные сроки у нормально развивающихся детей;
- у детей с ЗПР процесс адаптации затянут во времени, и усугубляется задержкой нервнопсихического развития.
- на протекание процесса адаптации влияют многие факторы: социальный статус ребенка в семье, отношение к ребенку со стороны взрослых и сибсов; ранее психомоторное развитие ребенка; уровень самооценки и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных периодов в жизни ребенка не только в социальном, психологическом, но и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка - новые контакты, новые условия жизни, принципиально новый вид деятельности, новые требования и т.д. Напряженность этого периода определяется, прежде всего, тем, что школа с первых дней ставит перед учеником целый ряд задач, несвязанных непосредственно с предшествующим опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных, физических резервов.
На данном этапе жизни ребенка полностью меняется его привычный уклад: новый социальный статус, новый коллектив, новые взрослые, новое помещение, требования, обязанности и проч.
Происходит процесс адаптации ребенка к новым изменяющимся условиям жизнедеятельности. На успешную адаптацию ребенка к школе влияют многочисленные факторы, среди которых и отношения в семье и социальный статус ребенка в семье, среди сверстников, и интеллектуальное психофизическое развитие и многое другое.
В процессе исследования пытались определить уровень протекания адаптации у первоклассников с ЗПР и нормативно развивающихся сверстников. Поэтому перед проведением экспериментальной работой была поставлена цель исследования: выявить уровень адаптации у первоклассников. Исходя из цели, сделали предположение, что уровень адаптации зависит от нервнопсихосоматического состояния детей, статуса в семье, отношения родителей к своим детям.
Для подтверждения гипотезы и достижения цели были отобраны учащиеся первого класса с задержкой психического развития и нормативно развивающихся сверстников, подобраны диагностические методики.
Дети обеих групп имеют схожий социальный опыт общения со взрослыми, сверстниками, социальный статус в семье. Дети как из полных, так и неполных семей.
Анализируя результаты можно констатировать, что процесс адаптации у детей с ЗПР, из неполных и неблагополучных семей, семей с неправильным воспитанием, повышенным уровнем тревожности и проч. растянут во времени и связан со значительными трудностями. Дети долго не могут принять новую социальную роль. Играют на уроках, могут во время урока ходить по классу, испытывают трудности в усвоении учебного материала, в школу идут с неохотой. Родители отмечают плаксивость, нервозность. Такие дети с трудом умеют слушать инструкции взрослого, выполнять задание по образцу.
У детей из благополучных семей, с адекватной самооценкой, психологически готовых к школе, процесс адаптации протекает относительно спокойно и быстро. Такие дети быстро влились в коллектив, всегда положительно настроены, без видимого напряжения выполняют поручения и учебные задания взрослого.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась, цель достигнута.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Адаптация социальная // Психологический словарь. М.: Педагогика-пресс, 2016.
- Балл Г.А. Понятие адаптации и её значения для психологии личности // Вопросы психологии.2015, №1.
- Баркан А.И. Типы адаптации первоклассников. - Педиатрия., 2013, №5.
- Венгер А.Л. Схема индивидуального обследования детей школьного возраста. - М., 2015.
- Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб.: Речь, 2015.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академический Проект, 2012
- Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога/Под ред. И.В. Дубровиной.-М., 2016.
- Елодимова И.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. - М., 2015.
- Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. В кн.: Психологические механизмы регуляции социального поведения.- М.,2016.
- Калайков И. Цивилизация и адаптация. - М.,2014.
- Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2015
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.- М.,2017.
- Кулачина И.Ю. Возрастная психология.- М., 2011.
- Крутецкий ВА. Психология: Учебник для пед.училищ. – М.: Просвещение, 2015
- Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. - М.:Просвещение., 2017.
- Мартюшов В.Ф. Социальная релевантность адаптации. – Тверь: ТГТУ, 2015.
- Марцинковская Т.Д. Ваш тревожный ребенок. М., Вентана-Граф, 2015.
- Мухина В.С. Детская психология. - М., 2015.
- Налчаджан А.А. Социально-психологическая адаптация личности: Формы, механизмы, стратегии. Ереван, Луйе, 2016
- Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности.- Ереван, 2015.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.:ТЦ “Сфера”, 2016.
- Петровский А.А. Личность, деятельность, коллектив. - М.,2012.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 2015.
- Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности.- Рига.2012.
Список учащихся
Нормативно развивающиеся учащиеся
1 |
Антон М. |
13 |
Маргарита М. |
2 |
Алексей В. |
14 |
Михаил Г. |
3 |
Александра И. |
15 |
Мария В. |
4 |
Алена Г. |
16 |
Николай К. |
5 |
Борис К. |
17 |
Оксана С. |
6 |
Виктория П |
18 |
Олег В. |
7 |
Виолетта Ш. |
19 |
Ольга Б. |
8 |
Владимир Д. |
20 |
Ольга Ш. |
9 |
Дмитрий П. |
21 |
Павел С. |
10 |
Евгений Ц. |
22 |
Роман С. |
11 |
Елена Л |
23 |
Светлана К. |
12 |
Зинаида Н. |
24 |
Ульяна К. |
Учащиеся с ЗПР
№ |
ФИ ребенка |
Заключение психоневролога |
Роды |
1 |
Николай О. |
Внимание неустойчивое, предрасположен заикания, замкнутость, |
Раньше срока |
2 |
Анна Г. |
Расторможенность |
Роды затяжные, крупный плод |
3 |
Дмитрий Ф. |
ЗПР |
Крупный плод со стимуляцией по причине перехаживания по сроку, осложнение – сломана ключица |
4 |
Михаил К. |
- |
Роды стремительные, раньше срока |
5 |
Виктория И. |
Расторможенность |
Норма |
6 |
Максим М. |
ЗПР |
Роды стремительные, судороги в 2 года (субфибр) |
7 |
Денис Д. |
Психологическая расторможенность |
Роды стремительные |
8 |
Сергей К. |
ЗПР |
Норма |
9 |
Мария Ш. |
Расторможенность |
Роды в срок |
10 |
Никита К. |
Расторможенность |
Роды в срок |
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на перечисленные вопросы. Среди данных вариантов ответов подчеркните тот, который вам, кажется, более подходит Вашему ребенку.
Фамилия, имя ребенка ______________________________________________
__________________________________________________________________