Файл: Теория и методика воспитания младших школьников..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ таблицы № 2 показал, что уроки окружающего мира прошли интересно, запоминающе, т.к на уроках были использованы различные наглядные средства обучения как традиционные, так и современные. Мы видим, что только комплексное использование средств наглядности на уроках окружающего мира дало положительный эффект.

2.3. Результаты педагогического эксперимента

Во время контрольного этапа были использованы следующие методы исследования:

  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • тестирование.

Вначале было снова проведено анкетирование №2 в котором была использована срез-анкета №1. Цель срез-анкеты №2 - выявление изменения отношения детей к предмету «Окружающий мир», после проведения формирующего этапа.

Было проанкетировано 20 учащихся 2 “В” класса . По результатам анкетирования №2 были построены столбчатые диаграммы №3 и №4

Результаты анкетирования №2:

Вопрос №1. Какие предметы тебе больше всего нравится изучать в школе?

Полученные результаты, были представлены в столбчатой диаграмме №3

Анализ столбчатой диаграммы №1 показал, что предмет

«Окружающий мир» находится на третьем месте.

Вопрос №2.Что тебе больше всего нравится на уроках окружающего мира?

а) смотреть видео

б) работать с учебником

в) рассматривать гербарии г) ставить опыты

Полученные результаты представлены в столбчатой диаграмме № 4

Далее было проведено тестирование №2. Цель – выявить изменение уровня знаний учащихся после проведения формирующего этапа. Было протестировано 20 учащихся 2 “В” класса. По результатам тестировании №2 была составлена таблица №4.

Таблица 4

Оценка

Количество учащихся

%

«5»

7

35%

«4»

10

50%

«3»

3

15%

«2»

0

0%

За один правильный ответ ставился 1 балл

80 - 100% от максимальной суммы баллов - оценка «5»; 60 - 80% - оценка «4»;

40 - 60% - оценка «3»;

0 - 40% - оценка «2»;

Как видно из данной диаграммы №3, после проведения формирующего этапа во 2«В» классе показатели успеваемости учащихся по предмету «Окружающий мир» повысились: 35% учащихся получили оценку “5”, 50% учащихся получили оценку “4”, 15 % учащихся получили оценку “3”, неудовлетворительных ответов нет.

Таблица 5

Оценк а

Количество учащихся (всего 20 человек)

%

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

«5»

2

7

10%

35%

«4»

5

10

25%

50%

«3»

12

3

60%

15%

«2»

1

0

5%

0%


Анализируя таблицу №5 , мы видим что количество учащихся получивших «5» увеличилось с 10% до 35%, количество учащихся получивших «4» уменьшилось с 50% до 25%, количество учащихся получивших «3» уменьшилось с 60% до 15 %, неудовлетворительные ответы отсутствуют.

Данные статистический материал показывает, что ранее выдвинутая гипотеза подтвердилась. Комплексное использование средств наглядности на уроках окружающего мира повысил интерес к этому предмету, учащиеся стали более активными и заинтересованными.

Выводы:

Как мы видим, только сочетание различных видов наглядного учебного оборудования, их комплексное использование создает условия для всестороннего познания изучаемых природных объектов и явлений, для качественного усвоения знаний по предмету «Окружающий мир».

Отсюда возникает необходимость в разработке и создании комплекса наглядного учебного оборудования к каждому уроку, теме и разделу программы «Окружающий мир».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В программу общей начальной школы включен обязательный компонент «Окружающий мир». Анализ педагогической и психологической литературы по данному исследованию показал необходимость широкого применения принципа наглядности как одного из основных принципов дидактики при обучении детей младшего школьного возраста. Это объясняется, в первую очередь спецификой психологии учащихся начальных классов; особенностями памяти, мышления, восприятия, внимания и других психических процессов.

Вопрос об использовании наглядности в обучении в каждый конкретно-исторический период потерпел значительные изменения. Проблемой наглядности занимались Я.А.Коменский, И.Г. Пестолоцци, К.Д. Ушинский, В.Ф. Зуев, А.Я. Герд и многие другие.

Анализируя фонд различных средств наглядности по предмету

«Окружающий мир», определяя их дидактические функции и возможности, проведя экспериментальное исследование, мы пришли к выводу, что использование наглядности, а именно комплекса средств наглядности в начальной школе способствует более прочному усвоению знаний, обеспечивает разностороннее, полное формирование у детей какого-либо образа, делает полученные знания осознанными, содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям, повышает к ним интерес, делает процесс их усвоения более лёгким, поддерживает внимание ребенка.

Современному учителю для того, чтобы добиться наилучших результатов усвоения детьми программы по предмету «Окружающий мир», необходимо хорошо знать фонд имеющихся наглядных пособий по этому предмету и их функции; место средств наглядности в учебно-воспитательном процессе и методику их применения.


В результате проведенного исследования были решены следующие задачи:

  • Нами были определены психолого-педагогические условия качественного усвоения естественнонаучных представлений и понятий учащимися;
  • Выявлен и обобщен опыт дидактов, психологов и педагогов прошлого и настоящего, значение принципа наглядности в обучении, с целью активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся на уроках окружающего мира;
  • Проанализирован фонд имеющихся средств наглядного обучения и на его основе разработана система уроков по разделу «Здоровье и безопасность» с использованием специально составленного комплекса средств наглядности.

В конце работы хочется привести слова А.Я. Герда: “Урок природы - невозможен без предмета природы в руках.” [9]

Библиография:

  1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания предмета "Окружающий мир". – М.: Академия, 2014. – 288 с.
  2. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Практикум по методике преподавания естествознания в начальной школе. – М.: Академия, 2008. – 144 с.
  3. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении. – М.: Просвещение, 2013. – 345 с.
  4. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
  5. Баранов С.П. Методика обучения и воспитания младших школьников: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2015. – 463 с.
  6. Веретенникова Л.К. Развитие творческого потенциала младших школьников. Учебное пособие. в 2ч. – М.: Альфа, 2008. –
  7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: АПН РСФСР, 1960. – 484 с.
  8. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания. – М.: Владос, 2008. – 254 с.
  9. Герд А.Я. Избранные педагогические труды. – М.: АПН РСФСР, 1953. – 206 с.
  10. Громова Л.А. Проектная деятельность младших школьников в ходе внедрения образовательных стандартов. Методическое пособие. М.: Перспектива, 2013. – 148 с.
  11. Гуненкова Е.В. Для чего на уроке компьютер? // Начальная школа плюс До и После. – 2007. – №7. – С. 37 – 39.
  12. Евдокимов, В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе. СПб.: Питер, 2012. – 212 с.
  13. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015. – 507 с.
  14. Землянская Е.Н. Учебные проекты школьников в основной образовательной программе начального общего образования // Школа будущего. – 2014, №1. – С. 6 – 14.
  15. Землянская Е.Н. Развивающий потенциал учебных проектов школьников // Начальное образование. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М». – 2014. – №4. – С. 15 – 23.
  16. Зуев В.Ф. Педагогические труды. - М.: Педагогика, 1956 - 148 с.
  17. Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2010. – 121 с.
  18. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002. – 256 с.
  19. Козина Е.Ф. Степанян Е. Н. Методика преподавания естествознания. – М.: Академия, 2007. – 496 с.
  20. Кокаева И.Ю. Научно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках природоведения // Начальная школа: плюс до и после. – 2003. – №7. – С.3 – 7.

21.Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1982. – Т.1. – 328 с.

22. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 2 класс / Сост. И.Ф. Яценко. – 5-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2015. – 96с.

23.Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии в обучении и воспитании школьников: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 128 с.

24. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 336 с.

25. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: Учебное пособие для студентов фак. Педагогики и методики нач. обр. педвузов. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 351 с.

  1. Новицкая М.Ю. Родная земля. – М.: Дрофа, 2008. – 496 с.
  2. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах, Т.1. – М.: Педагогика, 1981. – 336 с
  3. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. Избр. пед. соч.: в 2-х томах – М.: Педагогика, 1981. – 212с.
  4. Петкевич Н.В. Наглядные пособия – в помощь учителю. // Начальная школа издательского дома «Первое сентября». – 2004. - №8. – С. 9 – 10.
  5. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Рабочие программы «Окружающий мир». М.: Просвещение, 2014. – 192с.
  6. Плешаков А.А. От земли до неба: атлас - определитель. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011. – 222с.
  7. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Тесты 2016 год / А.А. Плешаков, З.Д. Назарова, Н.Н. Гара Пособие для учащихся — М.: Просвещение, 2016. – 96 с.
  8. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013. – 160с.
  9. Плешаков А.А. Зеленые страницы – М.: Просвещение – 2014. – 223с.
  10. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 400с.

36. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников – Самара.: Учебная литература, 2004. – 80 с.

  1. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно- коммуникационных средств. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 208 с.
  2. Селеменев В. Развивающая наглядность // Образование в современной школе. – 2003 – №12. – С. 27–36.
  3. Селеменев В. Новая наглядность // Народное образование. – 2002. – №2. – С.158–162.
  4. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся/ Н.А.Семенова // Начальная школа. – 2006. – №2. – С.45 – 49.
  5. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. – М.: Просвещение, 2000. – 160с.
  6. Скаткин М. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. — М.: Учпедгиз, 1952. – 214с.
  7. .Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Миценко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учеб. пособие для студ. пед. учебн. заведений - 3-е изд. перераб. и дополн. – М.: Школа-Пресс, 2008. – 512с.
  8. .Средства обучения и методика их использования в начальной школе: книга для учителя. – М.: Просвещение, 2003. – 160с.
  9. .Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 2011. - 324с.