Файл: Реализация принципа наглядности в процессе обучения младших школьников, педагогические эксперименты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 705

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования .Отсутствие на уроках наглядности может приводить к снижению интереса и ограниченности знаний об окружающем мире. Вместе с тем, еще выдающийся швейцарский педагог И.Г. Песталоцци говорил: «Я просто установил высший, основной принцип обучения, признав наглядность абсолютной основой всякого познания». [27]

Вопросами использования средств наглядности с целью формирования прочных знаний, занимались многие педагоги, психологи и методисты, такие как: Я.А. Коменский, А.Я. Герд, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, В.Ф. Зуев, Л.С. Севрук, М.Н. Скаткин, И.П. Конобеевский, Г.Ф. Суворова и другие.

Проблема комплексного использования средств наглядности в учебно-воспитательном процессе - это один из главнейших способов формирования качественных знаний, вопрос о формировании знаний - ведущий элемент содержания образования, а знания являются фундаментом развития личности в целом.

Проблема исследования: каковы педагогические условия формирования знаний об окружающем мире у младших школьников.

Цель исследования: изучение повышения качеств знаний об окружающем мире у младших школьников с помощью использования комплекса средств наглядности.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс обучения младших школьников на уроках «Окружающий мир».

Предмет исследования: организация и методика использования наглядных и технических средств обучения в процессе обучения младших школьников на уроках «Окружающий мир».

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что для повышения качества знаний об окружающем мире у учащихся младших классов, необходимо применение комплекса различных средств наглядности.

Для достижения цели необходимо решить круг следующих задач:

      • изучить педагогическую, методическую литературу по данной теме;
      • сделать выводы и обобщить полученные знания на практике;
  • провести опытно-экспериментальную работу по исследуемой проблеме.
  • составить и апробировать конспекты уроков по окружающему миру с использованием комплекса наглядных средств обучения

При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования:

  • анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования
  • наблюдение за учащимися на уроках окружающего мира
  • анкетирование и тестирование учащихся
  • педагогический эксперимент.

Апробация педагогического эксперимента проходила на базе школы МБОУ СОШ №6 г. Псков во 2 «В» классе.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ

1.1 История метода наглядности в обучении младших школьников

Значение наглядности в обучении младших школьников постоянно подчеркивается педагогами теоретиками и практиками. Оно отразилось в одном из важнейших принципов дидактики, в принципе наглядности.

Использование принципа наглядности в обучении имеет длительную историю. Еще в школах Древней Греции, Рима и Египта наглядность имела довольно широкое распространение. Идея наглядности, как принципа обучения, прежде всего, связана с именем Аристотеля.

В середине века, когда господствовали схоластика и догматизм, идея наглядности была забыта. Возрождали ее педагоги - гуманисты. Ян Амос Коменский был первым, кто возвёл наглядность до уровня основного вопроса дидактики и разработал определенную теорию наглядности как обще дидактического принципа. В 18-ом веке он обосновал принцип наглядности как «фундамент успешности всякого обучения».

Наглядность Я.А. Коменский считал «золотым правилом обучения», для обоснования наглядности он много раз приводил известную эмпирическую тезу: «Ничего не может быть в создании. что заранее не было дано в ощущении».

Я. А. Коменский следующим образом определил наглядность, её значение и задачи:

  1. « Если мы желаем, привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно обучить всему через личное наблюдение и чувственное доказательство»;
  2. «Школы должны предоставлять все собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть. слышать и т.д, они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций»;
  3. То, что нужно знать о вещах, должно быть «преподаваемо посредством самих вещей, т.е должно, насколько возможно, выставлять для созерцания, осязания, слушания, и т.п. сами вещи, либо заменяющие их изображения».
  4. Одной из основных задач наглядного обучения Я. А. Коменский считает облегчение сознательного, осмысленного усвоения знаний учащимися.
  5. Для осуществления наглядности в обучении Я. А. Коменский считал необходимым использовать:
  6. реальные предметы и непосредственное наблюдение за ними;
  7. когда это невозможно - модели и копии предмета;
  8. картинки с изображением предмета или явления. [21]

В.Ф. Зуев - академик, профессор учительской семинарии, автор первого отечественного учебника по естественной истории, высказывал мысль, о сознательном усвоении материала, а не механическом его запоминании. Для этого он рекомендовал вести обучение на основе наглядности и предметности, но использовать таблицы, картины и другие наглядные средства лишь в тех случаях, когда невозможно предоставить натуральные предметы природы.[16]

Значительным шагом вперед в разработке наглядности обучения были научные и учебные книги К.Д. Ушинского, крупнейшего методиста и педагога в области начального обучения. Он дал более глубокое психологическое обоснование, принципу наглядности, считая, что ребёнок мыслит образами, поэтому опора на чувственное познание является необходимым условием обучения. [46]

Доказывая необходимость наглядного обучения. он разработал теорию наглядности. Наглядность понималась им не только как непосредственное знакомство детей с природой, но и как использование на уроках карт, картин, глобусов, коллекций, макетов и других пособий, помогающих учащимся создать в своем сознании образ предмета или явления.

А.Я. Герд - методист - естественник. Его основное требование - осуществлять на каждом уроке естествознания наглядное преподавание в его разнообразных формах. Герд подчеркивал, что наглядное обучение должно соответствовать реальному процессу детского познания. При помощи органов чувств ребёнок получает ощущения и «впечатления», т.е. восприятия, переходящие в представления и понятия.[9]

В.П. Вахтеров - педагог - методист начальной школы продолжал и развивал теоретические основы школьного образования К.Д. Ушинского. Вахтеров критиковал словесное обучение и требовал, чтобы учителя при изучении с детьми природы опирались на опыты, наблюдения, демонстрацию предметов природы. А в своём основном труде, под названием «Предметный метод обучения» (1907) он излагал. раскрывал перед учителем свои требования к проведению наглядного обучения.[1]

Л.С. Севрук - методист по естествознанию. Он считал необходимым дать в младших классах такой курс начального естествознания, который обеспечивал бы выработку у учащихся понятия о природе как о едином целом. Большое внимание он уделял доступности, систематичности. наглядности обучения. Под наглядностью он понимал не только демонстрацию пособий, но и проведение самими школьниками различных опытов и наблюдений.[1]

А.А. Перроте - методист по естествознанию в начальных классах. Перроте обобщала опыт своей работы, работы других учителей, делала выводы. Ею написаны и изданы такие труды, как «Опыт преподавания неживой природы в начальной школе» (1950), «Изучение природы в начальных классах» (1958). Большое значение она придавала наглядным пособиям. Ею созданы коллекции «Известняк», «Соль», «Торф» и методические рекомендации к ним.[1]


Педагоги и методисты 20-го века продолжали исследования и разработки в области использования и применения различных средств наглядности по природоведению.

Е.А. Валерьянова - методист по естествознанию в начальных классах. Она много времени уделяла работе с учителями, подчёркивая большую роль и значение принципа наглядности. Ею созданы «Дневники наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека » для 1-ых, 2-ых, 3-ых, 4-ых классов, а также ряд наглядных пособий и методических рекомендаций к ним, в том числе диафильмов. диапозитивных серий. Она также была консультантом учебных фильмов.

М.Н. Скаткин - автор «Методики естествознания в начальной школе» (1956). Утверждал, что наглядные пособия помогают образовать в сознании детей отчётливые представления о предметах и явлениях природы. Он считал, что наглядные пособия особенно необходимы при изучении предметов и явлений, недоступных для непосредственного восприятия их органами чувств.[42]

Проблемой наглядности в обучении занимаются в настоящее время такие специалисты , как И.П. Конобеевский, Н.М. Шахмаев, Г.Ф. Суворова, Л.П.Пресман и много другие. В.Я. Стоютин отмечает, что достоинство преподавания каждого учебного предмета зависит сколько от личности преподавателя, сколько же от тех учебных средств, какими он может свободно распоряжаться. Без них у него нет возможности удовлетворить многие педагогические требования к знаниям.

Н.М. Шахмаев видит основное значение наглядности в том, что она помогает выработать соответствующие понятия. Поэтому значение принципа наглядности в обучении младших школьников огромно.[19]

Полученные ребенком от учителя знания, т.е. сложившиеся понятия, заученные правила и другие сведения, частично забываются. Забывание - естественный процесс, закономерность жизни. Показателем прочности знаний служит время. Прочность знаний заключается в умении человека отобрать и сохранить самое главное, существенное от воспринятого материала, в гибкости, подвижности знаний, т.е. в умении самостоятельно применять приобретенные ранее знания для решения новых задач.

И.М. Сеченов считал, что прочные знания долго сохраняются в памяти и могут быть воспроизведены в любое время. Учитель в состоянии приостановить процесс забывания. придумано используя различные методы, приёмы и средства обучения на уроках.

Одним из путей достижения прочности знаний в педагогической практике является широкое использование различных видов наглядности в обучении. Стремясь обогатить умственный опыт школьников, учитель применяет на уроках различные натуральные предметы и их изображения: макеты. муляжи. картинки и т.д. В качестве материалов используется различные схемы, чертежи, карты и т.д.


Все наглядные пособия дают детям более конкретное представление о вещах, предметах и явлениях. о которых учитель рассказывает классу. Материал оказывается наиболее понятным, доходчивым, а значит, и запоминается более прочно, чем только словесный рассказ учителя.

Одной причиной трудностей в усвоении учебного материала, отсутствие интереса к предмету со стороны учащихся является недостаток наглядных пособий, а порой и их полное отсутствие на уроках.

Так, А.Е. Добролюбов пишет, «учащиеся любят уроки природоведения, но только если эти уроки насыщены разнообразными опытами. наблюдениями. а для их постановки нужно оборудование. Материально - техническая база обеспечивает формирование наглядных представлений, позволяет сочетать чувственное восприятие предметов с формированием научных понятий. На каждом уроке дети должны что-нибудь увидеть, иногда взять в руки, проделать какую-нибудь работу с тем или иным материалов».[8]

От средств обучения зависит в значительной степени выбор методов преподавания. Но следует помнить, что построение уроков зависит не от учебных пособий, а от того, какие пути формирования понятий намечены учителем при подготовки к знанию. Методически верное использование наглядности, лабораторного оборудования развивает познавательный интерес учащихся.

Материальная база обучения дает возможность широко применять исследовательские приемы в процессе овладения знаниями.

Подбор учебных пособий, необходимых для преподавания, является очень существенной частью формирования природоведческих знаний. Учитель должен научить планировать комплекс используемых средств наглядности с целью повышения качества естественнонаучных знаний учащихся.

Современная трактовка принципа наглядности имеет следующие основные положения:

  1. Под наглядностью понимается организация чувственного познания ученика. Одно из главных условий успешности обучения - «опора на чувственное познание учащихся, на их представления, на их личный опыт».
  2. одной из сторон организации чувственного познания в учебном процессе является использование наглядных пособий.

«Образы реальных предметов, явлений, свойств, можно дать в виде изображения на картинке, рисунке, схеме, диаграмме, в форме чучела, муляжа, фотографий, фильма и т.п. Тогда ученики, благодаря этим иллюстрациям, смогут представить реальный мир, что повышает осознанность знаний, интерес к учебе».[42]

Сегодня значимость наглядного обучения общепризнана. Вопрос заключается в том, как принцип наглядности реализуется на практике. И, хотя важная роль в формировании природоведческих знаний отводится непосредственно наблюдениям учащихся в природе, в определенных ситуациях необходимо компенсировать невозможность таких наблюдений разнообразными наглядными средствами обучения.