Файл: Организация кассовой работы в банке (Актуальные вопросы организации кассовых процессов в банке и управления этими процессами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дополнительный инструмент - утверждение в банке специальных стандартов материально-технического обеспечения кассовых подразделений, которые могут устанавливать в зависимости от типа кассового подразделения (стандартная клиентская касса, касса пересчета, центр по обслуживанию банкоматов и др.) необходимость наличия той или иной кассовой техники, средств хранения ценностей, средств контроля подлинности денежных знаков, функциональные характеристики перечисленных устройств и пр. [9] При наличии таких стандартов, а также формализованных результатов конкурсных мероприятий по каждой категории закупок для конкретного региона присутствия банка процесс обеспечения кассовых подразделений необходимой техникой и оборудованием (либо плановая замена) с контрольной точкой в лице центра кассовых компетенций может быть реализован быстро и оптимально по стоимости.

2.3 Контрольно-ревизионная деятельность

Контрольно-ревизионная деятельность - одна из составляющих комплекса сервисных услуг, которые центр кассовых компетенций может оказывать "продающим" подразделениям банка, имеющим в своем составе кассы [18].

Форматы контрольно-ревизионных процедур могут быть следующие [7]:

- выездные проверки силами и средствами центра кассовых компетенций;

- программный контроль отдельных показателей работы кассы путем реализации необходимых отчетов в банковской учетной системе (например, контроль соблюдения кассовых лимитов);

- система внутренней отчетности (операционные ошибки, отчеты для целей страхования ценностей при хранении и перевозках и др.).

Отдельно в данном разделе можно отметить необходимость создания системы реагирования на нештатные ситуации, связанные с кассой (включая формализованные алгоритмы действий кассовых работников в различных ситуациях и систему оповещения административных и функциональных руководителей).

Например, при выявлении в кассе при закрытии операционного дня недостачи денежных средств (сам факт которой является, в общем-то, сильным стрессом для добросовестного кассира) кассе предписывается действовать по алгоритму [20]:

- принятие всех возможных мер по выяснению причины недостачи (анализ операций за день - кассовые документы, данные банковской учетной системы);

- принятие мер по поиску денежных средств в кассе (как ни смешно звучит, но на практике бывали случаи, когда деньги находились);


- оформление на сумму недостачи акта 0402145;

- получение письменных объяснений о случившемся у кассира, у которого выявлена недостача, а также у заведующего кассой и других кассовых работников (при необходимости);

- открытие лицевого счета на балансовом счете 60323 и отражение по данному счету суммы недостачи в корреспонденции со счетом 20202;

- создание резервов на возможные потери (открытие соответствующих счетов, выполнение проводок);

- информирование административного и функционального руководителя (срок информирования можно варьировать в зависимости от суммы (т.е. значимости) недостачи), а также подразделения безопасности банка.

Другой пример - поломка двери в хранилище филиала (либо поломка и застревание в замке ключа от хранилища).

В зависимости от времени, когда произошла поломка, выполняются следующие мероприятия [15]:

- информирование обслуживающей организации о необходимости срочного ремонта двери, согласование сроков и стоимости ремонта;

- организация оперативного вывоза ценностей из хранилища в другой объект сети банка - взаимодействие с уполномоченным перевозчиком либо собственной службой инкассации и перевозки ценностей;

- организация подготовки и утверждения распорядительных документов по данному филиалу:

1) о временном прекращении хранения ценностей в данном объекте сети во внерабочее время;

2) об изменении размера минимального остатка хранения денежной наличности в целом по данному региону (с учетом временного отсутствия хранения в данном объекте сети);

- организация подготовки и отправки в соответствующее учреждение Банка России информационного сообщения об изменении суммы минимального остатка хранения денежной наличности по данному региону.

В случае прописания подробных алгоритмов реагирования на нештатные ситуации во внутренних нормативных документах банка центр кассовых компетенций (при должной постановке работы) осуществляет текущий контроль и надзор за процессом реагирования на указанные ситуации, при необходимости внося корректирующие указания в зависимости от конкретной ситуации либо беря управление на себя.

3. Организация расчетно-кассового обслуживания в Сбербанке РФ


3.1 Организационно-экономическая характеристика Сбербанка РФ

расчетный кассовый обслуживание банк

Сберегательный Банк Российской Федерации является на сегодняшний момент крупнейшим банком в России и фактически является одним из гарантов стабильности нынешней экономики нашей страны. При обширной государственной поддержке банк имеет возможность влиять на очень многие направления развития государства. Многолетняя стабильность работы банка и государственная гарантия делает его очень популярным среди населения. При рассмотрении банковских услуг, так или иначе, приходится ориентироваться на Сбербанк РФ, который предлагает полный спектр услуг как физическим лицам, так и юридическим, однако не всегда условия предоставления услуги имеют приемлемую цену, поскольку банк имеет многолетнюю серьезную репутацию.

Сбербанк России создан в форме акционерного общества открытого типа в соответствии с Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР». Учредителем и основным акционером Сбербанка России является Центральный банк Российской Федерации (свыше 60% голосующих акций). Акционерами Банка являются более 200 тысяч юридических и физических лиц.

Сбербанк России зарегистрирован 20 июня 1991 года в Центральном Банке Российской Федерации. Регистрационный номер -- 1481.

Банк является юридическим лицом и со своими филиалами составляет единую систему Сбербанка России.

Фирменное (полное официальное) наименование банка: Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество). Сокращенное наименование банка: Сбербанк России.

Таблица 1 - Основные показатели деятельности ОАО "Сбербанк России" за 2015 - 2017 год.

№ п/п

Показатели

Ед.

измер.

01.01.

2015г.

01.01.

2016г.

01.01.

2017г.

Динамика, %

2016- 2015 гг.

2017- 2016 гг.

1

Капитал

млрд. р.

848,2

1049,9

1156,9

23,8

10,2

2

Активы

млрд. р.

7097

8523

10419

20,1

22,2

3

Чистые процентные доходы

млрд. р.

499,9

502,8

575,8

0,6

14,5

4

Прибыль

млрд. р.

56,2

242,2

408,9

330,9

68,8

5

Чистая прибыль

млрд. р.

21,6

173,9

310,5

705

78,5

6

Кредитный портфель

млрд. р.

5265,4

5843,4

7839,1

11

34,2

7

Остаток средств на счетах физических лиц

млрд. р.

3701,1

4702,1

5532,2

27

17,7

8

Остаток средств на счетах юридических лиц

млрд. р.

1578,0

1835,5

2196,1

16,3

19,6

9

Рентабельность активов (ROAA)

%

0,4

2,3

3,2

1,9

0,9

10

Рентабельность капитала (ROAE)

%

3,2

20,6

20,1

17,4

0,5

11

Прибыль на 1 акцию (EPS)

руб.

0,65

3,35

2,79

2,7

0,56


За 2015 год прибыль Сбербанка возросла на 186 млрд.руб., за 2016 год этот показатель продолжил расти и на 01.2017 прибыль составила 408,9 млрд.руб.(01.2015 - 21,6млрд. руб., 01.2016 - 173,9 млрд.руб.).

Вследствие роста прибыли увеличился объем чистой прибыли, которая составляла на 01.2015 - 21,6 млрд.руб., а на 01.2017 -310,5 млрд.руб., что на 78,5% превышает показатель 2015 года.

Увеличение чистой прибыли за 2015-2016 год привело к росту показателей рентабельности. За 2015-2016 год Банк продемонстрировал высокие результаты деятельности, что подтверждено рентабельностью собственных средств 20,1% (01.2017), рентабельность активов 3,2% (01.2017). Показатели рентабельности ROAA увеличился в 2,8 раз и ROAE увеличился в 17,5 раз по сравнению с 2009 годом.

Портфель кредитов клиентам за 2009-2016 год увеличился на 45,2% в связи с ростом объема кредитования как физических лиц, так и корпоративных клиентов.(01.2015 - 5265.4млрд.руб., 01.2016 - 5843,4 млрд.руб., 01.2017 - 7839,1млрд.руб.).

Прибыль на обыкновенную акцию за 2015 год увеличилась в 2,7 раз и составила на 01.2016 год 3,35 руб. на 1 акцию, на 01.2015 этот показатель составлял 0,65 руб. на 1 акцию, видно, что ее стоимость значительно выросла в цене. За прошедший 2016 год показатель снизился и составил 2,79 руб. на 1 акцию (01.2017)., это частично связано с отрицательной переоценкой офисной недвижимости.

Сбербанк - современный универсальный банк с большой долей участия частного капитала, в т.ч. иностранных инвесторов. Энциклопедический словарь. 2009 Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. Для более понятного восприятия, далее будут рассмотрены основные показатели доля Сбербанка на финансовом рынке (таблица 3), а также представлены рейтинги кредитных агентств, которые позволяют дать объективную оценку эффективной работы Сбербанка России на сегодняшний день.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что увеличилась доля Сбербанка в активах банковского сектора до 26,8%. На данное увеличение повлиял портфель ценных бумаг банка, который за анализируемый период значительно возрос.

Доля Банка в капитале банковского сектора незначительно понизилась за 2015 год до 26,4%, но к 2017 году доля капитала составила 29,1%.

Таблица 2 - Доля Сбербанка на различных сегментах финансового рынка

Показатель

01.01.2015 г.

01.01.2016 г.

01.01.2017 г.

Активы

26.2

27.3

26.8

Капитал

28.6

26.4

29.1

Кредиты корпоративным клиентам

31.8

31.3

32.9

Кредиты частным клиентам

32.7

31.9

32.0

Средства корпоративных клиентов

17.7

16.6

14.5

Средства частных клиентов

49.4

47.9

46.6

Прибыль до налогов из прибыли

21.1

39.2

46.5


Темпы роста кредитования в Сбербанке оставались практически неизменными на протяжении всего анализируемого период, в результате доли Банка в этих сегментах составили: в кредитах корпоративным клиентам на уровне 32,9% (2016 год); в кредитах физическим лиц на уровне 32%.

Высокий уровень рублевой ликвидности Сбербанка, поддерживаемый стабильным притоков средств клиентов, позволил Банку снизить ставки привлечения и, таким образом сократить свои процентные расходы. В свою очередь, это повлияло на снижение доли Банка на рынке привлечения средств корпоративных клиентов с 17,7% до 14,5%, частных клиентов с 49,4 до 46,6%.

Качество кредитного портфеля улучшилось, сто стало основным фактором роста прибыли Сбербанка и привело к увеличению его доли в совокупной прибыли банковской системы с 21,1% до 46,5%.

Таблица 3 - Обязательные нормативы деятельности Сбербанка России по состоянию на 1 октября 2017г.

Показатель

Коэффициент

Норматив

01.2015г.

01.2016г.

01.2017г.

Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка

Н1

min 10%

23,22

17,72

15,2

Норматив мгновенной ликвидности банка

Н2

min 15%

83,18

80,56

50,93

Норматив текущей ликвидности банка

Н3

min 50%

115,10

103,01

73,01

Норматив долгосрочной ликвидности банка

Н4

max120%

73,54

78,04

87,11

Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков

Н6

max 25%

16,05

17,9

17,2

Максимальный размер крупных кредитных рисков

Н7

max800%

47,00

79,98

124,36

Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам)

Н9.1

max 50%

0,00

0,00

0,00

Совокупная величина риска по инсайдерам банка

Н10.1

max 3%

0,86

0,9

0,93

Норматив использования собственных средств (капитала) банка для приобретения акций (долей) других юридических лиц

Н12

max 25%

0,01

0,14

0,65

Анализ состояния капитала рассматривается во взаимосвязи с анализом показателя, характеризующего достаточность капитала (Н 1).