Файл: Организация кассовой работы в банке (Актуальные вопросы организации кассовых процессов в банке и управления этими процессами).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной деятельности. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Основным назначением расчетов является обслуживание денежного оборота (платежного оборота).

Выбор клиентом коммерческого банка для кассового обслуживания обязывает коммерческий банк к обеспечению высокого качества оказания расчетных услуг, которые должны выполняться своевременно, экономично и надежно. Поскольку контакты с банком по кассовому обслуживанию регулярны, то в зависимости от качества работы банка клиенты принимают решение о целесообразности дальнейшего сотрудничества с банком, о степени обоснованности установленных банком тарифов на кассовые услуги. Организация кассового обслуживания является "визитной карточкой" любого банка.

На сегодняшний день кассовое обслуживание в коммерческих банках находится примерно на одном уровне. Перечень предоставляемых услуг отличается не многим. Но в период острой конкурентной борьбы за каждого клиента, необходимо развивать, усовершенствовать систему кассового обслуживания, преодолевать возникающие проблемы.

На данный момент коммерческие банки стремятся усовершенствовать методы и инструменты в области расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и системе безналичного платежного оборота, в целях процветания бизнеса и экономики, а соответственно благополучия людей в стране.

1. Общие вопросы организации кассовой работы в банке

1.1 Организация кассовой работы в Банке

В настоящее время Центральный Банк Российской Федерации (ЦБ РФ) позволяет кредитным организациям (Банкам) самим регулировать некоторые аспекты своей деятельности, касающиеся организации кассовой работы, поэтому в нормативных документах ЦБ РФ содержатся требования к наличию в Банке разработанных самостоятельно распорядительных документов (РД).

На усмотрение Банка возможны несколько вариантов организации кассовой работы:


Разрабатывается отдельный документ – «Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» (далее — Положение по кассе) [1], которое, по сути, повторяет нормативные документы ЦБ РФ, но в тех пунктах, где предлагается организовать работу «на усмотрение кредитной организации», будет расписан порядок действий сотрудников в данном Банке. Дополнительно издаются отдельные РД: о назначении ответственных лиц, о создании комиссии и об установлении минимального лимита.

Такое происходит в основном в крупных банках с большим отделом по кассовой и методологической работе, где специалисты грамотно и четко описывают, что и в каких ситуациях делать, а сотрудники кассовых отделов контролируют исполнение кассовой дисциплины.

Банк руководствуется только нормативными документами ЦБ РФ, а по тем пунктам, где предлагается организовать работу «на усмотрение кредитной организации», издает отдельные РД и Положения. В основном – это небольшие Банки, которые экономят на разработке методик и на специалистах. В результате, наибольшее число ошибок и нарушений по кассе происходит именно в этих Банках.

Из практики мы знаем, что сотрудникам тяжело читать и понимать инструктивный материал, поэтому мы:

  • провели анализ основных нормативных документов ЦБ РФ;
  • составили список требований ЦБ РФ о наличии в Банке РД со ссылкой на пункты нормативных документов ЦБ РФ;
  • перевели содержание пунктов на «русский язык»;
  • по некоторым из них вложили примеры составления РД или Положения.

1.2 Расчетно-кассовые операции

Расчетно-кассовые операции – это банковские операции в рамках ведения счетов ФЛ и ЮЛ и осуществление по ним поручений владельцев данных счетов [29].

Что входит в перечень операций (расчетно-кассовых) [12]:

  • Открытие и последующее закрытие счетов в различных валютах.
  • Выполнение в рамках выданных клиентом поручений, касающихся переводов средств со счетов.
  • Прием поступающих на счета средств.
  • Выдача наличности со счетов.
  • Хранение на счетах средств.

РКЦВсе вышеуказанные операции производятся на основе подписанного между банковским учреждением и клиентом договора. Данный договор предусматривает правила открытия и закрытия счетов, перечень операций, выполняемых в рамках договора, тарифы на эти операции.

Договор со стороны банковского учреждения никоим образом не может содержать условия, которые бы препятствовали клиенту использовать по усмотрению свои средства, если только направления такого использования напрямую не противоречат законодательным нормам.


Все операции в рамках этого договора должны осуществляться в соответствии с законодательными нормами о кредитно-денежной политике РФ, а также правил, которые устанавливает регулятор. Регулятором всех банковских операций в РФ является ЦБ РФ и именно на основе утвержденных им правил они осуществляются [11].

Существенным моментом является тот факт, что банковское учреждение может использовать свободные средства на счетах клиентов.

По действующим законодательным нормам все свои средства ЮЛ обязаны держать на открытых в банковских учреждениях счетах, в том числе и зачислять на них получаемую наличную выручку. Также все основные платежи у ЮЛ проводятся в порядке безналичных расчетов.

Обслуживание этой группы клиентов производится банками в специальных подразделениях. При необходимости проведения операций по счету, клиент имеет возможность обратиться в такое подразделение к операционисту, которому представит один из документов, применяемых в системе безналичных расчетов для проведения определенной операции по счету. Перечень документов, с помощью которых проводятся безналичные операции, следующий:

Платежное поручение. Таким документом владелец счета отдает банковскому учреждению распоряжения на переводы средств со своего счета на счета, принадлежащие другим контрагентам.

Платежное требование. Такой документ исходит от получателя средств (контрагента, перед которым у владельца счета имеется задолженность). Чтобы провести платеж по платежному требованию владелец счета должен выдать акцепт, т. е. согласие на данное требование.

Аккредитив. Это некое условное обязательство банковского учреждения произвести оплату со счетов своего клиента в пользу определенного контрагента при условии, что тот предоставит установленный перечень документации.

Чек. Это своего рода ценная бумага, которая дает распоряжение банку выдать указанные в нем средства чекодателю.

Проведение расчетов наличными средствами для ЮЛ не запрещено законом, но имеет ряд определенных ограничений.

Первым из таких ограничений является лимитирование кассы организации. Это значит, что на завершение рабочего дня в кассе ЮЛ не должна оставаться сверхлимитная наличность, все, что выше лимита должно сдаваться в банковское учреждение. Сдавать наличность в банк можно самостоятельно, посетив расчетный центр и кассу банка, где посредством такого документа, как заявка на взнос наличными, зачисляются деньги на счет. Можно воспользоваться и услугами инкассации, тогда сотрудники банка сами будут приезжать за выручкой. Сейчас существует и услуга самоинкассации, когда зачислить деньги себе на счет ЮЛ может через банкоматы банковского учреждения.


Вторым ограничением является максимальная сумма расчетов в рамках одних договорных отношений (договора). Ограничение расчетов лимитировано 100000 рублями. Это значит, что выплатить наличными средствами в рамках одних договорных отношений более 100000 рублей ЮЛ не может.

1.2 Общие принципы управления процессом

Последние принципиальные нормативные изменения процедуры ведения кассовых операций в кредитных организациях вступили в силу 1 ноября 2014 г. в соответствии с Указаниями Банка России от 30.07.2014 N 3053-У (изменения в Положение Банка России от 24.04.2008 N 318-П "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации наличных денег в кредитных организациях на территории Российской Федерации") [1] и от 30.07.2014 N 3352-У (устанавливает формы и порядок заполнения кассовых документов, применяемых при совершении кассовых операций с наличной валютой РФ, наличной иностранной валютой, драгоценными металлами, а также порядок заполнения указанных документов) [2]. Изменения эти были не всегда однозначными с точки зрения удобства и, главное, сроков непосредственной их реализации, но в целом позитивными, направленными на совершенствование кассовой работы, - "правильные" изменения в "правильный" документ.

С тех пор прошло почти два года, и у банков было достаточно времени на реализацию новых требований, на выяснение спорных или не до конца ясных вопросов с соответствующими подразделениями Банка России, проведение доработок ИТ-систем и др. В целом, кто хотел выполнить новые требования - тот их выполнил, кто готов рисковать навлечь на себя штрафные санкции со стороны регулятора - тот рискует.

Кассовая работа - очень значимый участок работы банка прежде всего за счет высокого уровня риска утрат ценностей. Кроме того, участок достаточно затратный. Поэтому основными задачами банка в части организации кассовой работы (естественно, помимо качественного и бесперебойного обслуживания клиентов) можно назвать минимизацию рисков утрат ценностей и снижение стоимости кассовых процессов для банка.

В данной статье мы рассмотрим актуальные вопросы и проблемы, с которыми может столкнуться банк при выстраивании кассовых процессов и которые в той или иной мере несут в себе операционный риск либо могут сделать кассовые процессы существенно дороже.

В соответствии с Положением Банка России от 16.12.2003 N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" [3] и п. 12 Приложения 2 к Положению N 242-П кредитная организация обязана принять внутренние документы, связанные с осуществлением внутреннего контроля, регламентирующие совершение кассовых операций, инкассацию денежных средств и других ценностей.


Однако это верхушка айсберга. Можно составить внутренний регламент, отвечающий всем требованиям Банка России, но он не будет работать. Для того чтобы он работал, в банке необходима система административного и методологического регулирования кассовых процессов, четко обозначенный "владелец" этих процессов, а также система контрольных мероприятий, реализуемых "владельцем" процесса (помимо СВК и СВА). То есть необходим эффективный механизм организации, управления и контроля кассовых процессов (что, в общем-то, справедливо не только для кассы), закрепленный во внутренних организационных и нормативных документах банка.

Физически такая система может представлять собой совокупность следующих документов [6]:

- базового управляющего документа - политики по управлению процессом, определяющей права, полномочия и обязанности "владельца" процесса и иных подразделений банка в рамках всех кассовых процессов, порядок взаимодействия со смежными службами и собственно с кассовыми подразделениями в рамках методического регулирования, материально-технического обеспечения, организационно-штатных мероприятий, договорной работы и др.;

- методических внутренних нормативных документов по подпроцессам, предусматривающих контрольные точки в рискованных участках;

- контрольных документов - процедуры контроля за состоянием кассовой работы, включающей в себя методики проверок, удаленных контрольных мероприятий, систему внутренней отчетности по кассе и др.

Очень важно наличие в банке подразделения, ответственного за кассу целиком. С одной стороны, это удобно руководству банка: есть с кого спрашивать и при должной организации работы становится понятно, на что идут выделяемые на кассу деньги, с другой - централизация в одних руках управляющих функций, если к этим рукам прилагается голова, обладающая необходимыми компетенциями, позволяет выстроить работу кассовых процессов "как часы". Четкая формализация прав, обязанностей и полномочий "владельца" процесса во внутреннем нормативном (а не организационном, по типу положения о подразделении), утвержденном руководителем банка документе дает руководителю подразделения - "владельцу" процесса формализованные инструменты для решения стоящих перед его подразделением задач и отстаивания интересов подразделения перед смежниками (юристами, бухгалтерией, кадрами, хозслужбой, сетью и т.д.).