Файл: Методы анализа внутренней и внешней среды организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение


Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

Проблема взаимоотношения организации и среды в науке стала рассматриваться впервые в работах А. Богданова и Л. фон Берталанфи в первой половине ХХ века. Однако в менеджменте значение внешней среды для организаций было осознано только в 60-е годы в условиях усиления динамизма ее факторов и нарастания кризисных явлений в экономике. Это послужило отправной точкой для интенсивного использования системного подхода в теории и практике управления, с позиций которого любая организация стала рассматриваться как открытая система, взаимодействующая с внешней средой.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление не только о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, но и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией.

Первоначальная внешняя среда организации рассматривалась как заданные условия деятельности, неподконтрольные руководству. В настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что для того, чтобы выжить и развиваться в современных условиях любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности. Это положение легло в основу выбора мною данной темы курсовой работы.


Цель данной работы состоит в рассмотрении влияния внешней среды на деятельность организации, что предполагает рассмотрению следующих задач:

1) Дать понятие внешней среды организации;

2) Дать анализ факторов внешней среды;

3) Дать анализ неопределенности организационной среды;

4) Рассмотреть элементы внешней среды организации и степень их влияния на организацию;

5) Рассмотреть взаимосвязь элементов внешней среды организации.

Объект исследования является влияние внешней среды на деятельность организации.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением влияния внешней среды на деятельность организации.

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы.
 

Глава 1. Понятие предпринимательская среда

    1. Основные факторы внутренней среды организации

В период нестабильной экономической ситуации в России возникает необходимость в проведении мониторинга и оценки факторов внутренней среды организации. Поскольку кризис может формироваться как во внешней, так и во внутренней среде, исследование тенденций факторов внутренней среды является важным и актуальным направлением диагностики организации. Так, ученый–исследователь А.Н.Головков подтверждает значимость внутренней среды, указывая на то, что ее факторы оказывают влияние на функционирование организации и создают условия для ее работы, а также являются результатом управленческих решений. Это определило актуальность данной проблемы [3 с. 59]. Цель исследования состоит в оценке влияния факторов внутренней среды на эффективность функционирования предприятия в период нестабильной экономической ситуации. Для раскрытия вопроса о влиянии факторов внутренней среды на эффективное функционирование предприятия нами рассмотрены теоретические взгляды российских и зарубежных ученых исследователей. Заслуживает внимания позиция исследователя Э.А. Смирнова, который определяет микросреду предприятия как систему организации, включающей ряд элементов, а по составу выделяет заинтересованность, имидж, производительность, организационную культуру в коллективе, научный потенциал, технический потенциал, кадровый потенциал, отношение к внешней среде, перспективы развития. [9 с. 28].Ученый исследователь, М.В. Власова, предполагает, что микросреда определяется интересами, возникающими внутри предприятия, под основными элементами подразумевает производственников, руководителей, финансово-экономических работников и сбыта, работников снабжения. Она рассматривает данное понятие на первоначальном уровне управления [2 с. 15]. Исследованию внутренней среды и значимости слабых и сильных сторон неоднократно уделил внимание ученый исследователь О.А. Леонтьев. Он акцентирует свое внимание на то, что внутренняя среда оказывает непосредственное влияние на «жизнедеятельность» организации [6].
Наиболее важными при изучении внутренней среды являются знания о сильных и слабых сторонах организации. Сильные стороны являются базой, на которой она руководствуется в борьбе с организациям и конкурентами. Слабые стороны это предмет пристального внимания и детального изучения со стороны руководства, которое должно направить все возможные ресурсы, чтобы их ликвидировать. Немаловажным является выделение исследователем, Л.К. Шаминой, внутренних факторов, влияющих на инновационное развитие предприятия (таблица 1) [10 с. 77]. Внутренние факторы, влияющие на инновационное развитие предприятие.


1. Факторы сферы влияния фактора.

2. Позиция предприятия.

3. Цель, отрасль деятельности, репутация, доля рынка, стадия жизненного цикла.

4. Принципы деятельности. Форма специализации, концентрация производства, форма специализации, диверсификации производства. Ресурсы и их использование.

5. Трудовые ресурсы, влияние сезонных колебаний, трудовые ресурсы и их квалификация, продолжительность производственного цикла, прогрессивность методов и средств производства.

6. Маркетинговые стратегии и политика. Прогрессивность методов и средств маркетинговых исследований, сегмент и доля рынка и т.д.

7. Уровень менеджмента. Прогрессивность методов и средств принятия управленческих решений.

8. Уровень трансакционных издержек.

9.Достаточный объем информации в обеспечении деятельности предприятия.
Ученый –исследователь сгруппировал те факторы внутренней среды, которые будут способствовать развитию предприятия и внедрению новшеств. Необходимо сделать акцент на то, что именно внутренняя среда организации обеспечивает предприятию возможность эффективно функционировать. Ведь у многих российских компаний возникает большое количество проблем внутри организации, которые препятствуют их эффективному развитию и росту [12 с. 17].. Ученые–исследователи, М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, представляют внутренние переменные, как ситуационные факторы внутри организации. Данное убеждение следует из того, что организации являются созданными людьми системы. А внутренние переменные являются в свою очередь результатом управленческих решений. Выделяют самые значимые элементы в организации, которые требуют внимания руководства структура, цели, задачи, технология и люди [7 с. 134]. Для более детального изучения вопроса, изучим методы анализа внутренней среды. Существует большое количество методов, рассмотрим некоторые из них.

Модель «7 S» помогает раскрыть возможности её развития. Данное исследование состоит в анализе основных элементов компании, выделении её слабых и сильных сторон, определении направлений дальнейших стратегических решений, поиске решения проблем. Основной целью исследования является описание принципов, которые позволяют компании достигнуть успеха. Модель «7 S», обозначена в виде перечня 7 принципов. Они способны системно проанализировать организацию.

Пояснение Strategy (стратегия). План организационных действий. Он разрабатывается для выполнения целей и решения задач предприятия. Structure (структура) Организационная структура организации. Её необходимо нацелить на объединение сотрудников всех уровней. Systems (системы) Основные процессы Style(стиль). Стиль руководства оказывает сильное влияние на ценности и стратегию предприятия. Shared Values (общепризнанные ценности). Основные принципы, которые помогают реализовать деятельности. Staff (персонал). Опыт работников, способности являются важным фактором успеха. Skills (навыки) Уникальные способности, конкурентные преимущества. Следует отметить, что немаловажным является разделение элементов на две группы: «жесткую» и «мягкую». В «жесткую» группу входит стратегия, структура и системы. «Мягкая» группа выделяет: персонал, общие ценности, навыки и умения, стиль. Недостаток данной модели проявляется в том, что она не затрагивает многие основные элементы функционирования компании, например, некоторые бизнес-процессы. [16 с. 15].


Внутренняя среда является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность успешно функционировать, а, следовательно, существовать и развиваться в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем, если она не обеспечивает необходимого функционирования.

При анализе внутренней среды выделяют:

- миссию – это четко выраженная общая цель деятельности, в которой дается ответ на сле­дующие основные вопросы: для чего существует предприятие (причина его существования), какие функции выполняет; кто является целевой аудиторией и каково отношение предприятия к ним; в чем заключается основная философия предприятия, как оно относится к обществу, партнерам и конкурентам, каковы основные ценности, разделяемые населением; каковы основные принципы функционирования предприятия;

- структуру – количество и состав подразделений в единой взаимосвязанной системе управления, основное назначение – обеспечение эффективного достижения целей предприятия;

- задачи – работа, которая должна быть выполнена в заранее установленные способом и в установленные сроки, все задачи – работа с: людьми, информацией, предметами;

- технологию – принятый порядок связей между отдельными видами работ;

- людей – при помощи их деятельности (разнообразной) достигаются цели;

- культуру – система коллективно-разделяемых ценностей, убеждений, традиций и норм поведения, которая оказывает влияние на поведение отдельных работников, групп организации, на результаты деятельности;

- бюджет;

- ресурсы – наличие ресурсов, их количество, качество и сочетание определяют ресурсный потенциал территории и являются главным условием размещения производительных сил на данной территории. [12 с. 35].

Таким образом, для построения эффективной стратегии конкурентной борьбы предприятию следует проанализировать внутреннюю среду, т.к. только такой анализ даст четкое представление о преимуществах и недостатках предприятия, о потребностях населения и о многих других факторах, которые могут повлиять на деятельность предприятия.

1.2 Внешняя среда организации и ее окружение

Как и любая экономическая система, предприятие имеет внутреннюю и внешнюю среду, которые взаимодействуют и влияют на его конкурентоспособность. Эти связи могут быть как прямого, так и косвенного воздействия (рисунок 1).


         I. Внешняя среда является источником, питающим предприятие ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Предприятие находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность успешного социально-экономического развития.

Внешняя среда состоит из двух сред:

Общая внешняя сфера – фоновая среда, та часть окружающих факторов, оказывающих примерно одинаковое влияние на все регионы. Значение факторов фоновой среды очень велико и для ее изучения целесообразно применение СТЭП-анализа. [15 с. 44].

Рисунок 1. Схема внутренней и внешней среды предприятия

Рассмотрим СТЭП факторы свойственные для российских предприятий:

Социальные факторы. Анализ социального макроокружения направлен на то, чтобы уяснить влияние на деятельность региона определенных социальных явлений. К таким явлениям, влияющим на деятельность предприятие можно отнести:

- покупательная способность клиентов;

- демографические процессы (возрастной и половой состав населения);

- потребительские требования к продукции;

- потребительские предпочтения;

- традиции и обычаи;

- менталитет.

Технологические факторы. Анализ технологического макроокружения позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки открывает для усовершенствования качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, технологий по производству, перспективы оторваться от конкурентов. К таким факторам относятся:

- новое более эффективное оборудование;

- современные малоотходные и безотходные технологии производства;

- новые формы управления;

- современные высокоскоростные системы передачи информации. [8 с. 72].

Экономические факторы. Анализ экономического макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Совершенно очевидно, что это является, жизненно-важным для предприятия, так как доступ к ресурсам очень сильно определяет состояния входа в регион. К экономическим факторам относятся:

- экономическое состояние страны в целом;

- уровень денежных доходов населения;

- темпы инфляции;

- производительность труда;

- системы налогообложения;

- процентная ставка банковских учреждений;

- давление на отечественного производителя со стороны зарубежных конкурентов;

- безработица.

Политические факторы. Анализ политического макроокружения заключается в выяснение того, какие программы пытается провести в жизнь государство в области деятельности регионов, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов и норм. Ключевым процессом политического макроокружения является борьба за власть. К политическим факторам относятся: