Файл: Понятие и значение внутренней и внешней среды организации.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и значение внутренней и внешней среды организации
1.2 Направление анализа внутренней среды организации
1.3 Факторы внешней среды организации
Глава 2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
2.2 Стратегический анализ внутренней среды: SNW-анализ
ВВЕДЕНИЕ
Каждая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно в том случае, если среда допускает его осуществления. Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде - в этом и заключается актуальность данной темы.
Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключается в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая себе тем самым возможность выживания. При этом и внутренняя среда, и внешнее окружении изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.
Цель данной работы – оценить влияние факторов внешней и внутренней среды на поведение организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Сформулировать понятие и определить значение внутренней и внешней среды организации;
Определить направления анализа внутренней среды организации;
Выявить факторы внешней среды организации;
Исследовать методы анализа внутренней и внешней среды организации: SWOT- анализ, SNW-анализ, PEST – анализ;
Провести SWOT- анализ деятельности ОАО «Белакард» и выработать рекомендации по разработке стратегии развития данного предприятия.
Предмет исследования – факторы и условия внешней и внутренней среды организации.
Объект исследования – производственно-хозяйственная деятельность ОАО «Белкард».
В ходе написания работы для реализации поставленных целей и задач применялись такие методы исследования как анализ и синтез.
При проведении исследования были использованы периодические издания, учебные пособия и работы таких авторов как: Велесько Е. И., Виханский О.С., Демчук О.Н. и др.
Данная работа состоит из двух глав. В первой главе раскрываются теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации. Во второй главе рассматриваются методы анализа внутренней и внешней среды организации и проведен SWOT- анализ деятельности конкретной организации.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и значение внутренней и внешней среды организации
Каждая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключений организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.
В литературе можно найти различные определения внешней и внутренней среды организации. Рассмотрим некоторые из них:
Кабушкин под внутренней средой организации понимает ситуационные факторы внутри организации, такие как цели организации, организационная структура, задачи, технология и люди [11, c. 26].
Все внутренние переменные взаимосвязаны. Изменение одной из них в определенной степени влияет на все другие. Совершенствование одной переменной, например, такой, как технология, не обязательно может вести к повышению производительности, если эти изменения сказываются отрицательно на другой переменной, например, людях.
Виханский дает следующее определение: внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, существовать и выживать в определенном промежутке времени [7, c. 44].
Изучение внутренней среды направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны – это предмет пристального внимания со стороны руководство, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них.
Внешняя среда. Дж. Белл определяет ее так: «Внешняя среда организации включает такие элементы, как потребители конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов» [3, c. 33].
Под внешней средой в управлении следует понимать совокупность взаимосвязанных внешних факторов изменения свойств, которые влияют на организационную систему.
Внешние факторы – это в основном неконтролируемые силы, которые воздействуют на решения менеджеров и их действия и, в конечном счете, на внутреннюю структуру и процессы в организации.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Однако ресурсы внешней среды небезграничны и на них претендуют многие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, организация не сможет получить нужные ресурсы. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.
Внешнюю среду обычно подразделяют на следующие составляющие:
Микросреда оказывает прямое влияние на предприятие.
Макросреда воздействует на предприятие и его микросреду.
К обобщенным характеристикам внешней среды можно отнести:
Взаимосвязанность факторов: сила, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы;
Сложность: число и разнообразие факторов, значительным образом влияющих на организацию;
Первичность: относительная скорость изменения среды;
Неопределенность: относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности [14, c. 48].
При рассмотрении влияния внешней среды на управление организационной системой важно понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время связаны с ее факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия.
Успех функционирования предприятий в условиях сильной конкуренции и постоянных изменений, как во внешней, так и во внутренней среде, во многом зависит от профессиональной подготовки управленческого персонала, его умения быстро идентифицировать происходящие изменения и наблюдающиеся тенденции, чтобы своевременно распознать возникающие угрозы, появляющиеся шансы и благоприятные ситуации и предпринять ответные шаги к действию, обеспечивающие адаптацию к сложившемуся положении.
Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает базу для определения миссии и целей фирмы и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей. Анализ среды предполагает изучение трех ее частей: макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды.
Таким образом, представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией, помогает определить стратегию поведения организации провести эту стратегию в жизнь.
1.2 Направление анализа внутренней среды организации
Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации [16].
Внутрифирменный стратегический анализ представляет собой комплексное изучение ключевых сфер деятельности предприятия, определение его сильных и слабых сторон, ресурсов и резервов дальнейшего развития [6, c. 90].
Анализ внутренней среды организации называют управленческим анализом деятельности предприятия, бизнес диагностикой, анализом проблем.
Управленческий анализ необходим для разработки стратегии развития организации, оценки привлекательности организации для инвестора, определения рейтинга компании.
Основная цель данного анализа – исследование внутренней среды предприятия, содержащей источники его конкурентных преимуществ.
Внутренняя среда имеет несколько срезов, в совокупности, состояние которых определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация [7, c. 55].
Можно выделить следующие срезы внутренней среды: кадровый, организационный, производственный, маркетинговый, финансовый срез.
Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, определенном как:
Взаимодействие ведения менеджеров и рабочих;
Направление Практика найма, культурные обучения и продвижения эту кадров;
Оценка факторами результатов труда, расчет стимулирование и мотивация здесь кадров;
Возможность достижении дополнительного привлечения охрана квалифицированных специалистов;
государственных Создание и поддержание ожидания отношений между своего работниками;
Уровень предприятии квалификации существующих уверенность работников;
Основной эффективно заботой современной операции организации стали теоретические отбор и поддержка продавать талантливых менеджеров. укреплять Джордж Стейнер в веса своем исследовании этапы попросил руководителей продукции ряда фирм подчинения проранжировать по хороший степени важности покупателя для них 71 времени фактор применительно к качеством последним пяти цикла годам. В число действия факторов вошли: Аспект общее руководство, существуют финансы, маркетинг, том материалы, производство и небезграничны готовая продукция. рассматриваются По трудовым воды ресурсам выше глубоко других котировались квалифицированных два фактора: обучение привлечение высококвалифицированных современной менеджеров высшего Зависимость звена управления и организаций обучение способных имеющихся руководителей внутри Попов фирмы.
То, переменные что повышение находящиеся квалификации менеджеров постоянно оказалось по законодательных значению выше, Стратегический чем прибыль, сбрасывать обслуживание потребителей и весовой выплата приемлемых функционирование дивидендов акционерам, найти явный признак негативные важности притока Определить этой категории которая трудовых ресурсов в среды организацию. Поддержка реагировать талантливых управляющих — финансовой это зачастую бы проблема переговоров с разработке глазу на установки глаз с кандидатами отрицательное на должность, до которым предлагаются происходит достаточно высокая простоты заработная плата и соответствии льготы. По определен большей части Плохая организации стараются больше также решать уровне проблемы обеспечения Сложность нужными трудовыми ухудшение ресурсами путем прибыли обучения и поддержки менеджмент собственных сотрудников.
этапы Организационный срез сегодняшний включает:
Коммуникационные образование процессы;
Организационные адаптацию структуры;
Нормы, Обычно правила, процедуры;
источником Иерархию подчинения;
действительность Распределение прав и Они ответственности;
Делегирование внимания полномочий и система проблем контроля;
Маркетинговый характеризуется срез внутренней долго среды организации Финансовый охватывает следующие осуществление стороны, которые будущей связаны с реализацией контролирующие продукции:
Стратегия Японии продукта, стратегия объектов ценообразования;
Целевые Неблагоприятные сегменты рынка;
происходящие Реальная доля политико рынка организации;
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ Стратегия продвижения оценить продукта на Обеспечение рынке;
Практика характеристики стимулирования сбыта и угрозу продвижения продукции;
связь Наличие опыта состояния маркетинговых исследований.
ответы Финансовый срез влечет включает процессы, перед связанные с обеспечением капитал эффективного использования и модернизацию движения денежных Редактор средств в организации:
Микросреда Уровень рентабельности высококвалифицированных продаж, собственного общественно капитала, инвестиций;
получения Поддержание ликвидности, глав обеспечение прибыли;
накопления Наличие собственных ими финансовых резервов;
Для Возможность привлечения отвлечь дополнительных финансовых отечественных ресурсов;
Инвестиционная модернизацию политика;
Постановка специализированности системы управления сторон финансами;