Файл: Подходы к пониманию предпринимательства на различных этапах развития общества.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем элементом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Предпринимательство занимает свое особое место в экономических отношениях, внедряя в них прежде всего нестандартные и инновационные подходы и решения. Наряду с этим оно способствует формированию и укреплению среднего класса. Есть свои особые связи и направления взаимодействия предпринимательства и властных структур. Несомненно, воздействие предпринимательской деятельности на формирование ряда позитивных черт и ценностных ориентаций личности, особенно молодого поколения.

Таким образом, предпринимательство выполняет не только экономические функции, оно теснейшим образом связано со всеми сферами жизнедеятельности общества. Знание состояния и тенденций развития предпринимательства, выявление его связей и зависимостей с другими структурными элементами общества, позволяет более четко и конкретно видеть основные проблемы и пути становления гражданского общества в России.

Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена сложным и неоднозначным восприятием категории предпринимательства в России в обществе.

Цель настоящей курсовой работы - исследовать основные проблемы становления и тенденции развития, сущность и роль современного российского предпринимательства в переходный период к новым социально-экономическим отношениям.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: осветить особенности развития предпринимательства в России, остановившись на таких вопросах как становление предпринимательства в России, предпринимательство на современном этапе; обозначить основные формы предпринимательской деятельности и проблемы, существующие в ее развитии в России.


Объектом исследования являются отношения в сфере правового регулирования предпринимательского права.

Предметом исследования стала система правового регулирования в сфере предпринимательской деятельности.

Методологической основой работы является научная теория познания и ее диалектический метод изучения явлений и процессов реальной действительности, системный подход, а также, методы: анализа, синтеза, сравнения.

Теоретическую основу исследования составляют отдельные положения общей теории управления, экономические теории, гражданское право.

1. Понятие предпринимательства и предпринимательского права

1.1. Подходы к пониманию предпринимательства на различных этапах развития общества

Развитие малого и среднего предпринимательства в современное время считается одной из важнейших задач, стоящих перед реализацией экономической политики любой страны. Деятельность малого и среднего предпринимательства позволяет обеспечить наполнение внутреннего рынка потребительскими товарами (услугами), рассчитывать на рост экспортного потенциала, способствует развитию регионов, укрепляет экономику муниципальных образований. Малое и среднее предпринимательство имеет большое социально-экономическое значение, которое находит свое выражение в снижении уровня безработицы, улучшению социального климата, формированию класса предпринимателей. Если анализировать понятие «предпринимательство» через призму научных школ, то можно выделить шесть этапов (табл. 1.).

Таблица 1 – Эволюция взглядов на понятие «предпринимательство»[1]

Период

Характеристика

Меркантилистский (первая половина XVIII века)

ученые пристальное внимание уделяли изучению предпринимательства с точки зрения рисков в сфере производства (риски в получении выручки, в источниках сбыта и т.п.)

Классический (вторая половина XVII – первая половина XIX вв.)

происходит формирование типа «предпринимателя – менеджера», который отличается креативностью мышления, способностью нестандартно мыслить при решении проблемных ситуаций

Маржиналистский (конец XIX – первая половина XX вв.)

сформулировано понятие «предпринимательская прибыль», которая напрямую зависит от потребностей предполагаемого потребителя и уровня развития производства

Динамический маржинализм (первая половина XX века)

происходит связь предпринимательства с инновационной деятельностью, т.е. предпринимательство – это инновационная деятельность, которой невозможно заниматься постоянно

Кейсианский (30-е годы XX века)

предпринимателя наделяют определенными личностными качествами, а также появляется политика государственного регулирования экономики

Неоавстрийский (вторая половина XX века)

предпринимательство изучается как отдельный элемент рыночной экономики, при этом особое внимание уделяется конкурентной среде


В настоящее время предпринимательство рассматривается с различных позиций (рис. 1.).

Рис. 1 – Подходы к сущности предпринимательства

Предпринимательство следует рассматривать с двух позиций: - экономический аспект – связан с хозяйственной деятельностью, основная цель которой – получение максимальной прибыли; - социально-управленческий аспект – на деятельность организации оказывает влияние среда, в которой функционирует предпринимательская фирма[2].

Таким образом, предпринимательство представляет собой инициативную самостоятельную деятельность людей, направленных на получение прибыли, личного дохода или на достижение коммерческих целей, осуществляемая от своего имени под свою ответственность на свой страх и риск или от имени и под юридическую ответственность.

1.2. Предпринимательское право, как отрасль права и его место в российской правовой системе

Вопрос о месте и роли предпринимательского права в системе права России, его содержании и структуре решается в юридической науке неоднозначно.

Можно выделить несколько позиций по данной проблеме.

1. Предпринимательское право признается самостоятельной отраслью права, имеющей только ей присущий предмет правового регулирования - общественные отношения, связанные с предпринимательской деятельностью, а также особые методы правового регулирования. Такой позиции придерживаются, например, В.В. Лаптев, В.К. Мамутов, В.С. Мартемьянов, С.А. Зинченко. Так, В.В. Лаптев отмечает, что предмет предпринимательского права составляют общественные отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, которые едины в своей сущности, но в пределах этого единства делятся на отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности, отношения, складывающиеся при регулировании предпринимательской деятельности, и внутрихозяйственные. Для регулирования этих отношений, по мнению В.В. Лаптева, применяются метод автономных решений, метод обязательных предписаний и метод рекомендаций[3].

2. Предпринимательское право не признается отраслью права. Сторонники этой позиции (например, Е.А. Суханов) исходят из того, что частноправовые отношения, возникающие в процессе предпринимательской деятельности, регулируются единым гражданским правом, отношения по организации и руководству предпринимательской деятельностью - прежде всего административным и тесно связанными с ним отраслями права (финансовым, налоговым и др.). При этом они допускают обособление соответствующего законодательного массива либо также выделение учебной дисциплины, посвященной изучению правового регулирования предпринимательской деятельности. Так, Е.А. Суханов пишет: "Правовое регулирование предпринимательской деятельности нуждается как в частноправовом (по преимуществу), так и в публично-правовом воздействии. Если первое в российских условиях оказывается в рамках гражданского права, то второе носит разноотраслевой характер и осуществляется с помощью норм административного, финансового, земельного, гражданско-процессуального и других отраслей публичного права. Предложение об объединении всех соответствующих правил в единую правовую отрасль не только искусственно и надуманно, но и вредно, поскольку его реализация неизбежно ведет к подавлению частноправовых начал"[4].


3. Предпринимательское право - самостоятельная отрасль права второго уровня, сочетающая в себе признаки и методы ряда базовых отраслей, прежде всего гражданского и административного. Такой позиции придерживаются, например, О.М. Олейник, Е.П. Губин, П.Г. Лахно. В частности, Е.П. Губин и П.Г. Лахно отмечают: "Наиболее обоснованной и адекватно отражающей реалии сегодняшнего этапа развития системы российского права представляется точка зрения, согласно которой предпринимательское право - самостоятельная комплексная интегрированная отрасль российского права, имеющая тенденцию перерастания в основную отрасль"[5].

Последняя из приведенных выше позиций по поводу места предпринимательского права в системе права Российской Федерации, с нашей точки зрения, является наиболее верной исходя из следующего.

Во-первых, предпринимательское право имеет единый предмет правового регулирования - отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности. В процессе осуществления таковой субъекты предпринимательского права вступают как в частноправовые, так и в публично-правовые отношения. Интерес субъектов, вступающих в какие-либо частные отношения в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, направлен прежде всего на получение прибыли. Однако получение прибыли предпринимателем не только его частный интерес. В связи с этим предпринимательская деятельность неизбежно подвергается государственному регулированию. С.А. Зинченко справедливо отмечает, что "государство в ходе такой регламентации предпринимательской деятельности утверждает публичное начало, общественный интерес, одновременно согласуя его с частным интересом предпринимателей". Таким образом, налицо единство публичных и частных отношений в процессе предпринимательства, а, следовательно, и единство предмета правового регулирования предпринимательского права.

Во-вторых, круг общественных отношений, входящих в предмет предпринимательского права, регулируется при помощи правовых норм различных отраслей права, как частноправовых, так и публично-правовых, в первую очередь гражданского и административного. При этом используется совокупность методов правового регулирования, характерных для этих отраслей. Следовательно, предпринимательское право - комплексная правовая отрасль второго уровня.

Итак, предпринимательское право - самостоятельная комплексная отрасль права, т.е. совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности.


2. Современные тенденции и перспективы развития основных категорий предпринимательского права

2.1. Предмет правового регулирования современного предпринимательского права

Теоретические воззрения относительно предмета правового регулирования предпринимательского права России в силу фактически сложившейся к настоящему моменту ситуации в правовой доктрине могут обсуждаться исключительно в контексте проблемы существования предпринимательского права в будущем. До настоящего времени этот вопрос и, следовательно, вопрос о существовании предмета такой отрасли права, к сожалению, остается предметом исключительно научной дискуссии. И содержание этой научной дискуссии традиционно сводится к противостоянию двух принципиально противоположных подходов в вопросе об отнесении к предмету правового регулирования предпринимательского права отношений, складывающихся в связи с наличием государства в экономике. Напомню, что сторонники дуалистической концепции регулирования предпринимательства подобного рода отношения однозначно относят к предмету правового регулирования административного права и как предпринимательские отношения не рассматривают.

Однако, как отмечается в научной литературе, и среди сторонников монического направления регулирования предпринимательства нет единой позиции. По мнению С. Мороз, "камнем преткновения... выступает происхождение, или истоки предпринимательского права", которыми, по ее мнению, объявляют либо хозяйственное право (В.С. Мартемьянов, В.В. Лаптев, А.Г. Быков), либо торговое и хозяйственное право (И.В. Ершова, Т.М. Иванова, К.К. Лебедев), либо гражданское право (Т.В. Кашанина). С. Мороз делает вывод, что скорее "наблюдается противостояние и противоборство различных школ хозяйственного права за лидерство в этой области, чем имеет место создание совершенно новой и современной концепции предпринимательского (хозяйственного) права"[6]. Выводы С. Мороз требуют детального анализа.