Файл: Анализ функционирования фондового рынка России в рамках мирового финансового рынка.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
С учетом опыта стран с развитым рынком ценных бумаг государство должно осуществлять следующие функции:
разработку концепции развития рынка, программу ее реализации, разработку законодательных актов для запуска и развития рынка;
концентрацию ресурсов (государственных и частных) на цели создания инфраструктуры и совершенствование инфраструктуры;
контроль над финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (контроль над входом на рынок, регистрацию ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов);
установление норм функционирования рынка, контроль над их соблюдением, применение санкций за нарушение правовых норм;
создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов;
создание системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвестиций):
предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, налогового);
регулирование рынка государственных ценных бумаг, направленное на ограничение отвлечения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства .
Законодательство о рынке ценных бумаг представляет собой совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере выпуска (эмиссии) и обращения ценных бумаг. Данное законодательство есть составная часть предпринимательского законодательства, а потому обладает такими признаками, как комплексный характер, особый субъектный состав и сфера регулирования - рынок ценных бумаг.
Основополагающими нормативными правовыми актами в сфере рынка ценных бумаг являются:
Закон о рынке ценных бумаг;
Закон об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг;
Закон об ипотечных ценных бумагах;
Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг[8]".
Среди кодифицированных актов первое место занимает Гражданский кодекс, многие положения которого прямо или косвенно регулируют отношения по поводу выпуска и обращения ценных бумаг.
К числу актов публичного права следует отнести Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, нормы которых непосредственно не направлены на регулирование рынка ценных бумаг, но имеет большее значение.
Законодательство о рынке ценных бумаг тесно связано с корпоративным и инвестиционным законодательством. Так, Закон об АО содержит достаточное число норм, посвященных ценным бумагам. В свою очередь, современное инвестиционное законодательство рассматривает ценные бумаги в качестве одного из объектов инвестирования.
Традиционно в системе подзаконных правовых актов особое место принадлежит указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, а также ведомственным актам, особенно актам федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (в настоящее время - Федеральная служба по финансовым рынкам). Большинство положений и правил об осуществлении отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг были приняты этим органом (ФКЦБ РФ).
Законодательство о рынке ценных бумаг включает также локальные (корпоративные) правовые акты, издаваемые акционерными обществами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
Особенностью правового регулирования отношений в сфере рынка ценных бумаг является наличие значительного числа правовых актов саморегулируемых организаций (гл.13 Закона о рынке ценных бумаг). В данной сфере действует саморегулируемая организация - "Национальная ассоциация участников фондового рынка" (НАУФОР[9]).
Анализ положения дел в области регулирования российского рынка ценных бумаг позволяет констатировать, что пока еще система регулирования указанного рынка не вполне сложилась. Одной из наиболее острых проблем системы регулирования является отсутствие механизма реализации требований законодательства. Закон "О рынке ценных бумаг" был принят 22 апреля 1996 года. Однако работа практически по всем ключевым направлениям, которые на практике должны были обеспечить практическое внедрение ключевых требований закона о ценных бумагах, была организована таким образом, что не позволила в приемлемом объеме и в заданные сроки решить ни одну из стоящих задач перед теми, кто отвечал за регулирование рынка. Подзаконные нормативные акты были приняты с запозданием, которое не оставляло возможности для участников рынка и самих регулирующих органов должным образом подготовиться к выполнению их требований.
Уровень проработки и согласования принимаемых нормативных актов оказался таков, что вызвал острую критику других государственных органов и отдельных участников рынка. Разъяснительная работа по указанным нормативным актам, призванная подготовить участников рынка к нововведениям, объясняющая им смысл того, что им хотят предложить была организована крайне недостаточно. Аппарат регулирующих органов не был подготовлен к тому, чтобы выполнить им же самими на себя возложенные функции .
Следует рассмотреть также вопрос государственного регулирования с помощью нормативно-законодательных актов. На сегодня их принято более 300. Но это крайне незначительно по сравнению с многотомными собраниями законодательных актов по ценным бумагам в тех странах, в которых развит фондовый рынок. В связи с постоянным изменением экономического положения и ситуации на фондовом рынке страны многие правовые нормы быстро устаревают. А так же в них имеются немало противоречий, двойных толкований и "белых пятен'" (трастовые операции, залог ценных бумаг, ссуда ценными бумагами, новые типы институциональных инвесторов, акции на предъявителя, безбумажный выпуск ценных бумаг, самоуправляющиеся ассоциации участников рынка ценных бумаг). Крайне запутана и сложна система налогов в этой сфере. По некоторым оценкам, действующая нормативная база начинает реально сдерживать развитие рынка ценных бумаг, непосредственно влияя на уменьшение объемов инвестиций в ценные бумаги.
Современное состояние рынка ценных бумаг в России и проблемы его развития
В России выбрана смешанная модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют и коммерческие банки, имеющие все права на операции с ценными бумагами, и небанковские инвестиционные институты.
Рынок ценных бумаг в России - это молодой, динамичный рынок с быстро нарастающими объемами операций, с все более изощренными финансовыми инструментами и диверсифицированной регулятивной и информационной структурой.
Современный российский фондовый рынок можно охарактеризовать по следующим параметрам:
1. Участники рынка:
2400 коммерческих банков,
Центральный банк РФ (около 90 территориальных управлений),
Сберегательный банк (42000 территориальных банков, отделений, филиалов),
60 фондовых бирж,
660 институциональных фондов
более 550 негосударственных пенсионных фондов
более 3000 страховых компаний
саморегулируемая организация - Союз фондовых бирж .
2. Объемы рынка:
Одним из наиболее объемных рынков, является рынок государственных долговых обязательств, включающий:
долгосрочные и среднесрочные облигационные займы, размещенные среди населения (более 30 млрд. руб.);
государственные краткосрочные облигации различных годов выпуска;
долгосрочный 30-летний облигационный займ 1991г. (с учетом вложений Банка России 55-60 млрд. руб.);
внутренний валютный облигационный займ для юридических лиц (около 35.5 трлн. руб.);
казначейские обязательства (до 5 трлн. руб.).[6]
Рынок частных ценных бумаг:
эмиссия акций преобразованных в открытые акционерные общества государственных предприятий (около 800-900 млрд. руб.);
эмиссия акций и облигаций банков (более 2 трлн. руб.);
эмиссия акций чековых инвестиционных фондов (2-2.5 трлн. руб.);
эмиссия акций вновь создаваемых акционерных обществ (75-76 трлн. руб.);
облигации банков и предприятий (50-60 трлн. руб.).
Российский фондовый рынок характеризуется следующим:
небольшими объемами и неликвидностью;
"неоформленностью" в макроэкономическом смысле (неизвестно соотношение сил на фондовом рынке и т.п.);
неразвитостью материальной базы, технологий торговли, регулятивной и информационной инфраструктуры;
раздробленной системой государственного регулирования;
отсутствием государственной долгосрочной политики формирования рынка ценных бумаг;
высокой степенью всех рисков, связанных с ценными бумагами;
значительными масштабами грюндерства, т.е. агрессивной политикой учреждения нежизнеспособных компаний;
крайней нестабильностью в движениях курсов акций и низкими инвестиционными качествами ценных бумаг;
отсутствием открытого доступа к макро- и микроэкономической информации о состоянии фондового рынка;
инвестиционным кризисом;
отсутствием обученного персонала и крупных, заслуживших общественное доверие инвестиционных институтов;
агрессивностью и острой конкуренцией при отсутствии традиций деловой этики;
высокой долей спекулятивного оборота;
расширением рынка государственных долговых обязательств и спроса государства на деньги, что сокращает производительные инвестиции в ценные бумаги.
Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг. В первую очередь, это конечно проблемы государственного регулирования РЦБ
В данном разрезе, возможно, выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения.
1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности. Политические кризисы в стране в первую очередь приводят к падению индекс РТС и котировок ценных бумаг. Решение этой проблемы не просто найти, потому, что разнообразие политических партий вступает в противоречия с желанием власти установить четкую вертикаль правящей власти. Хозяйственный кризис тоже до сих пор отражается на рынке ценных бумаг. К тому же, как отмечалось выше, большую часть современного РЦБ составляют долговые обязательства, что не может не отразиться на общем состоянии рынка. Выплаты государства по долгам уменьшают его влияние на рынке ценных бумаг.
2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России.
В России большая часть ценных бумаг идет на нужды правительства, не выполняя своей основной функции. А именно вложения ценных бумаг в развитие производства способны вывести российскую экономику на качественно новый уровень.
3. Улучшение качественных характеристик рынка:
наращивание объемов и переход в категорию классифицируемых рынков ценных бумаг (для того, чтобы российский рынок был отнесен к разряду развивающихся, размер капитализации рынка акций в процентах к номинальной стоимости ВВП должен достигнуть 30-40%, т.е. увеличиться в 10-15 раз), что невозможно без укрупнения и рекапитализации фондового рынка;
пресечение обращения на рынке суррогатов ценных бумаг и профессиональной незаконной деятельности (контроль над данным процессом должны взять на себя как государственные, так и саморегулируемые организации). Россия по пиратству и мошенничеству прочно занимает место в десятке стран мира.
Объем пиратской продукции, например, достигает 85%. Примерно такая же ситуация складывается и на рынке ценных бумаг, с той разницей, что ценные бумаги имеют большую степень защиты, чем, скажем, та же видео продукция. Но даже, несмотря на это, общая доля поддельных бумаг на российском рынке никак не меньше 40%. Контроль над этим должны взять фирмы, как государственные, так и частные. Причем, для вовлечения новых фирм в это дело должны использоваться средства поощрения, а все эти фирмы должны объединиться под эгидой комиссии по стандартам.
4. Повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:
1) создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка (в настоящее время преобладает ориентация на фондовый рынок США), а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг). У правительства не существует четкой политики по отношению к рынку ценных бумаг. А это большой промах, ведь рынок ценных бумаг - это фактически обязательный атрибут полноценно функционирующего государства.
2) формирование согласованной системы государственного регулирования фондового рынка для преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов.
В настоящее время большую часть рынка ценных бумаг контролирует РТС (Российская Торговая Система). В Торговой системе участникам РТС предоставлена возможность проводить торговые операции с российскими акциями, в зависимости от ликвидности разделенными на две категории - А (высоколиквидные) и Б (с ограниченной ликвидностью). Но нет единой системы государственного регулирования по отношению к РТС.