Файл: «Органы, осуществляющие ОРД оперативно-розыскную деятельность: задачи, права, обязанности».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В работе правоохранительных органов важное место занимает оперативно-розыскная деятельность, поскольку с ее помощью решаются задачи борьбы с особо опасными формами преступности.

С принятием в 1992 году первого закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» этот вид государственной правоохранительной деятельностиполучил официальное законодательное признание и с него была снята завеса секретности.

Многолетний практический опыт специалистов свидетельствует, что

эффективность противодействия различным проявлениям преступности зависит от знаниясотрудниками правоохранительных органов основ оперативно-розыскной деятельности, позволяющих правильно ориентироваться в любой обстановке и находить верныерешения в самых неожиданных и нестандартных ситуациях.

В современных условиях защита личности, общества и государства от противоправных посягательств затруднительна без активного использования результатов оперативно-розыскной деятельности [17, С.56].

При раскрытии и расследовании преступлений проведение только уголовно-процессуальных действий явно недостаточно, поэтому существенно возрастает роль и значение оперативно-розыскной деятельности, в ходе которой оперативным путем добывается информация, которая может быть использована при проведении расследования уголовных дел как доказательство.

Цель работы:раскрыть задачи, права, обязанности органов, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

Задачи:

  1. Дать понятиеоперативно-розыскной деятельности.
  2. Рассмотреть задачи, решаемые в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности.
  3. Дать понятие оперативно-розыскного органа.
  4. Изучить задачи органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
  5. Описать праваи обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

Предмет исследования:задачи, права и обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Источниками написания работы послужили труды ученых, среди которых такие авторы какАстишина Т. В., Алферов В.Ю., ГальдешинР.И., Давыдов Я.В., Каац М.Э, Чечетина А.Е. и др. Была изучена нормативно-правовая база по вопросам оперативно-розыскной деятельности (Конституция РФ, федеральные законы, приказы).

Также были использованы статьи научных журналов таких как «Вестник ОГУ», «Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского»и т.д.


1. СУЩНОСТЬ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие оперативно-розыскной деятельности

Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Например, Федеральные законы «О полиции», «О ФСБ», «О государственной тайне», «О прокуратуре Российской Федерации» и другие, а также указы Президента РФ[26,С.13].

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств[6].

Оперативно-розыскная деятельность – разновидность деятельности государства. Только Российская Федерация в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность каких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль за реализацией законодательных норм в оперативно-розыскной деятельности[15,С.32].

В «узком» смысле слова оперативно-розыскная деятельность – это основанный на федеральном законодательстве вид социально полезной юридической государственной деятельности уполномоченных на то законодателем субъектов, представляющий собой систему поведенческих актов конспиративного и гласного применения специальных сил, средств и методов, а также совершения оперативно-розыскных мероприятий и оперативно-тактических действий и принятия оперативно-значимых решений, осуществляемый с целью защиты человека и общества от преступных посягательств при наличии объективного затруднения или невозможности достижения этой цели посредством реализации иных законных средств[14,С.18].


В «широком» смысле слова в определении оперативно-розыскной деятельности изменяется содержание одного из основных ее субъективных элементов - цели. Вместо ее узкой направленности (защита охраняемых законом объектов от преступных посягательств) целью данной деятельности выступает обеспечение безопасности человека и общества (разумеется, включая и государство) [22,С.31].

Таким образом, в определении оперативно-розыскной деятельности можно выделить две группы признаков: объективные и субъективные. Субъективные признаки динамичны, подвижны. Они могут меняться в зависимости от воли законодателя.

К ним относятся:

  • установление той или иной («узкой» или «широкой») цели такой деятельности;
  • условие регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности на уровне закона (всех или их части – большей или меньшей);
  • запрет или, наоборот, разрешение на применение тех или иных специальных сил, средств и методов (совершение оперативно-розыскных мероприятий);
  • определение пределов гласности (или конспиративности) в оперативно-розыскной деятельности[20, С.41].

В свою очередь, группа объективных признаков определения оперативно-розыскной деятельности также складывается из связанных между собой (и с субъективными признаками) условий (затруднения или невозможности достижения поставленной цели посредством использования иных законных мер) и совокупности признаков, характеризующих объективность содержания оперативно-розыскной деятельности.

Рассмотрим наиболее существенные черты, отличающие оперативно-розыскную деятельность от других видов деятельности.

К таким отличительным признакам следует отнести:

1) разведывательный характер оперативно-розыскной деятельности, позволяющий принимать эффективные меры по борьбе с преступностью;

2) осуществление оперативно-розыскной деятельности преимущественно негласно, что не исключает применения в ходе ее проведения и гласных мероприятий;

3) предоставление права осуществления оперативно-розыскной деятельности исключительно государственным службам и подразделениям, специально перечисленным в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности». При этом в статье 13 этого нормативного акта прямо указано, что перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом;

4) главное назначение оперативно-розыскной деятельности – это защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Данные основополагающие положения не исключают возможность использовать информацию, полученную в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности, для борьбы с иными правонарушениями [16,С. 10].


Говоря о разведывательном характере оперативно-розыскной деятельности, следует подчеркнуть, что этот вид деятельности не исчерпывается лишь получением информации, необходимой для решения задач борьбы с преступностью. Важнейшейсоставной частью оперативно-розыскной деятельности являетсяреализация собранных сведений.Такая реализация выражаетсяосуществлении конкретныхмер попредупреждению,раскрытиюпреступлений,розыскулиц,скрывающихсяотследствияисуда,безвестипропавших, атакжедостиженияиныхконечных целейборьбыспреступностью [16,С.11].

Кроме достиженияконечных стратегических целей защитыинтересовчеловека, общества, государства от противоправных действий,оперативно-розыскная деятельность включает в себя и осуществление промежуточных (тактических) целей. Например, осуществление мероприятий, вводящих лиц, совершающих преступления, в заблуждение, побуждение их к действиям, совершение которых неминуемо приведет к их изобличению, либо, наоборот, оказание влияния на лиц, замышляющих и готовящихпреступление, в целях побуждения их к отказу о т противоправных намерений и т.д.

Таким образом, подчеркивая важность разведывательного характера оперативно-розыскной деятельности, необходимо иметь в виду,что сбор информации должен завершаться ее активным использованием при решении тактических и конечных стратегических задач борьбы с преступностью.

Негласный характер оперативно-розыскной деятельности обусловлен ее разведывательным характером, при котором необходимо скрывать от лиц, совершающих преступления, свои силы, средства, методы, а также намерения и планы. В то же время сотрудники оперативных подразделений (офи-церы милиции, органов федеральной службы безопасности или иных служб) имеют право проводить гласные мероприятия. Примером таких гласных мероприятий являются опросы людей, повседневно проводимые оперативными сотрудниками в целях получения сведений, необходимых для решения задач борьбы с преступностью, и укрепления правопорядка[11, С.52].

Оперативно-розыскная деятельность является исключительно государственным видом деятельности, выполняющей наиважнейшую социальную функцию защиты законных интересов граждан, общества и всего государства. Именно поэтому осуществление оперативно-розыскной деятельности предоставлено исключительно государственным органам, предназначенным для решения задач борьбы с преступностью и укрепления правопорядка.

Более того, специфика оперативно-розыскной деятельности, ее преимущественно негласный характер, наличие в распоряжении специфических сил и средств вызывают необходимость допуска к ее осуществлению узкого круга подразделений.


Следует обратить внимание, что в статье 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указано, что на территории Российской Федерации право осуществлятьоперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям целого ряда служб[6]. Все дело в том, что в составе многих правоохранительных органов ислужб имеется множество подразделений, не имеющих никакогоотношения к оперативно-розыскной деятельности. Например, в составе Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России) есть патрульно-постовая служба, Государственная инспекция безопасности дорожного движения(ГИБДД),службаучастковых инспекторов, которым не предоставлено право осуществлятьоперативно-розыскные мероприятия [11, С.51]. Поэтому необходимо сразу принять к сведению, что оперативно-розыскнуюдеятельность осуществляют лишь специализированные оперативные подразделения отдельных правоохранительных органов и служб.

Таким образом, оперативно-розыскная деятельность представляет со-бой один из видов правоохранительной деятельности государства, в процессе осуществления которой соответствующими государственными органами и их оперативными аппаратами реализуются такие функции, как оборона страны, охрана прав и свобод граждан, собственности и правопорядка, борьба с преступностью.

Задачи, решаемые в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности

Любая деятельность включает в себя цель, средства и результат. Дости­жение целей, предусмотренных ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», обеспечивается посредством ус­пешного решения оперативно-розыскных задач.

Цели оперативно-розыскной деятельности указаны в ст. 1 Федерального закона«Об оперативно-розыскной деятельности»:

а) защита человека (гражданина) от преступных посягательств (его жизни и здоровья, прав и свобод);

б) защита собственности от преступных посягательств; в) обеспечение безопасности общества и государства (в аспекте защиты от лиц, совершающих преступления)[6].

Направляя оперативно-розыскную деятельностьна достижение социально полезных целей, законодатель особо выделил интересы человека и гражданина (жизнь, здоровье, права и свободы), поставив их на первое место в перечне объектов защиты. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства[1].