Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы исследования и диагностики конфликта
1.1. Понятие и сущность феномена «конфликт»
1.2. Стилевые особенности поведения в конфликте
2. Организация и планирование эмпирического исследования и диагностики конфликта
2.1. Цель, задачи, объект, предмет и этапы эмпирического исследования
2.2. Методы эмпирического исследования
2.3. Характеристика выборки исследования
3. Анализ результатов эмпирического исследования особенностей конфликта в организации
3.1. Анализ результатов эмпирического исследования
3.2. Рекомендации по профилактике конфликтов в организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время конфликт принято рассматривать как процесс конфликтного взаимодействия между сотрудниками той или иной организации во время осуществления ими своих профессиональных обязанностей.
Термин «конфликт» обычно определяется как основанное на реальных или мнимых противоречиях взаимодействия преследующих несовместимые, взаимоисключающие цели сторон, действия которых непосредственно направлены друг против друга и исключают взаимную выгоду.
Потенциальные причины конфликта в организациях - совместно используемые ресурсы, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в восприятиях и ценностях, различия в стиле поведения и биографиях людей, а также плохие коммуникации.
К потенциальным отрицательным последствиям конфликта относятся: снижение производительности, неудовлетворенность, снижение морального состояния, высокая текучесть кадров, ухудшение социального взаимодействия.
При эффективном вмешательстве конфликт может иметь положительные последствия, например, более углубленная работа над поиском решений, разнообразие мнений и улучшение сотрудничества в будущем.
Нами было организовано эмпирическое исследование. Всего в исследовании приняло участие 40 респондентов в возрасте от 21 до 32 лет, мужского и женского пола (средний возраст – 26,43 года). Все участники исследования являются сотрудниками ООО «Эльдорадо» не менее одного года и являются членами одного коллектива.
В ходе анализа результатов исследования нами сделаны следующие выводы:
1. Мы можем говорить о том, что в большинстве конфликтных ситуаций сотрудники ООО «Эльдорадо», участвовавшие в исследовании будут ориентированы на использование конструктивных стратегий поведения в конфликте, в частности – стратегий сотрудничества и компромисса, в отдельных ситуациях – стиля соперничество. Специалисты по продажам не склонны использовать стратегию избеганию и в меньшей степени склонны приспосабливаться к ситуациям, а не предпринимать активные действия.
2. В ходе диагностики особенностей проявления отдельных аспектов агрессивного поведения как маркеров конфликтности и конфликтного поведения нами выявлено, что по большинству диагностируемых показателей участники исследования характеризуются как лица, имеющие сравнительно низкий уровень выраженности отдельных аспектов агрессивности.
3. Для большинства участников исследования характерен средний уровень выраженности враждебности (58%). Низкий уровень враждебности характерен для 43% участников исследования. Относительно интегрального показателя агрессивности много заключить, что средний уровень агрессивности характерен для 75% респондентов. Низкий уровень агрессивности характерен для 8 респондентов (20%). Высокий уровень агрессивности характерен для двух участников исследования (5%).
4. В ходе корреляционного анализа нами выявлено, что существуют достоверные корреляции показателеля стиля поведения в конфликте "приспособление" и показателя агрессии; стиля "избежания" и показателя обиды; стиль "Приспособление" коррелирует с показателем косвенной агрессии; стиль поведения в конфликте "компромисс" коррелирует с показателями подозительности и враждебности.
Таким образом, на основании результатов эмпирического исследования мы принимаем основную гипотезу исследования, то есть существует связь способов регулирования конфликта у работников компании ООО «Эльдорадо» и особенностей агрессивности личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Алексеев О.А. Методологическое введение в основы управления конфликтами // Ядкяр. - 2011. - N 3. - С.76-81.
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М., 2012. - 496 с.
- Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций: Учеб. пособие. - М.: МЗ Пресс, 2001. - 182 с.
- Горбунов, А.П. Основы социального менеджмента: Учебное пособие / Под ред. Б.Я. Гершковича. - Пятигорск: Кавказская здравница, 2009.
- Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд/Н.В. Гришина. -СПб.: Питер, 2008. – 544 с.
- Журавлев, В. И. Основы педагогической конфликтологии[электронный ресурс]//URL: www.mgpu.ru/materials/7/7487.doc (дата доступа: 29.06.2017)
- Кибанов, А.Я. Конфликтология: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 302 с.
- Козлов В.В., Козлов, А.А. Управление конфликтом /В.В. Козлов, А.А. Козлова. - М.: Изд-во «Эксмо», 2004. – 312 с.
- Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб.пособие/Г.И. Козырев. - М.: ВЛАДОС, 2001. – 456 с.
- Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования) / Под ред. Е.И. Степанова. М., 2000. Travel & Tourism Competitiveness Report—2008.
- Кошелев А.Н., Иванникова Н.Н. Конфликты в организации: виды, назначение, способы управления. М., 2012. - 320 c.
- Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 2006.
- Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и практический аспект. М, 2011
- Куприянов, Р. В. К проблеме изучения межличностного конфликта в вузе // Доклады Международного симпозиума МАПН «Социальная психология - XXI век». - Ярославль, 2009. -C. 102-109
- Курбатов В.И. Конфликтология: учеб.пособие для студентов вузов / В.И. Курбатов. - Ростов - на - Дону: Феникс. 2005. С. 92.
- Леонов, Н.И. Основы конфликтологии: Учеб. пособие/ Н.И. Леонов. – Ижевск, 2011.-418 с.
- Локутов С.П. Конфликты в коллективе: причины, управление, минимизация М., 2011. - 286 c.
- Лопатин М. В. Деконфликтизация процессов управления как показатель качества управленческого труда // Университетское управление. 2005. № 4(37). С. 97-102.
- Носырева Е. И. Альтернативное разрешение гражданско-правовых споров в США. Воронеж, 2009
- Оболонский Ю.В. Главные функции конфликтов // Человеческий капитал. 2013. №7. С. 26-32.
- Покоянова Е.И. Психология профессиональных конфликтов // Вестник Восточно-Сибирской Открытой Академии. 2012. № 1 (1). -С. 7-15.
- Почебут Л. Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология : учеб. пособие. СПб., 2000. 298 с.
- Самсонова Н.В., Садовская Т.А. Профессиональный конфликт как предмет педагогического исследования//Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2009. № 5. С. 7-10.
- Фролов С.С. Социология организаций. - М., 2012. - 245 c.
- Шейнов В. Как возникают конфликты// Психология деловых конфликтов, Хрестоматия/ редактор составитель Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2007. - С. 112-132.
Приложение
Приложение
Результаты диагностики методикой «Стратегии поведения в конфликте» К. Томаса
Результаты диагностики методикой «Диагностика состояния агрессии» (опросник Басса-Дарки)
№ |
возраст |
Физическая агрессия |
Косвенная |
Раздражение |
Негативизм |
Обида |
Подозрительность |
Вербальная агрессия |
Чувство вины |
Враждебность |
Агрессивность |
1 |
30 |
2 |
2 |
4 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
5 |
9 |
2 |
27 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
4 |
1 |
2 |
5 |
5 |
3 |
21 |
1 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
4 |
2 |
6 |
6 |
4 |
32 |
3 |
3 |
1 |
1 |
2 |
5 |
1 |
1 |
7 |
5 |
5 |
25 |
1 |
1 |
4 |
1 |
3 |
4 |
5 |
2 |
7 |
10 |
6 |
26 |
1 |
3 |
5 |
1 |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
7 |
23 |
1 |
3 |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
6 |
8 |
21 |
3 |
1 |
1 |
1 |
2 |
4 |
2 |
1 |
6 |
6 |
9 |
30 |
3 |
2 |
1 |
3 |
1 |
4 |
2 |
2 |
5 |
6 |
10 |
23 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
5 |
2 |
1 |
6 |
5 |
11 |
23 |
1 |
2 |
4 |
3 |
2 |
1 |
4 |
2 |
3 |
9 |
12 |
24 |
2 |
2 |
4 |
2 |
2 |
4 |
2 |
2 |
6 |
8 |
13 |
32 |
1 |
1 |
3 |
2 |
2 |
4 |
4 |
3 |
6 |
8 |
14 |
28 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
4 |
2 |
3 |
5 |
6 |
15 |
23 |
1 |
3 |
2 |
2 |
3 |
5 |
5 |
2 |
8 |
8 |
16 |
31 |
1 |
3 |
1 |
3 |
2 |
2 |
4 |
2 |
4 |
6 |
17 |
27 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
4 |
5 |
2 |
5 |
9 |
18 |
24 |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
4 |
4 |
1 |
6 |
8 |
19 |
32 |
2 |
1 |
1 |
3 |
3 |
1 |
1 |
1 |
4 |
4 |
20 |
27 |
2 |
2 |
2 |
1 |
3 |
5 |
2 |
3 |
8 |
6 |
21 |
21 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
4 |
5 |
2 |
6 |
10 |
22 |
32 |
1 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
4 |
6 |
23 |
21 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
5 |
2 |
6 |
8 |
24 |
23 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
6 |
25 |
22 |
3 |
1 |
2 |
2 |
2 |
5 |
2 |
1 |
7 |
7 |
26 |
30 |
2 |
1 |
4 |
3 |
3 |
4 |
2 |
1 |
7 |
8 |
27 |
27 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
5 |
3 |
3 |
7 |
6 |
28 |
26 |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
5 |
2 |
3 |
7 |
7 |
29 |
31 |
1 |
1 |
2 |
3 |
2 |
3 |
4 |
1 |
5 |
7 |
30 |
22 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
5 |
3 |
5 |
9 |
31 |
24 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
3 |
3 |
32 |
28 |
2 |
1 |
1 |
3 |
3 |
5 |
2 |
3 |
8 |
5 |
33 |
27 |
1 |
2 |
2 |
3 |
1 |
3 |
3 |
2 |
4 |
6 |
34 |
22 |
1 |
3 |
1 |
3 |
1 |
5 |
3 |
2 |
6 |
5 |
35 |
25 |
3 |
2 |
5 |
3 |
3 |
3 |
5 |
3 |
6 |
13 |
36 |
26 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
5 |
3 |
1 |
8 |
6 |
37 |
29 |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
38 |
32 |
1 |
3 |
5 |
3 |
2 |
4 |
4 |
3 |
6 |
10 |
39 |
32 |
3 |
1 |
4 |
2 |
3 |
4 |
4 |
3 |
7 |
11 |
40 |
28 |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
5 |
4 |
3 |
7 |
7 |