Файл: Понятия теории управления инновационными проектами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Разработка инновационного проекта - длительный, дорогостоящий и очень рискованный процесс. Любой проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит через определенные ряд последовательных ступеней своего развития. Полный комплекс работ и мероприятий, выполняемых в строго определённой последовательности всеми исполнителями проекта, называется жизненным циклом инновационного проекта. Жизненный цикл состоит из фаз. Каждая фаза характеризуется достижением одного или нескольких результатов. Результат - это измеримый продукт работы. Формально фазы проекта включают стадии. Стадии проекта состоят из этапов. Этапы проекта включают виды работ (работы) [18]. Полная структуризация «фаза - стадия - этап - работа» не обязательна. Все определяется спецификой проекта.

Анализ классификации инновационных проектов позволяет сделать вывод о том, что стадии жизненного цикла проекта могут различаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ.

Однако у каждого проекта можно выделить начальную (предпроектную) стадию, стадию разработки (прединвестиционная фаза), стадию реализации проекта и стадию завершения работ по проекту (инвестиционная фаза). Каждая фаза инновационного проекта имеет свои цели и задачи (см. таблицу 3).

Инновационные проекты характеризуются высокой неопределенностью на всех стадиях инновационного цикла. Более того, успешно прошедшие стадию испытания и внедрения в производство новшества могут быть не приняты рынком, и их производство должно быть прекращено.

Таблица 3

Структурная модель жизненного цикла инновационного проекта

К основным стадям жизненного цикла инновационного проекта относят:

1. Предпроектная стадия, в рамках которой происходит установление миссии-предназначения, миссии-ориентации и миссии-политики предприятия, в которых отражается приверженность к инновационной деятельности и инновационным стратегиям, формулируется цель развития организации, проектируется и рассчитывается дерево целей, а именно:

- обозначаются цели и задачи проекта;

- проводятся маркетинговые исследования с целью анализа уже имеющихся на рынке разработок, уточнения источников и условий финансирования, предварительного изучения спроса на продукцию в результате внедрения инновационного проекта;

- осуществляется подготовка предложений по организационно - правовой форме реализации инновационного проекта и составу участников;


- разрабатывается инвестиционный план с дальнейшим обоснованием инвестиций;

- подготавливается контрактная документация на проектные работы.

Участниками предпроектной стадии являются потенциальные

функциональные заказчики, Совет главных инженеров предприятия, Научно - технический совет, Департамент технической политики, Центр инновационного развития, Центр научно - технической информации, дочерние общества предприятия, научные организации и т. д.

Основные результаты данной стадии - оценка экономической эффективности инновационного проекта, установление сроков его реализации и подготовка конкретной документации

2. Стадия разработки включает в себя следующие этапы:

- формирование технического задания на выполнение научно­исследовательских, опытно- конструкторских и технологических работ и составление плана научно - исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ;

-составление технико-экономическое обоснования инновационного проекта;

-описание совершенствуемых производственных и управленческих процессов;

-разработка программы внедрения - комплекса технических, экономических и организационных мероприятий, реализация которых необходима для создания и использования инновационной продукции;

-определение общего объема финансирования по инновационному проекту в целом и отдельно по каждой его стадии;

-включение заявок, одобренных рабочей группой по инновациям, в реестр инновационных проектов;

-выполнение научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (научные исследования; изготовление опытных образцов; разработка технологической, конструкторской, проектной документации; разработка нормативно - методических документов; осуществление патентных исследований; проведение испытаний);

-осуществление комплексной подготовки производства.

Результатом данной стадии будет комплексная подготовка производства.

3.Стадия реализации состоит из следующих этапов:

-оформление контрактной документации - заключение договоров (на поставку оборудования, сырья, подрядные работы, виды деятельности, преданные на аутсорсинг);

-разработка планов по реализации инновационного проекта (стратегическое, тактическое и оперативное планирование реализации инновационного проекта);

-календарное планирование реализации инновационного проекта;

-выполнение работ;

-диспетчирование, мониторинг (с целью корректировки хода выполнения работ, прекращения их выполнения в ситуации выявления нецелесообразности дальнейшего продолжения работ, невозможности получения запланированных результатов);


-контроль выполняемых работ, осуществляемый по трем аспектам реализации проекта:

1.время (учет временного ограничения при реализации мероприятий по инновационному проектированию);

2.стоимость (планирование и осуществление этапов инновационного проекта в соответствии с установленным бюджетом);

3.качество (соответствие получаемого продукта и процессов требуемым характеристикам, предъявляемым к их качеству).

Важным аспектом является то, что на процесс реализации проекта оказывает существенное влияние значительное количество как внешних, так и внутренних факторов, что, как показывает практика, зачастую обусловливает изменение расчетных параметров проекта (временных и стоимостных). В данных условиях одним из основных инструментов управления инновационными проектами является эффективная реализация функции контроля. Иными словами, контроль можно определить как постоянный и структурированный процесс, основное направление которого - проверка продвижения работ, а также качество выполнения корректирующих действий. Контроль можно разделить на четыре стадии (см. рис. 2).

Рисунок 2. Стадии контроля при реализации инновационных проектов

Стадия реализации инновационного проекта включает следующие этапы:

- оплата выполненных работ;

- испытание образцов новой техники;

- серийный выпуск новой техники;

- массовое внедрение и применение новой техники, технологий;

- сертификация новой техники;

- получение охранных документов на объекты интеллектуальной собственности;

- мониторинг эффективности массового внедрения инновационных продуктов с целью подтверждения заявленных исполнителями показателей эффективности, объемов внедрения;

- коммерциализация интеллектуальной собственности;

- управление рисками инновационного проекта.

Итогом стадии реализации инновационного продукта станет выпуск первой партии инновационной продукции.

4. Стадия завершения инновационного проекта заключается в следующих этапах:

- оценка экономической эффективности инновационного проекта (завершение инновационного проекта осуществляется при дальнейшей невозможности решения целевой задачи проекта, заключающейся в получении дохода (прибыли), преимущества на рынке аналогичной продукции вследствие морального устаревания примененных технических решений либо неэффективности дальнейшего использования инновационного продукта);


- анализ отзывов и пожеланий потребителей (мониторинг каналов обратной связи с потребителями);

- завершение инновационного проекта, демонтаж оборудования - списание (ликвидация) новой техники, прекращение использования технологий, подведение итогов инновационного проекта в части достижения поставленной цели, получения ожидаемой эффективности проекта;

- разработка «улучшающих» инновационных проектов, корректировка планов и продолжение жизненного цикла инновационного проекта (при условии успешной реализации и эффективного внедрения результатов инновационного проекта).

Таким образом, жизненный цикл инновационного проекта охватывает все стадии его воплощения - от появления замысла до его реализации и коммерциализации.

В условиях реализации инновационной деятельности термином «коммерциализация» принято определять процесс продвижения инновационной продукции, что, по одному из определений, является получением прибыли от коммерческого использования информации о продукции или технологии и/или самой продукции или технологии.

В ходе коммерциализации источниками доход может быть получен из следующих источников (см. рис. 3).

Рисунок 3. Основные источники дохода в процессе коммерциализации инновации

Коммерциализация является процессом выведения результатов инновационного проекта на рынок и состоит из нескольких этапов:

- оценка и отбор инновационных проектов, в результате которых происходит формирование необходимых финансовых средств;

- привлечение инвесторов (при необходимости);

- вывод инновации на рынок, параллельно с чем выполняется определение права на инновации в случае привлечения инвесторов;

- производство инновации.

Однако чтобы довести результаты инновационного проекта до стадии коммерциализации, необходимо выполнить определенную номенклатуру работ и предоставить инновационным предприятиям большой перечень услуг. В частности, для продвижения технологий до стадии коммерциализации предприятию необходимо:

- провести экспертизу результатов инновационного проекта;

- отобрать результаты, являющиеся наиболее привлекательными для финансирования, оценив перспективы коммерциализации и проведя технологический маркетинг;

- разработать бизнес-план и организовать поиск инвесторов;

- распределить и юридически закрепить права на интеллектуальную собственность в перспективе с учетом интересов всех участвующих в процессе сторон;


- осуществлять управление проектом коммерциализации на стадии внедрения технологий в производственный процесс;

- реализовывать оказание услуг по выбору направлений дальнейшей модификации и сопровождения объектов интеллектуальной собственности.

Представленный комплекс меропрятий является достаточно трудоемким и затратным, а также обусловливает высокие требования к уровню квалификации задействованного в данном процессе управленческого персонала.

Процесс принятия и реализации управленческих решений, связанных с определением целей, организационной структуры, планированием мероприятий и контролем за ходом их выполнения, направленных на реализацию инновационной идеи представляет собой совокупность процедур по управлению инновационным проектом.

Следует учитывать, что в основе управления инновационными проектами лежит совокупность научно обоснованных и имеющих практическое применение принципов (см рис. 4) [39].

Рисунок 4. Основные принципы управления инновационными проектами

Таким образом, достижение поставленных целей при инновационном проектировании обеспечивается за счет грамотных действий административно - управленческого аппарата проекта, реализуемых на основе вышеперечисленных принципов на протяжении всего цикла управления инновационным проектом.

Глава 2 Анализ управления инновационными проектами в ООО «Идеал_Пласт»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Интер-авто»

Общество с ограниченной ответственностью «Интер-авто» - предприятие, которое около 20 лет занимается производством пластмассовых автомобильных комплектующих изделий интерьера и экстерьера, изготовленных методом литья и вакуумного формования (всего около 100 наименований).

С 1997 года организация является системным поставщиком ОАО «АвтоВАЗ».

Более 10 лет поставляет комплектующие изделия на ОАО «АвтоВазАгрегат».