Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности в России и мире.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовое регулирование рекламной деятельности
История рекламы в России и мире
Глава 2. Правовое регулирование рекламной деятельности
2.1. Общие положения законодательства о рекламе
2.2. Правовое и эстетическое регулирование рекламной деятельности
2.3. Недобросовестная реклама как научная проблема
2.3. Правовая оценка рекламного ролика на примере ООО «Радио-Любовь»
6. Запрещается реклама, которая нарушает интересы несовершеннолетних граждан.
7. Не допускается реклама, которая допускает нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, в частности недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая реклама.
8. Реклама должны быть добросовестной и достоверной.
Также ФЗ РФ «О рекламе» устанавливает специальные требования к рекламе.
Реклама, которая распространяется посредством специальных технологий и средств, таких как радио, телевидение, журналы или газеты, кино, транспортные средства. Такая реклама в основном регулируется по части ее объема и продолжительности, рассмотренные в ст. 14, 15 ФЗ РФ «О рекламе». Реклама, размещенная на транспортных средствах, имеет ограничения по месту ее расположения: крыша, кузов. Реклама может занимать площадь не более 50 % окрашенной поверхности кузовных деталей. Такая реклама не может перекрывать световые приборы, номера, ограничивать видимость водителя. [10]
Наружная реклама, которая распространяется в виде плакатов, стендов, световых табло на территории города, допускается только с разрешения компетентного государственного органа. За выдачу разрешения устанавливается плата. Наружная реклама, которая размещается на зданиях и сооружениях, допускается на основании договора, заключенного с собственником данного имущества;
Реклама отдельных видов товаров, таких как алкогольная продукция, табак, лекарства, медицинская техники, оружие. Эти требования устанавливаются ввиду того, что применение и использование этих товаров может нанести вред жизни, здоровью и имуществу граждан. Например, не допускается реклама алкогольных напитков и табака в телепередачах. Реклама вышеперечисленных товаров не может обращаться к несовершеннолетним, дискредитировать воздержание от употребления алкоголя и табака, содержать информацию об положительных свойствах лекарств и БАДов (ст. 21- 26 ФЗ РФ «О рекламе»).
Реклама финансовых, страховых, инвестиционных услуг, также имеет специальные требования, так как при осуществлении данных видов деятельности привлекаются денежные средства граждан. Запрещается давать гарантии по размерам дивидендов; реклама ценных бумаг до регистрации проспектов их эмиссии. В ст. 28, 29 ФЗ РФ «О рекламе» указаны требования к рекламе данных видов деятельности. [10]
Выводы по главе 1. Непрерывное развитие технологий и конкуренции на рынке и как следствие изобретение и производство новых товаров и услуг ведет к росту спроса на рекламу. Реклама с каждым годом совершенствуется и обретает влияние на потребителя, на его мнение и мировоззрение. В данной связи реклама подлежит строгому контролю со стороны государства и саморегулируемых организаций.
Глава 2. Правовое регулирование рекламной деятельности
2.1. Общие положения законодательства о рекламе
Начало правового регулирования рекламы в том виде, которое мы наблюдаем в настоящей момент, было положено 14 июня 1995 года, когда Государственная Дума Российской Федерации приняла первый ФЗ «О рекламе», который вступил в силу 18 июля 1995 года.
Данный Закон дал определение основным принципам рекламной деятельности в России, поспособствовал правовому регулированию рекламных взаимоотношений, которые возникают в процессе создания и распространения рекламы.
Также вышеуказанный Закон установил ответственность за недостоверную и недобросовестную рекламу, определил обязанности и права участников рекламного взаимодействия. Был создан действенный механизм государственного регулирования рекламной деятельности.
Впервые в Законе были даны понятия «Реклама», участников рекламного взаимодействия, а именно: рекламопроизводитель, рекламодатель, рекламораспространитель, потребитель.
Рассмотрим основные положения и разделы ФЗ «О рекламе»: «Общие и специальные требования к рекламе», «Права и обязанности рекламопроизводителей, рекламодателей, рекламораспространителей» «Особенности рекламы отдельных видов товаров», «Зашита детей от вредной информации», «Полномочия государственных органов и саморегулирования с точки зрения контроля за рекламным процессом», «Ответственность рекламопроизводителя, рекламодателя, рекламораспространителя». [15]
Законом были определенны права Органов саморегулирования в области рекламы. Они обрели права не только снимать недобросовестную рекламу, но и привлекать к ответственности нарушителей.
Были определены особенности отдельных видов рекламы, а также тонкости рекламирования отдельных видов товаров (лекарства, табачная продукция, оружие, алкоголь).
Также основательно и чётко определились в ФЗ «О рекламе» такие понятия, как недостоверная и недобросовестная реклама, так как именно эти понятия чаще всего вызывали вопросы и становились предметами споров сторон рекламного процесса.
Вышеуказанные примеры подтверждают то, что этот Закон охватил все возможные на тот момент вопросы, связанные с регулированием рекламной деятельностью. [11]
Далее неоднократно происходили изменения Закона. Так в 2004 году Государственной Думой был принят ФЗ от 20 августа «О внесении изменения в статью 16 ФЗ «О рекламе», которые коснулись ограничений рекламы пива [12]
После принятия первого ФЗ «О рекламе» прошло более 15 лет. За этот период рекламная деятельность ушла далеко вперед, совершив скачок в развитие. Вследствие чего стали проявляться пробелы и недостатки первого ФЗ «О рекламе», которые требовали исправления. Также требовались поправки исходя из современных реалий рекламной деятельности. Это и стало причиной задуматься надо обновлением законодательства. Так, 13 марта 2006 года был подписан второй ФЗ «О рекламе». [13]
Обобщая вышесказанное, хотелось бы заметить фундаментальный характер ФЗ «О рекламе». Конечно, с развитием рынка и технологий будут приниматься дополнения и изменения.
Также хотелось бы отдельно отметить Законодательные акты, которые регулируют рекламную деятельность наряду с ФЗ «О рекламе». Так, статья 4 ФЗ «О рекламе» гласит: Законодательство о рекламе в РФ состоит из настоящего ФЗ и принятых иных ФЗ в соответствии с ним. К таким документам стоит отнести: указы Президента, нормативные - правовые акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти.
Рассмотрим основные акты, которые напрямую, но каждый в разной степени, воздействуют на рекламную деятельность:
- ФЗ «О СМИ»;
- ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
- ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
Упоминая вышесказанное, кроме различных законов существуют подзаконные акты, которые также регулируют рекламу. Например, статьи в Налоговом кодексе РФ, информирующие о величине налогов за рекламную деятельность.
2.2. Правовое и эстетическое регулирование рекламной деятельности
В этой части хотелось бы более подробно осветить детали правового регулирования рекламной деятельности. Особенности регулирования таких видов рекламы, как социальная и коммерческая (регулируется ФЗ «О рекламе»), политическая (ФЗ «О политических партиях»), предвыборная агитация (ФЗ «О выборах»). Ответственность за нарушения в этих областях предусмотрены статьями 5.9, 5.48, 14.3 КоАП РФ [14]
Так как реклама это один из видов предпринимательской деятельности. В данной связи на нее распространяет свое действие нормы гражданского, конституционного права.
Выделим основные нормативно – правовые акты:
- Кодекс РФ об административных правонарушения;
- Гражданский кодекс РФ;
- Закон «О защите прав потребителей»;
- ФЗ «О защите конкуренции»
- Постановление Правительства «Об утверждении Положения о ФАС»;
- ГОСТ Р «Наружная реклама на дорогах и территориях городских и сельских поселений».
Выделим главных субъектов рекламной деятельности: рекламопроизводитель, рекламодатель, рекламораспространитель и потребители рекламы.
В первую очередь законодательство, регулирующее рекламную деятельности, призвано контролировать участников рекламного бизнеса, а также защищать граждан от недобросовестной рекламы, которая может даже опорочить честь, достоинство, деловую репутацию, в том числе конкурентов на рынке.
Также проводится контроль недостоверной рекламы, которая, например, может гарантировать излечение, от какого – либо серьезного заболевания, тем самым ввести граждан в заблуждения и в конечном итоге нанести вред здоровью. Такая реклама также может принести финансовые потери для граждан, которые получат недостоверную или неполную информацию о финансовых услугах. Реклама не может призывать граждан к насилию, войне, формировать негативное отношение к лицам, которые не пользуются рекламируемым товаром. Важнейшей функцией законодательства о рекламе является защита детей от негативной и вредящей им информации. В рекламе не могут быть использованы бранные слова.
Вышеуказанные случаи являются неисчерпывающим списком информации, за которой призвано следить государство посредством законодательных актов и компетентных органов. [2; с.167]
2.3. Недобросовестная реклама как научная проблема
Реклама – это в первую очередь продвижение товаров и услуг на рынке, которая способна воздействовать на потребителя и тем самым стимулировать спрос на товар. Авторы различных трудов и статей неоднократно доказывали значимость рекламы для реализации товаров на рынке. Огромное количество продукции приобретаются, благодаря, их продвижению и «сарафанному радио». Учитывая это, продавцы стараются максимально использовать разные сферы действия, чтобы лишний раз прорекламировать товар в сети интернет и на радио -, теле - программах.
Так, согласно ФЗ «О рекламе»: Реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Важное отличие рекламы от любой другой информации в том, что своей целью реклама преследует привлечение внимания данному товару [10].
К рекламной деятельности применяются специальные требования, и особая ответственность за нарушение этих требований. Общие требования перечислены в статье 5 ФЗ «О рекламе». Например, Реклама не может: побуждать к совершению противоправных действий и содержать нецензурную брань. В данной связи возникает вопрос, на какие меры готовы пойти продавцы и производители, чтобы продать свой товар и получить прибыль?
Часто рекламопроизводители или рекламораспространители создают рекламные плакаты, ролики, с нарушением специальных требований. Например, компания обратилась в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления ФАС России по Иркутской области о привлечении к административной ответственности, по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ. По мнению ФАС, вышеуказанное нарушение выразилось в распространение в кинотеатрах г. Иркутска рекламных буклетов к кинофильму «Все и сразу» с использованием оскорбительного и непристойного выражения. [8; 37]
Так же, как пример можно привести: Компания ООО «ГАЗ» обратилось в Арбитражный суд с иском о признании незаконным отказа Управления ФАС по Московской области в возбуждении дела о нарушении издательской компанией требований ФЗ «О рекламе» и ФЗ «О защите конкуренции». По мнению заявителя, данное нарушение было в том, что компания рекламировала журналы «Автомир» и «За рулем» с использованием принадлежащего ООО «ГАЗ» товарного знака, зарегистрированного в установленном порядке. Так, издатель печатал в журналах изображения антифризов, которые производились сторонней организацией, и автомашины, обозначенные товарным знаком «ГАЗ» [8; 38]. Оба вышеуказанных случая повлекли наложение административной ответственности.
Но следует отметить, что проблема недобросовестности производителей рекламы приобретает огромные масштабы. Продавец выбирает путь следования для продвижения своих товаров. Либо делать качественный товар и привлекать именно этим лояльную аудиторию, либо использовать недобросовестное продвижение своей продукции, используя при этом нечестные уловки и хитрости. Такой способ нацелен быстрое получение быстрой прибыли, исключая вероятность долгосрочного сотрудничества с покупателем. Такая реклама способна ввести в заблуждение потребителя, нанести вред гражданам по причине недостоверности информации. Также она может преувеличить достоинства или умолчать о недостатках или же нарушить требования ее по распространению. Такая реклама и называется недобросовестной.