Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
1.1 Понятие инновационного проекта
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ СОЗДАНИЕМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
Основные принципы управления инвестиционными проектами
2.2 Формирование портфеля инновационных проектов
2.3 Управление проектом как система управления
Эксплуатационные испытания проводятся с целью получения точных данных, характеризующих уровень и качество результатов, которые были достигнуты в ходе выполнения работ по проекту. Успешное проведение эксплуатационных испытаний требует их тщательной их подготовки, планирования и координации. Для этого составляется график их проведения. Если в результате испытаний выявляются недоделки или неполадки, их необходимо фиксировать для последующего исправления.
Демонстрационные испытания являются разновидностью эксплуатационных и проводятся в условиях нехватки сырья. Отличительной их особенностью является то, что они проводятся чаще всего по заказу и в присутствии непосредственного пользователя.
После проведения всех видов испытаний составляется отчет, который содержит следующие пункты:
цель испытаний;
фактические и запланированные результаты;
выводы и рекомендации.
Результаты испытаний являются основанием для запуска производства.
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ СОЗДАНИЕМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
Основные принципы управления инвестиционными проектами
Управлением проектами люди занимаются с древнейших времен, что позволило сформироваться целой области человеческих знаний и опыта. Особенно актуальны эти знания и опыт в последнее время, так как в эпоху глобализации экономики и увеличения темпов развития общества, проекты становятся все более масштабными, бюджетными. Уделяется внимание жестким ограничениям по времени, ресурсам и рискам.
Область человеческих познаний в этой сфере — это набор правил и принципов менеджмента, который может быть применен к любым проектам, будь то внедрение информационной системы или строительство пивного завода. Основная ценность этих принципов состоит в том, что они подтверждены конкретными результатами в разных странах на протяжении многих лет.[11]
Если проекты ведутся на предприятии, где отсутствует профессиональный менеджмент, то рано или поздно предприятие будет вынуждено применить необходимые правила и стандарты, которые уже описаны в методологиях управления проектами. Обычно это случается поздно. Результат — неудачные проекты, неоправданные затраты, потраченное впустую время.
Управление инновациями - это изменения с целью внедрения и использования новых видов оборудования, процессов, постоянного обновления различных сторон инновационной деятельности предприятия. Оно включает не только технические и технологические разработки, но и любые изменения в лучшую сторону во всех сферах деятельности предприятия, а также в управлении процессом новых знаний.
Опыт предприятий-лидеров наглядно свидетельствует, что инновации неизбежны и управляемы. Управление инновациями - ключ к поддержанию высокой эффективности производства. В настоящее время в России всего около трети промышленных предприятий осуществляют инновационную деятельность (несколько выше эта доля в машиностроении - около половины). Это значит, что они сталкиваются с проблемами управления инновациями. Для облегчения управления инновационными проектами руководителям следует придерживаться следующих принципов управления инновационными проектами:[12]
1. Принцип селективного (выборочного) управления. Суть в выборе приоритетных направлений. Адресная поддержка инновационных фирм и новаторов.
2. Принцип целевой ориентации проектов на обеспечение конечных целей. Предполагает установление взаимосвязей между потребностями в создании инновации и возможностями их реализации. При этом конечные цели конкретных проектов ориентируются на потребности, а промежуточные цели на конечные цели этих проектов.
3. Принцип полноты цикла управления проекта.
4. Принцип этапности инновационных процессов и процессов управления проектами.
5. Принцип иерархичности организации инновационных процессов. Все уровни деятельности согласуются друг с другом.
6. Принцип многовариантности при выборе управленческих решений.
7. Принцип системности. Разрабатывается совокупность мер, необходимых для организации проекта (организационных, административных и др.).
8. Принцип обеспеченности или сбалансированности. Все мероприятия должны быть обеспечены необходимыми ресурсами.
Этап формирования предложений по приоритетным направлениям:
1. Фиксируется перечень наиболее существенных критериев достижения цели.
2. Для каждого проекта, реализующего приоритетное направление, делается оценка уровня улучшения каждого показателя по сравнению с существующим положением по шкале «низкий», «ниже среднего», «выше среднего», «высокий».
3. Технологии, которые не имеют оценок «выше среднего» или «высокий», из дальнейшего рассмотрения исключаются. Остальные включаются в предварительные предложения по приоритетным направлениям и критически важным технологиям.
4. Технологии, имеющие не ниже одной оценки «высокий» или не менее двух «выше среднего», предварительно считаются кандидатами в группу приоритетных; если более двух «высокий» или трех «выше среднего» - кандидатами в группу особо приоритетных.
Степень определяется так:
1. Каждый (программа) нижнего оценивается по двум :
• Конечный , измеряемый приростом показателя за фиксированный ;
• Затраты при производстве продукции (, включая инвестиции и издержки).
2. Рассчитывается показателя эффективности, степень : результат делится на .
3. Все проекты упорядочиваются по приоритетности в соответствии с эффективности ( (эффект)/затраты).
Управление на предприятии включает ряд стадий:
1) формулировку инновации. На формулирования целей устанавливаются миссия-предназначение, и миссия-политика организации, в подчеркивается к инновационной деятельности и стратегиям, формулируется развития организации, и рассчитывается целей;
2) анализ положения (оценка позиции фирмы). На стадии внутренняя среда и оценивается инновационный , анализируется система среды и оценка инновационного , определяется инновационная организации;
3) выбор стратегии и методов инновационного (устанавливаются базовые развития и их инновационные , осуществляется и формулирование предпочтительной стратегии, производится методов инновационного );
4) разработку и инновации;
5) организацию по реализации инновационного , которая включает или реструктуризацию управления, установление между управленческими и т.д.;
5) мотивацию инноваций. в двух :
а) стимулирование создания и инновации, цель является получение от продажи продуктов немедленно
б) покупки инноваций ( - получение денежных в будущем за реализации новых и технологий, купленных );
6) контроль и оценку прогресса проекта, который в проверке и оказании в организации инновационного , плана и эффективной реализации ;
7) корректировку проекта, , целей и миссии .
2.2 Формирование портфеля инновационных проектов
Для успешного функционирования фирм и дальнейшего их развития должно иметься в запасе несколько направлений, вариантов, идей по нововведениям, т.е., так называемый, «портфель» инновационных идей, который постоянно обновляется и пополняется. Это необходимо для того, чтобы в условиях неожиданных изменений на рынке вовремя можно было бы переориентировать свое производство, с учетом уже имеющихся новых разработок, а также иметь в запасе новинки для использования их в будущем.
Реализация таких проектов является не только критерием оценки конкуренции, но и условием выживания фирмы в сложной ситуации для фирмы.
Таким образом, портфель инноваций должен содержать разнообразные проекты по приоритетным нововведениям, которые характеризуются высокой степенью риска, поскольку ограничения в этом случае будут заключаться в том, чтобы не превысить допустимых пределов общего риска портфеля. Вот почему в состав такого портфеля наряду с рутинными инновациями можно включить проект с высоким уровнем новизны, но с низкой рентабельностью и наоборот.
Портфель, составленный только из крупных проектов, является рискованным, поскольку падает вероятность их успешного внедрения. Кроме того, при крупных проектах сужается возможность диверсификации и оптимального распределения рисков, но растет необходимость в нормированном использовании ресурсной, технологической и кадровой базы, ужесточаются требования к производственным возможностям.[13]
Портфель, составленный из небольших и мелких проектов, также отличается рядом свойств. Хотя каждый проект в случае успеха характеризуется сравнительно скромным объемом продаж и незначительной суммой прибыли, он может генерировать более высокую норму прибыли, чем более крупные проекты. К тому же небольшие проекты требуют значительно меньших ресурсов. Темпы разработки небольших проектов легче прогнозировать. Таким образом, портфель небольших проектов сформирует, скорее всего, равномерный поток достаточно прибыльных инноваций. Однако небольшие проекты отличаются и рядом недостатков: они более чувствительны к нестабильной внешней среде, зачастую выдвигают более высокие требования к качеству производственных фондов и технологий, сужают возможности диверсификации рисков.
Окончательный успех любого проекта зависит не столько от его размера, сколько от квалификации инновационного и финансового менеджера по планированию и управлению портфелем проектов.
Тщательный и многосторонний анализ и отбор инновационных проектов позволяют оптимизировать состав портфеля. Единого алгоритма для выработки решения не существует. В каждом конкретном случае может превалировать своя группа критериев. Исходя из этого, система анализа инновационных проектов отличается множественностью применяемых методик: это и методы финансового, инвестиционного и, технико-экономического анализа, математико-статистические модели, система экспертных оценок, анализ научно-технического уровня, качество изделия.
Следует отметить, что анализ и отбор инновационных проектов ' осуществляется на основе совокупности методов и способов, позволяющих прогнозировать затраты для всех стадий жизненного цикла новшества с учетом различных технических решений и финансово-экономических факторов.
Любой проект (программа) может быть рассмотрена со следующих позиций:[14]
а) технической, при этом изучаются и анализируются: технико-технологические альтернативы; размер (масштаб, объем) программы; сроки ее реализации; доступность и достаточность финансовых, трудовых и материально-технических источников; емкость рынка для реализации результатов программы; затраты на программу с учетом непредвиденных факторов; график выполнения работ по программе;
б) коммерческой, которая предусматривает анализ маркетинга, источники и условия получения ресурсов, условия выполнения работ по программе и реализацию результатов;
в) экологической, которая занимает особое место в анализе проекта, так как взаимоотношения между деятельностью человека и окружающей средой недостаточно изучены. Задачей экологического анализа инновационного проекта является установление потенциального ущерба окружающей среде и определение мер для смягчения или предотвращения этого эффекта;
г) организационного анализа, цель которого - оценить организационную, правовую и административную обстановку в рамках реализации проекта и выработать необходимые рекомендации в данной сфере деятельности.
Важнейшей составляющей анализа и оценки конкретного инновационного проекта является экономическая эффективность инноваций.
Формирование инновационных проектов поэтапно:
1. Предварительный инновационных проектов.
этапа - обобщенного анализа и представленных для реализации проектов. Данный включает шаги:
а) определение направлений для реализации , дающих главный в решение проблем организации;
б) проектов для проведения по выделенным направлениям;
в) рабочей экспертизы;
г) организация экспертных групп ( или маркетинговый отдел с специалистов из подразделений);
д) предварительная проектов по результатам и проведения экспертиз;
е) бесперспективных .
На данном этапе отбор по одному важному критерию (, экономическая ) всей совокупности . При этом используется правило отсечения с низким оценочного параметра.
2. портфеля по приоритетным () направлениям
Цель - детальный и ранжирование проектов по . При этом предусматриваются шаги: