Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (Проблемы и перспективы развития менеджмента в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Сущностью основной функции управления является воплощение определенной структурированности, внутренней упорядоченности, согласованности взаимодействия относительно автономных частей в системном объекте организации. Независимо от типа и масштабов деятельности любая организация должна быть упорядочена и организована. Организация как система управления содержит в себе совокупность всех составляющих элементов и коммуникаций между ними, всех процессов, обеспечивающих ее функционирование.

Управление организацией – это непрерывный процесс воздействия на производительность работника, группы либо организации в целом для лучших результатов с позиций заслуги поставленной цели. Овладение знаниями о теории организации позволяет эффективно и обоснованно подходить к формированию протекающих в организациях процессов, к определению курса действий и управлению его реализацией. Не менее важна роль теории менеджмента, которая состоит в методическом обеспечении стабильного функционирования комплексного процесса управления организацией.

Концептуальным положением такой модели управления выступает понимание управления как процесса выявления целей и критериев эффективности сотрудников, отдельных подразделений (или всей организации) и координации усилий (ресурсов) по их достижению. Другими словами, важным управленческим действием (управленческой функцией) системы управления по целям становится планирование с учетом имеющихся у организации ресурсов.

Внедрение целевого управления, как и любая инновация, сложный процесс, вызывающий сопротивление персонала. Задачи такого уровня не могут быть эффективно решены без соответствующего лидера, которым может выступить и директор или заместитель директора образовательного учреждения, и внешний консультант. Осуществление такой масштабной управленческой инновации требует соответствующей команды, состоящей по возможности из всех заинтересованных участников производства. Эффективность системы управления достижениями зависит от отношения руководителей к данному инструменту управления и путей его использования, а также от знания того, что мотивирует и стимулирует каждого отдельного сотрудника, работающего в компании.

Объектом исследования является менеджмент.

Предметом данного исследования является организация менеджмента на предприятии.

Цель данной работы – рассмотреть и обобщить менеджмент как организационно-целевое управление.


Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть понятие менеджмента;
  • рассмотреть структуру менеджмента в управлении организацией;
  • дать организационно-экономическую характеристику ООО «Диалог»;
  • провести анализ стиля менеджмента в ООО «Диалог»;
  • определить направления совершенствования менеджмента в организации в кризисных ситуациях;
  • рассмотреть совершенствование системы менеджмента в организации с помощью технологии СРМ.

Методологической и теоретической основой исследования послужили работы российских ученых и специалистов в области теории управления

Для реализации целей и задач исследования в рамках курсовой работы можно выделить следующие группы методов исследования: анализ; синтез; абстрагирование; обобщение; индукция; дедукция; аналогия.

Структура и объем работы определяются ее целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

1. Теоретические основы менеджмента

1.1. Понятие менеджмента

Становление менеджмента как самостоятельной области знаний и вида профессиональной деятельности произошло в ХХ веке. Это говорит о том, что идея управления как науки и профессии относительно нова. Практика же управления насчитывает множество веков и зародилась одновременно с первым созидательным трудом человечества. Менеджмент как искусство развивается с тех пор, как возникли группы людей, которыми надо было управлять.

Основной силой, которая пробудила интерес к научному менеджменту и дала импульс его распространению, была промышленная революция, начавшаяся в Англии. А идея того, что управление может внести большой вклад в развитие организаций, возникла в США. В начале ХХ века США были единственной в мире страной, где человек, проявив личную компетентность, мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением, национальностью. Миллионы европейцев, которые стремились изменить свою судьбу, иммигрировали в США, создав тем самым огромный рынок рабочей силы.

Появление науки «Менеджмент» было ответом на потребности бизнеса, который на рубеже ХIХ–ХХ веков приобрел такие черты, как массовость производства и высокая емкость рынков сбыта. Крупные компании начали испытывать необходимость в рациональной организации труда и производства, четкой и слаженной работе структурных подразделений и отдельных исполнителей в соответствии с научными принципами и стандартами[1].


Менеджмент – это управление бизнес-процессами в организации, в ходе которого субъект управления воздействует на объект. При этом в качестве субъекта выступает орган управления (единоличный или коллегиальный), а объектом является исполнитель (сотрудник организации, рабочая группа, трудовой коллектив). Сущность менеджмента заключается в достижении руководством целей организации, используя физический труд, интеллект и мотивы поведения персонала. В теории организации категория «менеджмент» рассматривается с нескольких позиций[2]:

– во-первых, менеджмент как деятельность, представляющая собой совокупность управленческих функций (видов деятельности), основными из которых являются функции планирования, организации, мотивации и контроля;

– во-вторых, менеджмент как аппарат управления, в составе которого выделяют персонал трёх категорий, а именно линейный персонал (руководители всех уровней иерархии); функциональный персонал (специалисты организации); обслуживающий персонал (технические исполнители);

– в-третьих, менеджмент как явление, содержание которого заключается в том, что наука и искусство управления дополняют друг друга, образуя синтез и подчёркивая важность наличия у менеджера теоретических знаний в области управления и умения применять их в условиях реальной действительности.

В научных кругах и среди специалистов-практиков распространено мнение, что «менеджмент» – понятие более узкое, чем «управление». Как известно, в процессе деятельности организации необходимо управлять разными видами ресурсов: средствами производства и рабочей силой. Управление живой природой (биологической системой) и неживой природой (технической системой), в ходе которого рабочий (непосредственный исполнитель) воздействует средствами труда на предметы труда, не является менеджментом.

Менеджмент – это управление в социальных системах, когда происходит взаимодействие между работниками организации и формируются деловые отношения типа «начальник-подчинённый» или «лидер-последователь»[3].

Менеджмент предусматривает наличие на предприятиях профессиональных управляющих, которые руководят процессами, используя знания, умения и навыки в сфере управления, прошли специальное обучение, получили образование и овладели необходимыми компетенциями.

Менеджеры – это работники организации, исполняющие управленческие функции. Они осуществляют, прежде всего, общее (административное) руководство деятельностью в масштабе предприятия или его подразделения. Например, директор, начальник цеха, бригадир, являясь линейными менеджерами, несут общую ответственность за положение дел на своём участке работы, в том числе отвечают и за результаты деятельности подчинённых им специалистов. Кроме того, менеджеры осуществляют специальное (технологическое) руководство, управляя функциональными сферами деятельности, такими как маркетинг, финансы, производство, кадры и др. Например, главные специалисты, начальники отделов и служб предприятия, являясь функциональными менеджерами, отвечают за результаты работы в своей области деятельности[4].


Управленческий труд имеет специфические особенности, которые отличают его от деятельности непосредственных исполнителей.

Во-первых, работники управления не создают материальных ценностей; их роль состоит в принятии управленческих решений и координации усилий членов коллектива по достижению общих целей и решению задач организации.

Во-вторых, деятельность менеджера является умственным, интеллектуальным трудом и может продолжаться вне официально установленного рабочего дня. Поиск вариантов решения организационных проблем происходит в сознании человека и носит креативный, вероятностный характер.

В-третьих, работа менеджера, как правило, является более разнообразной и менее монотонной по сравнению с трудом рабочих[5].

Для оценки эффективности менеджмента в организациях применяется комплекс экономических и социальных показателей. К показателям экономической эффективности менеджмента относят[6]:

  1. Общие результативные показатели деятельности (например, производительность труда и фондоотдача, урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность поголовья скота, уровень использования производственных мощностей и площадей, себестоимость продукции и прибыль от реализации товаров и услуг, уровень рентабельности затрат и продаж).
  2. Показатели экономичности аппарата управления (например, удельный вес численности управленческого персонала в структуре общей численности работников организации, доля затрат на содержание аппарата управления в себестоимости продукции, удельный вес оплаты труда работников управления в общем фонде заработной платы на предприятии).
  3. Показатели производительности управленческого труда (например, производство валовой (товарной) продукции, а также получение выручки и прибыли в расчёте на единицу затрат труда в управлении (1 работника, 1 человеко-час) или на единицу затрат денежных средств в управлении (1 руб. управленческих расходов).
  4. Показатели организованности системы управления (например, укомплектованность аппарата управления, число ступеней и звеньев в структуре управления, соблюдение норм управляемости в организации).

К показателям социальной эффективности менеджмента на предприятиях следует отнести[7]:

  • размер основной и дополнительной оплаты труда, уровень номинальных и реальных доходов работников предприятия;
  • уровень текучести кадров в организации, количество лиц, принятых на работу и уволенных, как по собственному желанию, так и по инициативе руководства организации;
  • уровень трудовой и производственной дисциплины, число случаев опозданий и прогулов, а также нарушений техники безопасности и технологии производства;
  • уровень заболеваемости и травматизма работников организации, величина потерь рабочего времени по нетрудоспособности;
  • удовлетворённость работников предприятия процессом и условиями труда и отдыха, организацией рабочих мест;
  • морально-психологический климат на предприятии, уровень конфликтности в рабочих группах и трудовом коллективе;
  • наличие социальных льгот в организации, возможности повышения квалификации и карьерного роста;
  • уровень организационной культуры, а также социальной ответственности и этичности менеджмента организации.

1.2. Структура менеджмента в управлении организацией

Современный процесс развития теории организации как науки характеризуется попытками обобщения ранее скопленного опыта, как базы для интеграции законов, принципов, способов и форм организации деятельности, способствующей действенной работе хозяйствующих субъектов. Задача создания единой современной теории организации далека от решения, в большей степени, из-за, лежащей в основе самого организационного способа, который не в состоянии обеспечить жесткое, подобно техническому механизму, взаимодействие частей системы, а осуществляется средством человека, коммуникаций, документов, а это и определяет расхождение результатов от поставленных целей.

Следовательно, изучение теории менеджмента и теории организации в совокупности дают возможность определить пути и способы повышения эффективности управленческих процессов.

Теория организации и теория менеджмента имеют тесную взаимосвязь. При определении предмета изучения менеджмента исходят из сущности управления как особого вида деятельности, возникающего из необходимости руководства совместным трудом. В процессе управления люди вступают в определенные отношения друг с другом. Поэтому изучать теорию организации означает изучать законы, принципы и закономерности появления организации как явления, ее механизмы функционирования, эволюции, взаимодействия ее частей с внешней и внутренней средой для достижения поставленных целей. А изучать теорию менеджмента – это прежде всего изучение отношений между людьми в ходе целенаправленного воздействия, выявлять законы формирования управления, с тем чтобы на их основе установить принципы управленческой деятельности, способы и формы их осуществления.

Теория менеджмента – это наука о методах и принципах такого управления. По мере развития менеджмента как науки, обусловленные развитием общества, формируются и его новые современные направления. Анализируя направления деятельности предприятия, можно выделить разновидности управления, отражающие составляющие прикладного менеджмента на основе взаимосвязи с теорией организаций в управленческих процессах.

Менеджмент организации как прикладное научное направление предполагает исследование путей рациональной организации деятельности социально-экономической системы для достижения заданных целей, в условиях ограниченности ресурсов. Исследование систем управления – это прикладное научное направление менеджмента, предметом которого является изучение общих процессов развития управления, оказывающих конструктивное (продуктивное) воздействие на управляемую систему[8].