Файл: Теоретические основы коммерческой деятельности предприятия розничной торговли.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы коммерческой деятельности предприятия розничной торговли
1.2 Основные формы и методы коммерческой деятельности
1.3 Планирование, разработка и обоснование торговой политики предприятия розничной торговли
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ финансово-экономического состояния ООО Торгового Дома «Три кита»
Величина прибыли в торговле зависит от объемов спроса на товары и их предложения.
Для усиления конкурентоспособности необходимо увеличить ассортимент реализуемых товаров, оптимизировать издержки, что позволит снизить цены.
Таблица 3. Основные показатели финансовой деятельности
Показатели |
Ед. изм. |
2007 г. |
2008 г. |
Отклонение (+, -) |
Темп роста, % |
1. выручка от продажи |
тыс. руб. |
37 165,24 |
53 049,61 |
15 884,36 |
142,8 |
2. себестоимость продукции |
тыс. руб. |
28 155,49 |
39 589,26 |
11 433,77 |
140,6 |
3. прибыль |
тыс. руб. |
9 009,76 |
13 460,35 |
4 450,59 |
149,4 |
4. рентабельность капитала |
% |
32 |
34 |
------------ |
106,3 |
5. рентабельность продаж |
% |
24,2 |
25,4 |
------------ |
104,9 |
6. фонд заработной платы |
тыс. руб. |
1 579,55 |
1 843,67 |
264,12 |
116,7 |
7. численность ППП |
человек |
9 |
10 |
1 |
111,1 |
8. производительность труда |
руб. |
1001 |
1346 |
345 |
134,5 |
9. среднемесячная з / плата |
руб. |
13 953 |
14 849 |
896 |
106,4 |
10. основные фонды |
тыс. руб. |
435 |
577 |
142 |
132,6 |
11. фондоотдача |
тыс. руб. |
85,4 |
91,9 |
6,5 |
107,6 |
12. фондооснащенность |
тыс. руб. |
3,1 |
4,1 |
1,0 |
132,3 |
13. фондовооруженность |
тыс. руб. |
48,3 |
57,7 |
9,4 |
119,5 |
Прибыль за 2008 год повысилась на 4450,59 тыс. руб., за счет следующих показателей: товарооборот магазина вырос на 15884,36 тыс. руб., рентабельность капитала повысилась на 6,3%, рентабельность продаж повысилась на 4,9%. Темп роста производительности труда составил 134,5%.
3. Разработка мер по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия розничной торговли (на примере ООО Торгового Дома «Три кита»)
3.1 Анализ и оценка коммерческой деятельности предприятия
В магазине ООО «Три кита» используется метод продажи товаров по образцам, по предварительным заказам.
Магазин не имеет возможности самостоятельно выбирать себе поставщиков. Всю деятельность по выбору поставщиков и дальнейшему сотрудничеству осуществляет отдел закупки ООО «Три кита».
Основной задачей, стоящей перед каждым предприятием, занимающимся торговой деятельностью является выявление и превращение покупательной способности потребителя в реальный спрос на определенный товар и полное удовлетворение этого спроса для обеспечения намеченных фирмой прибыли.
Организация торговой деятельности ООО «Три кита» состоит из следующих этапов:
1. Закупка товара у поставщиков и его доставка на базу и склады;
2. Формирование розничных цен и ассортиментного перечня магазинов;
3. Поставка в розничную сеть;
4. Организация эффективной работы магазинов;
5. Анализ обратной информации.
Суть такой организации заключается в том, чтобы под эгидой одной компании объединяется достаточное количество магазинов и снабжение их товарами осуществляется централизованно, то есть товар закупается более крупными партиями непосредственно у производителей и крупных оптовиков, что позволяет исключить из каналов товародвижения мелких оптовиков, что в свою очередь позволяет покупать продукцию по более низким ценам.
Магазин и складские помещения находятся в одном месте, что обеспечивает эффективность работы персонала предприятия.
Организация процесса реализации товаров в магазине может идти в нескольких направлениях в зависимости от характера осуществляемых продаж: оптовая или розничная торговля. Разумеется, что все это требует различных подходов при решении вопросов, связанных с куплей-продажей товаров.
Коммерческая работа по продаже оптовых партий товаров на предприятии имеет свою специфику, которая вызвана, прежде всего, тем, что в качестве клиентов здесь выступают оптовые покупатели (магазины, палатки, оптовые посредники и т.д.).
Первым направление при организации оптовой продажи товаров выступает складская форма товародвижения, когда продажа товаров осуществляется со склада магазина, что позволяет производить предварительную подсортировку товаров и в нужном ассортименте предлагать их оптовым покупателям, а так же исполнитель услуги обязан оказывать услуги, отвечающие требованиям функциональной пригодности в соответствии с правилами продажи. Требования эргономики услуги торговли предусматривают:
- комфортность и удобство покупателей при оказании услуги, включая удобное размещение товара в торговом зале, входов, выходов, секций, оборудования, мебели и прочее;
- гигиенические требования к уровню освещенности, вентилируемости, запыленности, шума, температуры в торговом зале, к персоналу, к содержанию помещений, рабочих мест, оборудованию и т.п.; доступность информации возможностям восприятия потребителем. Требования эстетики услуги торговли предусматривают гармоничность, стилевое единство, целостность композиции и художественной выразительности: архитектурно - планировочных решений помещений торгового предприятия;
- оформления фасада здания, вывески, витрин, выкладки товаров на торговом оборудовании, рабочего места и внешнего вида обслуживающего персонала, исполнения рекламных материалов, фирменных знаков и указателей, сопроводительной документацией и др.;
- интерьера торгового зала путем оснащения соответствующей мебелью, оборудованием, инвентарем и подбора цветового решения и светового освещения. Требования технологичности услуги торговли предусматривают: наличие рационального набора технологического оборудования, инвентаря определенных типов и моделей, формы и назначения, с учетом используемых методов продажи, ассортимента товаров, оказываемых услуг; создание условий экономичности и простоты санитарного и технического обслуживания;
- наличие помещений (по назначению и площадям), необходимых для организации торгового процесса и рационального движения покупательских и товарных потоков, обеспечения рационального размещения, максимальной видимости вложенных товаров;
- наличие технических средств для обработки информации, в том числе по товародвижению;
- наличие документов и средств, позволяющих проводить потребителем контроль процессов обслуживания;
- оптимальный уровень затрат труда, времени и других ресурсов на проведение отдельных операций торгово-технологического процесса, создание условий для механизации трудоемких процессов обслуживания покупателей.
- требования безопасности услуг розничной торговли;
- требования охраны окружающей среды.
Для улучшения показателей предприятию следует рекомендовать: дальше повышать эффективность использования производственных фондов; минимизировать издержки обращения, увеличив при этом расходы на рекламу; оптимизировать товарные ресурсы; разработать ассортиментную и сервисную политику в соответствии с требованиями обслуживаемого контингента. Необходимо проведение маркетинговых исследований, рекламных акций, внедрение карт постоянных клиентов, улучшение качества дополнительных услуг оказываемых покупателям, улучшение торгово-технологического процесса магазина.
При анализе и оценке коммерческой деятельности предприятия ООО ТД «Три кита» были выявлены следующие плюсы:
1 структура управления отделов фирмы соответствует методологическим требованиям, между всеми отделами ООО ТД «Три кита», существует функциональная связь, что позволяет ускорить обработку данных и прием заказов;
2 регулярно осуществляется проверка финансирования рекламной компании и использования выделенных средств;
3 предприятие проводит сервисную политику (гарантийный ремонт, ремонт и др.), что способствует коммерческому успеху предприятия, повышает его престиж.
На основе проведенного анализа предложены следующие направления улучшения финансового состояния ООО ТД «Три кита»:
1 провести исследования в области маркетинга – систематизировать данные о том, что предпочитают покупать потребители;
2 особое внимание уделять качеству и внешнему виду продукции;
3 производить качественную подготовку персонала;
4 придерживаться стратегии неокруглённых цен;
5 в каждой ассортиментной группе фирме необходимо определить базовый товар, который удовлетворяет основные запросы потребителей;
6 активизировать рекламу и иные методы продвижения товара и стимулирования сбыта;
7 в результате проведенной рекламной акции, предприятие получило прибыль в размере 9500 рублей;
8 для выявления наиболее надежного и наилучшего поставщика товаров, проведен анализ поставщиков по методу рейтинговых оценок.
Все предложенные мероприятия рекомендуется применять в целях улучшения эффективной деятельности ООО ТД «Три кита» и стабилизации показателей финансовой деятельности.
Заключение
В условиях рыночных отношений, торговое предприятие обуславливает коренное изменение роли, содержания коммерческой деятельности предприятий. В условиях рынка приоритетное значение приобретают такие элементы коммерческой деятельности, как изучение и прогнозирование рыночных ситуаций, и элементы ресурсного обеспечения торговых предприятий. Коммерческая работа по формированию товарных ресурсов должна основываться на исследованиях потребностей покупателей, организовываться по принципу гибкого управления, включать вопросы ценообразования, основываться на теории маркетинга. Формирование товарных ресурсов предприятий осуществляется посредством выполнения ими ряда коммерческих операций: обоснование необходимости объема закупок, установление хозяйственных связей, осуществление договорных отношений. Посредством закупок хозяйствующий субъект воздействует на поставщика. При закупке юридически оформляются взаимоотношения между поставщиком и покупателем. Достижение главной экономической цели деятельности предприятия – максимизация прибыли – обеспечивается за счет продаж, которые возможны только при наличии соответствующего объема товарных ресурсов. Таким образом, коммерческая деятельность по формированию товарных ресурсов является основным условием и инструментом достижения главной экономической цели предприятия.
Расчет обеспеченности предприятия товарными ресурсами позволяет учесть реальные возможности предприятия по достижению требуемого объема деятельности в соответствии с наличием ресурсного потенциала предприятия. Коммерческая работа осуществляется на основе принятия управленческих решений. Для принятия обоснованных решений, необходимы накопление и обработка коммерческой информации. В условиях рыночной экономики информация об эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия может представлять интерес для различных категорий пользователей, наиболее важными из которых являются кредиторы, поставщики, покупатели. При этом каждая из этих категорий преследует свои цели и имеет свои критерии оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия.
В данной курсовой работе рассмотрена комплексная модель оценки коммерческой деятельности, которая позволяет определить направления совершенствования деятельности предприятия. Выдвинутые в дипломной работе предложения и рекомендации, при использовании их на практике, будут способствовать более эффективному осуществлению коммерческой деятельности.
Библиографический список
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст, - М.: Маркетинг, 2001. – 39 с.
2. Российская Федерация. Гражданский кодекс . Гражданский кодекс Российской Федерации: офиц. текст - М.
3. Аникин Б.А., Тряпухин А.П. Коммерческая логистика: – М.: изд-во Проспект», 2005 г.
4. Баканов М.И. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование./ Баканов М.И. – М.: Финансы и статистика, 2005 г.
5. Бланк И.А. Управление торговым предприятием: учебное пособие. – М.: Торговля и склад, 2005 г.
6. Богатко А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта – М.: Финансы и статистика, 2005 г.
7. Брагина С.С., Данько К.А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация. – СПб: Питер, 2001.
8. Брагина Л.А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: учебник/ Под общ. Ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. – М.: ИНФРА-М, 2006 г.
9. Булатецкий Ю.Е. Торговое право: учебное пособие. - М.: МЦФЭР, 2004 г.
10. Веллхофф Алан. Мерчандайзинг: эффективные инструменты управление товарными категориями. Пер. с франц. Н.Д. Бирюковой. – М.: Издательский Дом Гребенщикова, 2004 г. – 280 с.