Файл: Юридическая сущность предпринимательского права (Субъекты предпринимательского права, порядок создания, реорганизации и ликвидации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Смена политического режима, который произошел в конце XX веке вызвал реформы по всех сферах общественной жизни, в том числе и в экономике. Предпринимательство было официально признано совместно с признанием частной собственности на юридическом уровне, что вызвало процессы активной предпринимательской деятельности.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что предпринимательство в настоящее время является основным компонентом экономической системы цивилизованного общества. Изучение основ и юридической сущности предпринимательского права является значимой необходимостью для осуществления профессиональной деятельности в сфере правового обеспечения бизнеса или в государственных структурах, осуществляющих контроль и надзор за субъектами предпринимательства; для самого предпринимателя, который имеет свое дело; для специалиста в сфере бухгалтерского учета и аудита; для руководителя коммерческой организации; для любого гражданина России, который хочет достичь материального благополучия в условиях рыночной экономики, рассчитывая при этом на свои силы и способности.

Объект исследования – предпринимательское право как отрасль российского права.

Предмет исследования – характеристика юридической сущности предпринимательского права.

Цель курсовой работы – исследовать юридическую сущность предпринимательского права.

Исходя из поставленной цели, задачами курсовой работы будут выступать:

  1. рассмотреть понятие, предмет, принципы и метод предпринимательского права;
  2. изучить систему источников предпринимательского права;
  3. охарактеризовать понятие и виды субъектов предпринимательского права;
  4. раскрыть общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательства;
  5. описать особенности правового положения индивидуальных предпринимателей;
  6. охарактеризовать особенности правового положения коммерческих организаций как субъектов предпринимательской деятельности.

Степень изученности темы. Вопросам и проблемам юридической сущности предпринимательского права в разное время уделяли внимание в своих трудах такие ученые как Бусыгин А.А., Макаров Н.Д., Нилов К.Н., Вайпан В.А., Горфинкель В.Я., Невская М.А., Рубе В.А., Скворцова Т.А. и др.

В процессе написания курсовой работы были использованы методы исследования: анализ научных источников, сопоставление различных данных, обобщение и логико-эвристический метод, методы сравнения и анализа и др.


Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.

1. Сущность предпринимательского права, его роль и место в системе российского права

1.1. Понятие, предмет, принципы и метод предпринимательского права

Под предпринимательским правом как отраслью российского права следует понимать совокупность юридических норм, которые регулируют предпринимательские отношения и иные отношения, которые тесно связаны с ними, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию рыночной экономики, которые возникают по вопросам обеспечения государственных и общественных интересов.[1]

В качестве предмета предпринимательского права можно выделить общественные отношения, которые регулируются при помощи норм предпринимательского права, подразделяющиеся на:

  1. горизонтальные отношения, это отношения по типу «предприниматель ‒ предприниматель»;
  2. вертикальные отношения, это отношения по типу «предприниматель ‒ орган управления».
  3. хозяйственно ‒ правовых отношений, которые используют императивные, и диспозитивные методы правового регулирования.[2]

Основными принципами предпринимательского права являются:

  1. принцип свободы предпринимательской деятельности, под которым следует понимать то, что согласно ст. 8 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, которая не запрещена законом, но данная свобода является не безграничной, она может быть ограничена федеральными законами для соблюдения общественных интересов в той мере, в какой это требуется для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Свобода предпринимательской деятельности может быть ограничена широкой практикой введения лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности;
  2. принцип юридического равенства различных форм собственности, под которым следует понимать то, что в Российской Федерации признаны и защищены одинаково частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности. Законодательством не могут быть установлены какие-то привилегии или ограничения для тех или иных форм собственности для субъектов, которые осуществляют предпринимательскую деятельность с использованием имущества, которое находится в государственной, муниципальной или частной собственности;
  3. принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности, под которым следует понимать то, что соблюдение данного принципа является необходимым условием развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности;
  4. принцип получения прибыли как цели предпринимательской деятельности, который заключается в основном стимуле, главным побудительном мотиве осуществления предпринимательской деятельности;
  5. принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности, который заключается в соблюдении баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом;
  6. принцип законности в предпринимательской деятельности, как основа построения правового государства;
  7. принцип единого экономического пространства. На территории РФ не допущено установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-то других препятствий для того, чтобы свободно перемещать товары, услуги и финансовые средства.[3]

Методом является способ воздействия на общественные отношения. В предпринимательском праве имеют закрепление два возможных способа оказания воздействия:

    • гражданско-правовой способ, основанный на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования;
    • административно-правовой способ, исходящий из неравного положения сторон, из отношений власти и подчинения.[4]

В предпринимательском праве используются следующие методы:

      1. метод автономных решений – метод согласования. При данном методе субъект предпринимательского права самостоятельным способом решает различные вопросы, а при вступлении в правовые отношения он делает это по согласованию с другими его участниками.
      2. метод обязательных предписаний. При методе обязательных предписаний одна сторона правового отношения дает другой предписание, обязательное для выполнения.
      3. метод рекомендаций. При применении этого метода одной стороной правового отношения даётся рекомендация о порядке осуществления предпринимательской деятельности.
      4. метод запретов. Данный метод используется, в том случае, когда установлены запреты на недопущение определенных действий хозяйствующими субъектами.[5]

Таким образом, под предпринимательским правом как отраслью российского права следует понимать совокупность юридических норм, которые регулируют предпринимательские отношения и иные отношения, которые тесно связаны с ними, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию рыночной экономики, которые возникают по вопросам обеспечения государственных и общественных интересов.

В качестве предмета предпринимательского права можно выделить общественные отношения, которые регулируются при помощи норм предпринимательского права, подразделяющиеся на горизонтальные, вертикальные и хозяйственно-правовые отношения.

Основными принципами предпринимательского права являются: принцип свободы предпринимательской деятельности, юридического равенства различных форм собственности, свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности, получения прибыли как цели предпринимательской деятельности, государственного регулирования предпринимательской деятельности, законности в предпринимательской деятельности, принцип единого экономического пространства.

В предпринимательском праве используются следующие методы: метод автономных решений, метод обязательных предписаний, метод рекомендаций, метод запретов.


1.2. Система источников предпринимательского права

Под источниками предпринимательского права понимаются нормативно-правовые акты разных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы, которые регулируют осуществление предпринимательской деятельности. К таким нормативно-правовым актам можно отнести:

  1. Конституцию Российской Федерации (принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года), как основной источник предпринимательского права, имеющий высшую юридическую сипу, прямое действие и применяемый на всей территории Российской Федерации;
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 03.08.2018), регулирующий предпринимательские и товарные отношения, которые направлены на удовлетворение потребительских нужд граждан.

В Гражданском кодексе РФ раскрываются понятия и сущность предпринимательской деятельности, нормы, которые регулируют осуществление предпринимательства, организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности, правовой режим имущества предпринимателей, правила о заключении договоров в обязательном порядке, определяет внутрихозяйственные, внутрифирменные отношения.[6]

3) нормативно-правовые акты, которые принимаются представительным органом государственной власти РФ или ее субъектами.

В предпринимательством праве выделяют виды законов:

  1. федеральный конституционный – нормативно-правовой акт, который принимаемый Федеральным Собранием с соблюдением установленной Конституцией РФ процедуры, которая вносит изменения и дополнения в Конституцию РФ, а также закон, принятие которого специально предусмотрено Конституцией РФ;
  2. федеральный – нормативно-правовой акт, который принимается Федеральным Собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить конституционным федеральным законам;
  3. законы субъектов Российской Федерации нормативно-правовые акты, которые принимаются высшим представительным органом субъекта Федерации.

Федеральные законы могут подразделяться на:

    • регулирующие общее состояние определенного вида рынка. К примеру, Федеральный закон Российской Федерации «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 №39-ФЗ (ред. от 17.06.2019 г.);
    • устанавливающие правовое положение субъектов, которые действуют на рынке. К примеру, Федеральный закон Российской Федерации «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 №208-ФЗ (ред. от 15.04.2019);
    • акты федеральных органов государственного управления (подзаконные акты) – указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;
    • акты федеральных органов исполнительной власти – нормативно-правовые акты, которые принимаются министерствами и ведомствами;
    • акты исполнительных органов субъектов РФ применяются при условии, что их нормы не противоречат актам более высокого уровня,
    • обычаи делового оборота – сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области правила поведения, которые не предусмотрены законодательством;
    • общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, которые регулируются гражданским законодательством, помимо случаев, когда для их применения требуется издание российского акта. В Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации отдан приоритет международным договорам.[7]

Следует рассмотреть конституционные основы предпринимательской деятельности, под которыми понимаются основополагающие конституционные нормы, которые:

  • осуществляют формирование необходимых предпосылок для осуществления предпринимательской деятельности;
  • предопределяют содержание, условия и порядок осуществления предпринимательской деятельности;
  • обеспечивают право на осуществление предпринимательской деятельности соответствующими гарантиями.[8]

Таким образом, под источниками предпринимательского права понимаются нормативно-правовые акты разных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы, которые регулируют осуществление предпринимательской деятельности. К таким нормативно-правовым актам можно отнести: Конституцию Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), нормативно-правовые акты, которые принимаются представительным органом государственной власти РФ или ее субъектами.

2. Субъекты предпринимательского права, порядок создания, реорганизации и ликвидации

2.1. Понятие и виды субъектов предпринимательского права

Под субъектом предпринимательского права следует понимать лицо, которое может быть участником предпринимательских правоотношений которое в силу присущих ему признаков.

Признаками субъектов предпринимательского права выступают:

  1. легитимация в установленном законом порядке. Индивидуальные предприниматели и организации легитимируются в качестве хозяйствующих субъектов при помощи государственной регистрации. Российская Федерация и субъекты РФ не нуждаются в государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательского права, по той причине что согласно Конституции РФ и Основных законов субъектов РФ они обладают соответствующей компетенцией для осуществления хозяйственной деятельности. Легитимация муниципальных образований может быть осуществлена при помощи разработки устава, принимаемого представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно и подлежащего государственной регистрации в порядке, который установлен законом субъекта РФ.[9]
  2. наличие хозяйственной компетенции, т.е. совокупности хозяйственных прав и обязанностей, наделенных которыми хозяйствующего субъекта согласно закону, учредительным документам, а в отдельных случаях – на основании лицензии.