Файл: Юридическая сущность предпринимательского права (Субъекты предпринимательского права, порядок создания, реорганизации и ликвидации).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность предпринимательского права, его роль и место в системе российского права
1.1. Понятие, предмет, принципы и метод предпринимательского права
1.2. Система источников предпринимательского права
2. Субъекты предпринимательского права, порядок создания, реорганизации и ликвидации
2.1. Понятие и виды субъектов предпринимательского права
2.2. Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательства
3. Правовое положение субъектов предпринимательского права
3.1. Особенности правового положения индивидуальных предпринимателей
Введение
Смена политического режима, который произошел в конце XX веке вызвал реформы по всех сферах общественной жизни, в том числе и в экономике. Предпринимательство было официально признано совместно с признанием частной собственности на юридическом уровне, что вызвало процессы активной предпринимательской деятельности.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что предпринимательство в настоящее время является основным компонентом экономической системы цивилизованного общества. Изучение основ и юридической сущности предпринимательского права является значимой необходимостью для осуществления профессиональной деятельности в сфере правового обеспечения бизнеса или в государственных структурах, осуществляющих контроль и надзор за субъектами предпринимательства; для самого предпринимателя, который имеет свое дело; для специалиста в сфере бухгалтерского учета и аудита; для руководителя коммерческой организации; для любого гражданина России, который хочет достичь материального благополучия в условиях рыночной экономики, рассчитывая при этом на свои силы и способности.
Объект исследования – предпринимательское право как отрасль российского права.
Предмет исследования – характеристика юридической сущности предпринимательского права.
Цель курсовой работы – исследовать юридическую сущность предпринимательского права.
Исходя из поставленной цели, задачами курсовой работы будут выступать:
- рассмотреть понятие, предмет, принципы и метод предпринимательского права;
- изучить систему источников предпринимательского права;
- охарактеризовать понятие и виды субъектов предпринимательского права;
- раскрыть общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательства;
- описать особенности правового положения индивидуальных предпринимателей;
- охарактеризовать особенности правового положения коммерческих организаций как субъектов предпринимательской деятельности.
Степень изученности темы. Вопросам и проблемам юридической сущности предпринимательского права в разное время уделяли внимание в своих трудах такие ученые как Бусыгин А.А., Макаров Н.Д., Нилов К.Н., Вайпан В.А., Горфинкель В.Я., Невская М.А., Рубе В.А., Скворцова Т.А. и др.
В процессе написания курсовой работы были использованы методы исследования: анализ научных источников, сопоставление различных данных, обобщение и логико-эвристический метод, методы сравнения и анализа и др.
Структура курсовой работы состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
1. Сущность предпринимательского права, его роль и место в системе российского права
1.1. Понятие, предмет, принципы и метод предпринимательского права
Под предпринимательским правом как отраслью российского права следует понимать совокупность юридических норм, которые регулируют предпринимательские отношения и иные отношения, которые тесно связаны с ними, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию рыночной экономики, которые возникают по вопросам обеспечения государственных и общественных интересов.[1]
В качестве предмета предпринимательского права можно выделить общественные отношения, которые регулируются при помощи норм предпринимательского права, подразделяющиеся на:
- горизонтальные отношения, это отношения по типу «предприниматель ‒ предприниматель»;
- вертикальные отношения, это отношения по типу «предприниматель ‒ орган управления».
- хозяйственно ‒ правовых отношений, которые используют императивные, и диспозитивные методы правового регулирования.[2]
Основными принципами предпринимательского права являются:
- принцип свободы предпринимательской деятельности, под которым следует понимать то, что согласно ст. 8 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной экономической деятельности, которая не запрещена законом, но данная свобода является не безграничной, она может быть ограничена федеральными законами для соблюдения общественных интересов в той мере, в какой это требуется для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Свобода предпринимательской деятельности может быть ограничена широкой практикой введения лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности;
- принцип юридического равенства различных форм собственности, под которым следует понимать то, что в Российской Федерации признаны и защищены одинаково частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности. Законодательством не могут быть установлены какие-то привилегии или ограничения для тех или иных форм собственности для субъектов, которые осуществляют предпринимательскую деятельность с использованием имущества, которое находится в государственной, муниципальной или частной собственности;
- принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности, под которым следует понимать то, что соблюдение данного принципа является необходимым условием развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности;
- принцип получения прибыли как цели предпринимательской деятельности, который заключается в основном стимуле, главным побудительном мотиве осуществления предпринимательской деятельности;
- принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности, который заключается в соблюдении баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом;
- принцип законности в предпринимательской деятельности, как основа построения правового государства;
- принцип единого экономического пространства. На территории РФ не допущено установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-то других препятствий для того, чтобы свободно перемещать товары, услуги и финансовые средства.[3]
Методом является способ воздействия на общественные отношения. В предпринимательском праве имеют закрепление два возможных способа оказания воздействия:
-
- гражданско-правовой способ, основанный на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования;
- административно-правовой способ, исходящий из неравного положения сторон, из отношений власти и подчинения.[4]
В предпринимательском праве используются следующие методы:
-
-
- метод автономных решений – метод согласования. При данном методе субъект предпринимательского права самостоятельным способом решает различные вопросы, а при вступлении в правовые отношения он делает это по согласованию с другими его участниками.
- метод обязательных предписаний. При методе обязательных предписаний одна сторона правового отношения дает другой предписание, обязательное для выполнения.
- метод рекомендаций. При применении этого метода одной стороной правового отношения даётся рекомендация о порядке осуществления предпринимательской деятельности.
- метод запретов. Данный метод используется, в том случае, когда установлены запреты на недопущение определенных действий хозяйствующими субъектами.[5]
-
Таким образом, под предпринимательским правом как отраслью российского права следует понимать совокупность юридических норм, которые регулируют предпринимательские отношения и иные отношения, которые тесно связаны с ними, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию рыночной экономики, которые возникают по вопросам обеспечения государственных и общественных интересов.
В качестве предмета предпринимательского права можно выделить общественные отношения, которые регулируются при помощи норм предпринимательского права, подразделяющиеся на горизонтальные, вертикальные и хозяйственно-правовые отношения.
Основными принципами предпринимательского права являются: принцип свободы предпринимательской деятельности, юридического равенства различных форм собственности, свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности, получения прибыли как цели предпринимательской деятельности, государственного регулирования предпринимательской деятельности, законности в предпринимательской деятельности, принцип единого экономического пространства.
В предпринимательском праве используются следующие методы: метод автономных решений, метод обязательных предписаний, метод рекомендаций, метод запретов.
1.2. Система источников предпринимательского права
Под источниками предпринимательского права понимаются нормативно-правовые акты разных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы, которые регулируют осуществление предпринимательской деятельности. К таким нормативно-правовым актам можно отнести:
- Конституцию Российской Федерации (принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года), как основной источник предпринимательского права, имеющий высшую юридическую сипу, прямое действие и применяемый на всей территории Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 03.08.2018), регулирующий предпринимательские и товарные отношения, которые направлены на удовлетворение потребительских нужд граждан.
В Гражданском кодексе РФ раскрываются понятия и сущность предпринимательской деятельности, нормы, которые регулируют осуществление предпринимательства, организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности, правовой режим имущества предпринимателей, правила о заключении договоров в обязательном порядке, определяет внутрихозяйственные, внутрифирменные отношения.[6]
3) нормативно-правовые акты, которые принимаются представительным органом государственной власти РФ или ее субъектами.
В предпринимательством праве выделяют виды законов:
- федеральный конституционный – нормативно-правовой акт, который принимаемый Федеральным Собранием с соблюдением установленной Конституцией РФ процедуры, которая вносит изменения и дополнения в Конституцию РФ, а также закон, принятие которого специально предусмотрено Конституцией РФ;
- федеральный – нормативно-правовой акт, который принимается Федеральным Собранием по всем остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить конституционным федеральным законам;
- законы субъектов Российской Федерации нормативно-правовые акты, которые принимаются высшим представительным органом субъекта Федерации.
Федеральные законы могут подразделяться на:
-
- регулирующие общее состояние определенного вида рынка. К примеру, Федеральный закон Российской Федерации «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 №39-ФЗ (ред. от 17.06.2019 г.);
- устанавливающие правовое положение субъектов, которые действуют на рынке. К примеру, Федеральный закон Российской Федерации «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 №208-ФЗ (ред. от 15.04.2019);
- акты федеральных органов государственного управления (подзаконные акты) – указы Президента РФ и постановления Правительства РФ;
- акты федеральных органов исполнительной власти – нормативно-правовые акты, которые принимаются министерствами и ведомствами;
- акты исполнительных органов субъектов РФ применяются при условии, что их нормы не противоречат актам более высокого уровня,
- обычаи делового оборота – сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области правила поведения, которые не предусмотрены законодательством;
- общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, которые регулируются гражданским законодательством, помимо случаев, когда для их применения требуется издание российского акта. В Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации отдан приоритет международным договорам.[7]
Следует рассмотреть конституционные основы предпринимательской деятельности, под которыми понимаются основополагающие конституционные нормы, которые:
- осуществляют формирование необходимых предпосылок для осуществления предпринимательской деятельности;
- предопределяют содержание, условия и порядок осуществления предпринимательской деятельности;
- обеспечивают право на осуществление предпринимательской деятельности соответствующими гарантиями.[8]
Таким образом, под источниками предпринимательского права понимаются нормативно-правовые акты разных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы, которые регулируют осуществление предпринимательской деятельности. К таким нормативно-правовым актам можно отнести: Конституцию Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая), нормативно-правовые акты, которые принимаются представительным органом государственной власти РФ или ее субъектами.
2. Субъекты предпринимательского права, порядок создания, реорганизации и ликвидации
2.1. Понятие и виды субъектов предпринимательского права
Под субъектом предпринимательского права следует понимать лицо, которое может быть участником предпринимательских правоотношений которое в силу присущих ему признаков.
Признаками субъектов предпринимательского права выступают:
- легитимация в установленном законом порядке. Индивидуальные предприниматели и организации легитимируются в качестве хозяйствующих субъектов при помощи государственной регистрации. Российская Федерация и субъекты РФ не нуждаются в государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательского права, по той причине что согласно Конституции РФ и Основных законов субъектов РФ они обладают соответствующей компетенцией для осуществления хозяйственной деятельности. Легитимация муниципальных образований может быть осуществлена при помощи разработки устава, принимаемого представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно и подлежащего государственной регистрации в порядке, который установлен законом субъекта РФ.[9]
- наличие хозяйственной компетенции, т.е. совокупности хозяйственных прав и обязанностей, наделенных которыми хозяйствующего субъекта согласно закону, учредительным документам, а в отдельных случаях – на основании лицензии.