Файл: Понятия тестирования и отладки программного обеспечения.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ И ОТЛАДКИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Понятия тестирования и отладки программного обеспечения
1.2 Цели и задачи тестирования программного обеспечения
1.3 Этапы тестирования программного обеспечения
1.4 Комплексное тестирование программного обеспечения
1.5 Восходящее и нисходящее тестирование
2. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ТЕСТИРОВАНИЮ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.3 Методы тестирования на основе стратегии «белого ящика»
2.3.3 Тестирование обработки ошибок
2.3.5 Комплексное тестирование
2.5 Методы тестирования на основе стратегии «черного ящика»
2.5.2 Анализ граничных значений
2.5.3 Диаграммы причинно-следственных связей
2.5.5 Функциональное тестирование
2.5.6 Регрессионное тестирование.
2.5.7 Тестирование безопасности
2.5.9 Тестирование производительности
2.5.10 Тестирование удобства использования
3. ОТЛАДКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
3.1 Методы отладки программного обеспечения
3. ОТЛАДКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
3.1 Методы отладки программного обеспечения
Отладка программы в любом случае предполагает обдумывание и логическое осмысление всей имеющейся информации об ошибке. Большинство ошибок можно обнаружить по косвенным признакам посредством тщательного анализа текстов программ и результатов тестирования без получения дополнительной информации. При этом используют различные методы[2]:
- ручного тестирования;
- индукции;
- дедукции;
- обратного прослеживания.
Метод ручного тестирования. Это - самый простой и естественный способ данной группы. При обнаружении ошибки необходимо выполнить тестируемую программу вручную, используя тестовый набор, при работе с которым была обнаружена ошибка.
Метод очень эффективен, но не применим для больших программ, программ со сложными вычислениями и в тех случаях, когда ошибка связана с неверным представлением программиста о выполнении некоторых операций.
Данный метод часто используют как составную часть других методов отладки.
Метод индукции. Метод основан на тщательном анализе симптомов ошибки, которые могут проявляться как неверные результаты вычислений или как сообщение об ошибке. Если компьютер просто «зависает», то фрагмент проявления ошибки вычисляют, исходя из последних полученных результатов и действий пользователя. Полученную таким образом информацию организуют и тщательно изучают, просматривая соответствующий фрагмент программы. В результате этих действий выдвигают гипотезы об ошибках, каждую из которых проверяют. Если гипотеза верна, то детализируют информацию об ошибке, иначе - выдвигают другую гипотезу. Последовательность выполнения отладки методом индукции показана на рис. 1 в виде схемы алгоритма.
Рисунок 1 - Схема процесса отладки методом индукции
Самый ответственный этап - выявление симптомов ошибки. Организуя данные об ошибке, целесообразно записать все, что известно о ее проявлениях, причем фиксируют, как ситуации, в которых фрагмент с ошибкой выполняется нормально, так и ситуации, в которых ошибка проявляется. Если в результате изучения данных никаких гипотез не появляется, то необходима дополнительная информация об ошибке. Дополнительную информацию можно получить, например, в результате выполнения схожих тестов.
В процессе доказательства пытаются выяснить, все ли проявления ошибки объясняет данная гипотеза, если не все, то либо гипотеза не верна, либо ошибок несколько.
Метод дедукции. По методу дедукции вначале формируют множество причин, которые могли бы вызвать данное проявление ошибки. Затем анализируя причины, исключают те, которые противоречат имеющимся данным. Если все причины исключены, то следует выполнить дополнительное тестирование исследуемого фрагмента. В противном случае наиболее вероятную гипотезу пытаются доказать. Если гипотеза объясняет полученные признаки ошибки, то ошибка найдена, иначе - проверяют следующую причину (рис. 2).
Рисунок 2 - Схема процесса отладки методом дедукции
Метод обратного прослеживания. Для небольших программ эффективно применение метода обратного прослеживания. Начинают с точки вывода неправильного результата. Для этой точки строится гипотеза о значениях основных переменных, которые могли бы привести к получению имеющегося результата. Далее, исходя из этой гипотезы, делают предложения о значениях переменных в предыдущей точке. Процесс продолжают, пока не обнаружат причину ошибки.
3.2 Общая методика отладки программного обеспечения
Суммируя все сказанное выше, можно предложить следующую методику отладки программного обеспечения, написанного на универсальных языках программирования[9]:
1 этап - изучение проявления ошибки - если выдано какое-либо сообщение или выданы неправильные или неполные результаты, то необходимо их изучить и попытаться понять, какая ошибка могла так проявиться. При этом используют индуктивные и дедуктивные методы отладки. В результате выдвигают версии о характере ошибки, которые необходимо проверить. Для этого можно применить методы и средства получения дополнительной информации об ошибке.
Если ошибка не найдена или система просто «зависла», переходят ко второму этапу.
2 этап - локализация ошибки - определение конкретного фрагмента, при выполнении которого произошло отклонение от предполагаемого вычислительного процесса. Локализация может выполняться:
- путем отсечения частей программы, причем, если при отсечении некоторой части программы ошибка пропадает, то это может означать как то, что ошибка связана с этой частью, так и то, что внесенное изменение изменило проявление ошибки;
- с использованием отладочных средств, позволяющих выполнить интересующих нас фрагмент программы в пошаговом режиме и получить дополнительную информацию о месте проявления и характере ошибки, например, уточнить содержимое указанных переменных.
При этом если были получены неправильные результаты, то в пошаговом режиме проверяют ключевые точки процесса формирования данного результата.
Как подчеркивалось выше, ошибка не обязательно допущена в том месте, где она проявилась. Если в конкретном случае это так, то переходят к следующему этапу.
3этап - определение причины ошибки - изучение результатов второго этапа и формирование версий возможных причин ошибки. Эти версии необходимо проверить, возможно, используя отладочные средства для просмотра последовательности операторов или значений переменных.
4этап - исправление ошибки - внесение соответствующих изменений во все операторы, совместное выполнение которых привело к ошибке.
5 этап - повторное тестирование - повторение всех тестов с начала, так как при исправлении обнаруженных ошибок часто вносят в программу новые.
Следует иметь в виду, что процесс отладки можно существенно упростить, если следовать основным рекомендациям структурного подхода к программированию[7]:
- программу наращивать «сверху-вниз», от интерфейса к обрабатывающим подпрограммам, тестируя ее по ходу добавления подпрограмм;
- выводить пользователю вводимые им данные для контроля и проверять их на допустимость сразу после ввода;
- предусматривать вывод основных данных во всех узловых точках алгоритма (ветвлениях, вызовах подпрограмм).
Кроме того, следует более тщательно проверять фрагменты программного обеспечения, где уже были обнаружены ошибки, так как вероятность ошибок в этих местах по статистике выше. Это вызвано следующими причинами. Во-первых, ошибки чаще допускают в сложных местах или в тех случаях, если спецификации на реализуемые операции недостаточно проработаны. Во-вторых, ошибки могут быть результатом того, что программист устал, отвлекся или плохо себя чувствует. В-третьих, как уже упоминалось выше, ошибки часто появляются в результате исправления уже найденных ошибок.
Можно отметить, что проще всего обычно искать ошибки определения данных и ошибки накопления погрешностей: их причины локализованы в месте проявления. Логические ошибки искать существенно сложнее. Причем обнаружение ошибок проектирования требует возврата на предыдущие этапы и внесения соответствующих изменений в проект.
Ошибки кодирования бывают как простые, например, использование неинициализированной переменной, так и очень сложные, например, ошибки, связанные с затиранием памяти. Затиранием памяти называют ошибки, приводящие к тому, что в результате записи некоторой информации не на свое место в оперативной памяти, затираются фрагменты данных или даже команд программы. Ошибки подобного рода обычно вызывают появление сообщения об ошибке. Поэтому определить фрагмент, при выполнении которого ошибка проявляется, несложно. А вот определение фрагмента программы, который затирает память – сложная задача, причем, чем длиннее программа, тем сложнее искать ошибки такого рода. Именно в этом случае часто прибегают к удалению из программы частей, хотя это и не обеспечивает однозначного ответа на вопрос, в какой из частей программы находится ошибка. Эффективнее попытаться определить операторы, которые записывают данные в память не по имени, а по адресу, и последовательно их проверить. Особое внимание при этом следует обращать на корректное распределение памяти под данные.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной работе программиста тестирование занимает важную часть процесса производства программного обеспечения. Качественно организованное тестирование своевременно выявляет и исправляет ошибки, что позволяет уменьшить риски и затраты на разработку приложений. Автоматизация тестирования повышает качество и скорость проверки, что приводит к еще большему повышению качества и уменьшению издержек.
В данной курсовой работе были рассмотрены принципы тестирования и отладки программного обеспечения, цели и задачи тестирования, основные этапы тестирования.
Были изучены стратегии тестирования, такие как стратегии белого и черного ящиков, и методы тестирования, основанные на данных стратегиях. К стратегии белого ящика относят следующие методы: ввод неверных значений, модульное тестирование, тестирование обработки ошибок, утечка памяти, комплексное тестирование, тестирование цепочек, исследование покрытия, покрытие решений, покрытие условий. К стратегии черного ящик относятся методы эквивалентного разбиения, анализа граничных значений, диаграммы причинно-следственных связей, системного тестирования, функционального тестирования, регрессионного тестирования, тестирования безопасности, тестирования перегрузок, тестирования производительности, тестирования удобства использования.
Также в работе были изучены методы отладки программного обеспечения и рассмотрена общая методика отладки приложений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бейзер Б. Тестирование черного ящика. Технологии функционального тестирования программного обеспечения и систем [текст] / Б. Бейзер; - Питер, 2004, 320 с. ISBN 5-94723-698-2.
- Брауде Э.Д. Технология разработки программного обеспечения [текст] / Э.Д. Брауде; - Питер, 2004, 656 с. ISBN 5-94723-663-X.
- Винниченко И.В. Автоматизация процессов тестирования [текст] / И. В. Винниченко; - Питер, 2005, 208 с. ISBN 5-469-00798-7.
- Канер С. Тестирование программного обеспечения. Фундаментальные концепции менеджмента бизнес-приложений [текст] / С. Канер; - ДиаСофт, 2001, 544 с, ISBN 966-7393-87-9.
- Калбертсон Р. Быстрое тестирование [текст] / Р. Калбертсон, К. Браун, Г. Кобб; - Вильямс, 2002, 384 с. ISBN 5-8459-0336-X.
- Коликова Т.В. Основы тестирования программного обеспечения. Учебное пособие [текст] / Т.В. Коликова, В.П. Котляров; - Интуит, 2006, - 285 с. ISBN 5-85582-186-2.
- Касперски К. Техника отладки программ без исходных текстов [текст] / К. Касперски; - БХВ-Петербург, 2005, 832 с. ISBN 5-94157-229-8.
- Макгрегор Д. Тестирование объектно-ориентированного программного обеспечения. Практическое пособие [текст] / Д. Макгрегор, Д. Сайкс; - ТИД «ДС», 2004, 432 с. ISBN 966-7992-12-8.
- Плаксин М. Тестирование и отладка программ - для профессионалов будущих и настоящих [текст] / М. Пласкин; - Бином. Лаборатория знаний, 2007, - 168 с. ISBN 978-5-94774-458-3.
- Роберт М. Быстрая разработка программ: принципы, примеры, практика [текст] / М. Роберт, Д. Ньюкирк; - Вильямс, 2004, 752 с. ISBN 5-8459-0558-3.
- Фолк Д. Тестирование программного обеспечения [текст] / Д. Фолк, Е. К. Нгуен, С. Канер; - Диасофт, 2003 , 400 с. ISBN 966-7393-87-9.
- Элфрид Д. Автоматизированное тестирование программного обеспечения. Внедрение, управление и эксплуатация [текст] / Элфрид Д., Джефф Р., Джон П.;- Лори, 2003, ISBN 5-85582-186-2.