Файл: Общие особенности кадровой стратегии организаций бюджетной сферы (Сущность объектно-ориентированного программирования).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
Диаграммы последовательности очень просты и наглядны (в этом заключается самое большое их достоинство) и существенно помогают разобраться в процессе поведения системы.
Диаграмма (см. рис. 3) содержит возврат, означающий не новое сообщение, а возврат из сообщения. На диаграмме возврат отличается от обычных сообщений тем, что его стрелка не сплошная, а имеет вид пары линий.
Диаграммы последовательности можно также использовать для представления параллельных процессов.
На рис. 4 изображен ряд объектов, участвующих в проверке банковской транзакции. В момент создания Транзакции она порождает Координатор Транзакции в целях координации проверок, выполненных Транзакцией. Этот координатор создает несколько объектов Транзакционного Контролера (в данном случае два объекта), каждый из которых отвечает за определенную проверку. Такой процесс облегчает создание различных дополнительных процессов проверки, поскольку каждая проверка вызывается асинхронно и выполняется параллельно с другими.
рис.4 Параллельные процессы и активизации
Когда Проверка Транзакции завершается, она посылает соответствующее сообщение Координатору Транзакции. Координатор проверяет, все ли проверки сообщили о своем выполнении. Если нет, то координатор не выполняет никаких действий. Если же все проверки завершились успешно, как в данном случае, то координатор сообщает Транзакции о нормальном завершении.
В диаграмму последовательности на рис. 4 введен ряд новых элементов. Во-первых, это активизации, появляющиеся явно в том случае, когда метод становится активным либо во время его выполнения, либо при ожидании результата выполнения какой-либо процедуры. Во-вторых, половинные стрелки обозначают асинхронные сообщения. Асинхронное сообщение не блокирует работу вызывающего объекта. Таким образом, он может продолжать свой собственный процесс. Асинхронное сообщение может выполнять одну из трех функций:
• создавать новую ветвь процесса (в этом случае оно связано с самой верхней частью активизации);
• создавать новый объект;
• устанавливать связь с уже выполняющейся ветвью процесса.
Удаление объекта показано с помощью большого знака "X". Объекты могут выполнить самоуничтожение или могут быть уничтожены посредством еще одного сообщения.
Используя механизм активизации, можно более четко показать смысл само делегирования. Без них, или без такого обозначения с помощью столбиков, которое здесь используется, довольно трудно определить, где же выполняются следующие после само делегирования вызовы — то ли в вызывающем методе, то ли в вызываемом методе. Активизации вносят ясность в этот вопрос.
Глава III ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
В качестве предметной области, как и в главе 2, рассматривается работа подразделения учета налогоплательщиков-организаций.
На начальной стадии (или стадии формирования требований) строится начальная диаграмма вариантов использования (рис.5).
Рис.5 Начальная диаграмма вариантов использования
При построении диаграммы вариантов использования в первую Очередь составляется список всех основных действующих лиц (физических лиц или внешних систем, которые будут взаимодействовать с создаваемой системой). Их можно идентифицировать, задавая следующие вопросы:
• Кто использует систему непосредственно?
• Кто отвечает за эксплуатацию системы?
• Какое внешнее оборудование используется системой?
• Какие другие системы взаимодействуют с данной системой?
Варианты использования идентифицируются исходя из следующих соображений: каждый вариант использования представляет собой некоторую функцию, выполняемую системой в ответ на воздействие действующего лица, и характеризует конкретный способ применения системы, диалог между действующим лицом и системой. Нужно также иметь в виду, что впоследствии варианты использования будут служить для описания требований к системе, общения с конечными пользователями и экспериментами предметной области, а также для тестирования системы.
На стадии проектирования уточняется диаграмма вариантов использования и строится архитектура системы, основой которой являются диаграммы классов. В данном примере ограничимся построением диаграммы классов и диаграммы взаимодействия. Диаграммы взаимодействия строятся для уточнения диаграммы вариантов использования и перехода к диаграммам классов. Так, диаграмма последовательности (рис. 6) иллюстрирует один из возможных сценариев развития событий в рамках варианта использования "Зарегистрировать налогоплательщика". Предполагается, что налогоплательщик ставится на учет впервые и все его документы в полном порядке.
Структура программной системы описывается с помощью нескольких диаграмм классов, главная из которых представляет собой диаграмму пакетов (подобную диаграммам, представленным в приложении рис. 8 и 9), а остальные диаграммы раскрывают содержимое каждого из пакетов. При построении диаграммы классов предметной области выделение этих классов (классов-сущностей) может быть аналогично выделению сущностей в процессе моделирования данных. Данные классы должны иметь концептуальный характер и отвечать на вопрос "что?", а не "как?". Начальный список может быть составлен следующим образом:
• в описании исходных данных выделяются кандидаты в классы-существительные, которые потенциально могут соответствовать классам (при этом следует помнить, что существительные могут также относиться к объектам, ассоциациям или атрибутам классов);
Рис. 6 Диаграмма последовательности для варианта использования "Зарегистрировать налогоплательщика"
• анализируются роли кандидатов в системе. Каждый класс должен выполнять некоторые действия и взаимодействовать с другими классами. Каждый класс должен иметь уникальное имя, отражающее характер абстракции, представляемой данным классом. Если классу трудно придумать краткое и содержательное имя, то это является характерным признаком неудачного выделения класса. Рассматривается каждая возможная пара классов и устанавливается существование ассоциации между ними (по аналогии с установлением связей между сущностями в процессе моделирования данных). Присваиваются наименования ролям ассоциаций, и определяется их множественность.
Далее составляется список атрибутов каждого класса (по аналогии с определением атрибутов сущностей при моделировании данных). Процесс определения атрибутов должен быть непродолжительным, поскольку существенные атрибуты могут быть добавлены впоследствии. При этом следует убедиться, что не пропущены существенные характеристики, представленные в исходных данных.
Рис. 7 Диаграмма классов предметной области
Определяются действия (операции), выполняемые каждым классом. При определении операций нужно учитывать следующие рекомендации:
• каждая операция должна выполнять одну простую функцию;
• название операции должно отражать результат функции, а не то,
как она выполняется.
Примерами простых операций могут быть: получить значение атрибута, установить значение атрибута, добавить или исключить связь с другим объектом, удалить данный объект.
Полученная в результате диаграмма классов предметной области показана на рис. 7
Заключение.
Я хоте лбы отметить, что на примере налоговой инспекции мы воочию убедились в целесообразности использования объектно – ориентированного подход. Но это не предел и перспектива развития объектно – ориентированного метода проектирования велика. Его отличает следующее: « объектно-ориентированные системы более открыты и легче поддаются внесению изменений, поскольку их конструкция базируется на устойчивых формах. Это дает возможность системе развиваться постепенно и не приводит к полной ее переработке даже в случае существенных изменений исходных требований. » К недостаткам относятся: некоторое снижение производительности функционирования ПО и высокие начальные затраты, эти недостатки не столь существенны в целом и на чаше весов перевес будет в сторону плюсов. Буч отмечает также ряд следующих преимуществ объектно-ориентированного подхода:
1. Объектная декомпозиция дает возможность создавать программные системы меньшего размера путем использования общих механизмов, обеспечивающих необходимую экономию выразительных средств. Использование объектного подхода существенно повышает уровень унификации разработки и пригодность для повторного использования не только программ, но и проектов, что в конце концов ведет к созданию среды разработки и переходу к сборочному созданию ПО. Системы зачастую получаются более компактными, чем их структурные эквиваленты, что означает не только уменьшение объема программного кода, но и удешевление проекта за счет использования предыдущих разработок.
2. Объектная декомпозиция уменьшает риск создания сложных систем ПО, так как она предполагает эволюционный путь развития системы на базе относительно небольших подсистем. Процесс интеграции системы растягивается на все время разработки, а не превращается в единовременное событие.
3. Объектная модель вполне естественна, поскольку в первую очередь ориентирована на человеческое восприятие мира, а не на компьютерную реализацию.
4. Объектная модель позволяет в полной мере использовать выразительные возможности объектных и объектно-ориентированных языков программирования.
К недостаткам объектно-ориентированного подхода относятся некоторое снижение производительности функционирования ПО и высокие начальные затраты. Объектная декомпозиция существенно отличается от функциональной, поэтому переход на новую технологию связан как с преодолением психологических трудностей, так и дополнительными финансовыми затратами. Безусловно, объектно-ориентированная модель наиболее адекватно отражает реальный мир, представляющий собой совокупность взаимодействующих (посредством обмена сообщениями) объектов. Но на практике в настоящий момент продолжается формирование стандарта языка объектно-ориентированного моделирования UML, и количество CASE-средств, поддерживающих объектно-ориентированный подход, невелико по сравнению с поддерживающими структурный подход. Кроме того, диаграммы, отражающие специфику объектного подхода (диаграммы классов и т.п.), гораздо менее наглядны и плохо понимаемы непрофессионалами. Поэтому одна из главных целей внедрения CASE-технологии, а именно снабжение всех участников проекта (в том числе и заказчика) общим языком "для передачи понимания", обеспечивается на сегодняшний день только структурными методами.
При переходе от структурного подхода к объектному, как при всякой смене технологии, необходимо вкладывать деньги в приобретение новых инструментальных средств. Здесь следует учесть и расходы на обучение (овладение методом, инструментальными средствами и языком программирования). Для некоторых организаций эти обстоятельства могут стать серьезными препятствиями.
Объектно-ориентированный подход не дает немедленной отдачи. Эффект от его применения начинает сказываться после разработки двух-трех проектов и накопления повторно используемых компонентов, отражающих типовые проектные решения в данной области. Переход организации на объектно-ориентированную технологию — это смена мировоззрения, а не просто изучение новых CASE-средств и языков программирования.
Таким образом, структурный подход по-прежнему сохраняет свою значимость и достаточно широко используется на практике. На примере языка UML хорошо видно, что его авторы заимствовали то рациональное, что можно было взять из структурного подхода: элементы функциональной декомпозиции в диаграммах вариантов использования, диаграммы состояний, диаграммы деятельностей и др. Однако очевидно, что в конкретном проекте декомпозировать сложную систему одновременно двумя способами невозможно. Можно начать декомпозицию каким-либо одним способом, а затем, используя полученные результаты, попытаться рассмотреть систему с другой точки зрения.