Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 3
Внешнее управление. Это следующий этап за финансовым оздоровлением: все они в совокупности не должны превышать 2 года.[7] Он предусматривает привлечение внешнего управляющего, который, согласно решению суда, принимает на себя обязанности:
-
- продолжать осуществлять мероприятия в соответствии с планом оздоровления;
- заключать мировые соглашения с кредиторами от имени должника;
- не проводить операции, которые ухудшают положение юридического лица;
- сохранять все имущество предприятия;
- отчитываться перед кредиторами о своей работе, направленной на улучшение платежеспособности организации.
Конкурсное производство. Эта стадия предусматривает удовлетворение требований кредиторов в соответствии с их очередностью путем реализации активов предприятия на открытых торгах.[8]
Мировое соглашение. Это один из способов договориться с кредиторами о закрытии задолженности. Оно может заключаться на любых этапах процедуры банкротства. Целью мирового соглашения является установление кредиторами более лояльных условий погашения обязательств: реструктуризация, увеличение сроков погашения, списание долгов.[9]
2. Правовое регулирование банкротства
Все страны мира, которые характеризуются активным развитием рыночной экономики, располагают мощной законодательной базой, позволяющей правомерно регулировать вопросы банкротства.
Их главной функцией является не только удовлетворение требований кредиторов, но и выявление предприятий, которые являются неплатежеспособными с последующей оптимизацией их финансового состояния. Ликвидация организации в данном случае является крайней мерой.
2.1. Основания для начала процедуры правового регулирования банкротства
На современном этапе развития Российской Федерации первые попытки урегулировать вопрос о несостоятельности были предприняты в 1992 году. Причиной тому стал указ президента «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применения к ним специальных процедур».
Но как показала практика, указ характеризовался ограниченным применением, что вызвало необходимость вносить коррективы правовое регулирование банкротства. В дальнейшем, изменения в закон о банкротстве вносились три раза.
В 1992 году был принят закон, который позволил правомерно проводить конкурсный процесс. Несмотря на неполноценность закона, он имел положительную сторону. Благодаря ему стало возможно признание несостоятельности нерентабельных предприятий.
Следующие нововведения появились в 1994 году. Оно заключалось в том, что в закон о банкротстве были введены критерии, позволяющие определить неудовлетворительную структуру баланса. Кроме того, закон гласил о том, что предприятие можно признать неплатежеспособным независимо от внешних признаков установленных законодательством.
В 1998 году также были внесены коррективы в правовое регулирование банкротства, позволяющие несостоятельным владельцам предприятия возобновить бизнес, а кредитором максимально возместить свои убытки.
Последующие изменения были также введены в 1998 году. Новый закон принципиально отличался от предыдущих актов. Согласно установленным нормам, был произведен отказ от принципов неоплатности долга, и введено понятие неплатежеспособность.
В этом же году были введены последние дополнения, которое включает в себя различные рекомендации по ускорению процедуры несостоятельности, которые применимы по инициативе кредиторов организации – должника.
Законы, регулирующие процедуру банкротства, содержат множество особенностей. Прежде всего, стоит обратить внимание на тот факт, что существующие нормы варьируются в зависимости от субъекта, в качестве которого могут выступать физические и юридические лица.
В случае с физическими лицами, по инициативе законодательных органов, нормам, регулирующим банкротство граждан, придавалось особое значение. Таким образом, в делах о несостоятельности граждан федеральные законы смогут изменить правомерное регулирование отношений исключительно после внесения коррективов в Закон о банкротстве.
Кодекс РФ предусмотрел уголовную ответственность за нарушение установленных норм в том случае, если законодательные органы обнаружили факт фиктивной или преднамеренной несостоятельности.
Анализ вероятности банкротства предприятия поможет еще до начала процедуры узнать о рисках появления неплатежеспособности.
Что касается банкротства юридических лиц, то существующие нормы гласят о том, что в случаях, когда должник не в состоянии удовлетворить. требования кредиторов или отдать долг за счет своей собственности, то процедура ликвидации происходит в соответствии с ГК РФ.
Таким образом, требования кредиторов удовлетворяются в соответствии со специальной очередностью, которую предусматривает тот же кодекс. Прочие процедуры несостоятельности юридических лиц регулируются законодательством РФ.
2.2. Процедура правового регулирования банкротства
Свод законов, содержащий набор правовых норм, регулирующих несостоятельность (банкротство) обладает сложной структурой, которая содержит основу в виде соответствующих положений из: Федерального закона «О несостоятельности банкротстве» Гражданского кодекса РФ о банкротстве ИП и юридических лиц. Другие законы необходимые для регулирования несостоятельности (банкротства) участников имущественного оборота, определяются в зависимости от сложившейся ситуации. Так же закон о банкротстве содержит набор правовых норм и положений международного права. Их основу составляют общепризнанные принципы, нормы международного права и соответствующие договоры РФ.
В случаях, когда юридическое лицо являющейся коммерческой организацией (исключая казенные предприятия) не может удовлетворить требования кредиторов или погасит задолженность за счёт своего имущества, процесс его ликвидации может быть произведён только в порядке указанном в ст. 65 ГК РФ. Соответственно, удовлетворение требований кредиторов в этом случае производится в специальной очередности, которую предусматривает ГК РФ в ст. 64 ГК РФ. Другие аспекты взаимоотношений при несостоятельности юридических лиц регулируются соответствующими законами РФ.
По инициативе законодательства, особым значением были наделены положения, регулирующие несостоятельность (банкротство) граждан, что можно пронаблюдать в сопоставлении с другими федеральными законами, которые были приятны после введения закона о банкротстве. В делах с гражданской несостоятельностью (банкротством), вышеупомянутые федеральные законы, будут изменять правовое регулирование отношений, только после соответствующей корректировки самого Закона о банкротстве. Уголовная ответственность за неправомерные действия при банкротстве, предусмотрено кодексом РФ, в случае обнаружения исполняющим органом власти преднамеренного или фиктивного банкротства. При этом все дела будут рассматриваться арбитражным судом по месту пребывания должника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа была посвящена изучению понятия и признаков несостоятельности (банкротства), а также правового регулирования банкротства с точки зрения российского законодательства. По итогам проведенных исследований, обобщая полученные материалы и сведения, в качестве выводов хотелось бы отметить следующее.
Несостоятельность (банкротство) – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, причем, только та неспособность, которую признал арбитражный суд в соответствующем решении. Следует отметить, что банкротство еще является одним из способов ликвидации юридического лица.
Признаком банкротства юридического лица (гражданина) является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (при этом для гражданина сказанное действительно, «если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества»). При этом неустановленность требований кредитора и самого факта оспаривания наличия и размера задолженности должника перед кредиторами не является основанием для отказа в удовлетворении требований кредитора по делу о банкротстве
Основным документом, регламентирующим процесс банкротства на территории Российской Федерации является Федеральный Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ, который устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок, и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные акты
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ
- Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 14 июня 2002 г
- Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ
- Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»