Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Основные функции международного валютного фонда).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные цели деятельности международного валютного фонда
Пункт 1.1. Основные характеристики и понятия
Пункт 1.2. Краткая история МВФ
Пункт 1.3. Структура международного валютного фонда
Глава 2. Функции международного валютного фонда
Пункт 2.1. Основные функции международного валютного фонда
Пункт 2.2. Основные механизмы кредитования
Пункт 2.3. Критика в отношении Международного валютного фонда
Пункт 3.1. История взаимоотношений России и МВФ
Пункт 3.2. Взаимоотношения России и МВФ на современном этапе и перспективы развития отношений
С другой стороны, решения властей об ограничении бюджетного дефицита, приватизации крупных компаний, укреплении финансового сектора время от времени подвергаются критике не только со стороны оппозиции, но и внутри самого правительства.
МВФ в недавнем прошлом нередко подвергался критике, зачастую справедливой, за предлагавшиеся рекомендации. В то же время в 2000-х годах МВФ в значительной степени адаптировал свою политику и рекомендации к нуждам стран-акционеров. Особую значимость деятельность фонда приобрела в условиях мирового финансового и экономического кризиса. Не случайно в последнее время критические замечания в адрес МВФ раздаются все реже, а многие страны-акционеры предоставили Фонду дополнительные ресурсы для оказания поддержки странам, оказавшимся в кризисной ситуации. Российская Федерация стала официальным участником МВФ 1 июня 1992 года, получив девятую по величине долю в капитале международной организации (2,79%). Это позволило России использовать средства фонда для финансовой поддержки экономических преобразований в начале 1990-х годов и для преодоления кризиса 1998 года.
В 90-е годы МВФ оказывал серьезное влияние на Россию, вместе с фондом разрабатывался целый ряд реформ отечественной экономики, прежде всего, связанных с бюджетной политикой, необходимостью балансировать бюджет. Первые советы, которые экономисты фонда сформулировали для России еще в начале 90-х годов, относились именно к бюджетной политике и сохранили актуальность до сих пор. По мнению Кудрина, неспособность российских властей выполнить требования МВФ в полной мере и привела к дефолту 1998 года. «А в начале 2000-х годов мы были уже намного более опытными. Мы не только смогли выполнить ключевые рекомендации МВФ, но и самостоятельно пошли существенно дальше рекомендаций фонда в сфере бюджетной сбалансированности и сокращения госдолга. Все это потом помогло нам достойно пройти кризис 2008-2009 годов».
Помимо рекомендаций по сокращению бюджетного дефицита, выделение кредитных средств МВФ сопровождалось рядом стандартных условий: масштабная приватизация, обеспечение равных условий для иностранных и национальных инвесторов, устранение административного контроля за ценами, отмена ограничений на куплю-продажу земли, формирование и развитие финансовых рынков, а также либерализация внешнеэкономической деятельности.
«С точки зрения макроэкономической политики, рецепты МВФ ошибочны», - полагает член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. «Эти принципы, к сожалению, увязывались с требованиями к соблюдению макроэкономических параметров экономики, а нам нужно уходить от макроэкономического таргетирования и переходить к развитию. Рост экономики должен быть главным, а не таргетирование макроэкономических показателей».
Да и сами кредиты МВФ были потрачены впустую, так как чиновники фонда, следя за исполнением озвученных рекомендаций, не утруждали себя контролем за расходованием средств.
Оксана Дмитриева считает, что эффективность помощи МВФ была низкой, однако отвечать за неудачи, по ее мнению, должны не эксперты МВФ, а национальные власти, которые не смогли отстоять или просто не имели собственной внятной программы реформ. «Во многом такое слепое следование рецептам было связано с непрофессионализмом и абсолютной податливостью с нашей стороны».
Заключение
По итогам написания курсовой работы и ближайшего знакомства с деятельностью Между0
народного валютного фонда и историей его взаимодействия с Российской Федерацией можно сделать определенные выводы.
Безусловно, МВФ играет важную и во многом ключевую роль во взаимоотношениях международного сообщества, когда роль заходит о финансово-кредитных связях. Не редко международный валютный фонд выступал в качестве финансового рычага для стран находящихся на краю экономической пропасти. Эта деятельность позволила во многом избежать гуманитарных катастроф в ряде стран, в том числе на определенном этапе и российской истории.
Однако, стоит обратить внимание на политические аспекты постоянно влияющие на принятие решений и политическую структуру международных финансовых институтов.
Хотелось бы отметить, что, Российская Федерация показала свою способность обходиться без кредитов МВФ и своевременно расплачиваться по его долгам. Россия не обращалась за кредитами МВФ больше 10 лет, и, скорее всего, в ближайшие годы это не потребуется, уверены практически все эксперты. Россия обладает большими запасами конвертируемых валют, она имеет низкий госдолг и в целом ее финансовое положение намного лучше, чем у США или европейских стран. В тоже время изолироваться от МВФ ни в коем случае нельзя, так как он является одним из основных институтов, обеспечивающих финасово-экономическую стабильность для разных стран.
В заключении хотелось бы отметить необходимость создания и развития иных финасовых институтов, позволяющих стать необходимым рычагом на случай возникновения в экономики кризисных ситуаций. Основой для таких организаций может стать ряд организаций, таких как ШОС или БРИКС.