Файл: Индивидуальные проявления у детей кризиса трех лет (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЗНАНИЯ О КРИЗИСЕ ТРЁХ ЛЕТ)).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЗНАНИЯ О КРИЗИСЕ ТРЁХ ЛЕТ
1.1 Литературные источники о кризисе трёх лет
1.2 Характеристика возраста и выделение особенностей
1.3 Суть кризиса трёх лет и вредные советы родителям
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методические рекомендации по развитию и коррекции кризиса трёх лет
2.2 Модель исследования психологического содержания кризиса трёх лет
ВВЕДЕНИЕ
В психологии, основным образом детской и возрастной, под онтогенезом понимают кусок жизни индивида от рождения до наступления зрелости.
Мы рассмотрим начальные этапы развития малыша, период от рождения до 3-х лет.
Родившись, малыш отделяется от мамы физически, но биологически связан с ней еще долгое время. В конце младенчества, получая некую независимость, он становится биологически независящим. А вот последующий шаг - психологическое деление от мамы, начинается уже в раннем детстве.
Раннее детство- это особенный период в жизни малыша. В это время проистекает быстрое психическое и физическое формирование, закладывается база для предстоящего формирования и развития малыша как личность. Основными достижениями раннего детства, которые определяют формирование психики малыша, являются: изучение телом, овладение речью, формирование предметной деятельности. Преобразования, какие претерпевает малыш за первые три года, чрезвычайно важны. Некоторые психологи считают серединой психического развития человека, возраст 3-х лет. Кажется, еще вчера ваш малютка был милым и покорным, а вы, уже немного отдохнув от бессонных ночей, начали чувствовать всю удовлетворенность материнства( или отцовства), как внезапно перед вами новое проверка - малыша как подменили. Он капризничает, упрямится, с ним тяжело даже договориться в тех ситуациях, в которых ранее довольно было элементарно попросить или даже сориентировать на то, что необходимо делать.
Приблизительно к трем годам, начинают получать человеческие характеристики: память, восприятие, воображение и интерес малыша.
Но основное содержится в том, что в предоставленном возрасте малыш овладевает тем умением, которое значимым образом воздействует на его следующее поведенческое, интеллектуальное и личностное формирование. Именно в раннем возрасте малыш впервые раскрывает, для себя тот замечательный факт, что все в мире людей имеет свое название. Через речевое общение с взрослыми он получает в 10-ки раз более информации об окружающем его мире, чем с поддержкой всех данных ему от природы органов чувств. Для малыша речь является не лишь незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в само регуляции поведения. Направленная с конца раннего детства не лишь на окружающих людей, но и на самого себя, речь позволяет ребенку завладеть своим поведением и своими психическими действиями, делать их в определенной ступени неоправданно регулируемыми. Речь идет о возможности воспринимать и деятельно воспользоваться языком в общении с людьми. Благодаря речевому взаимодействию с взрослыми, ребенок из биологического существа, преобразуется, по собственным поведенческим и психологическим качествам в человека, а к концу этого периода в личность, возникают собственные действия и рассудок " Я сам", проявление " Я " малыша.
Цель предоставленной работы – изучить содержание кризиса трёх лет. Для заслуги предоставленной цели, нужно решить последующие задачи:
- Рассмотреть развитие познавательной сферы личности малыша в период раннего детства.
- Рассмотреть проявления кризиса в трехлетнем возрасте.
Перемены, происходящие в этот период, закономерны и свойственны всем детям.Кризис трех лет – граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», это первая попыткаребенка отдалиться от матери, научиться делать что-то без посторонней помощи.
Это связано с тем, что к концу раннего детства ребенок становится более самостоятельным, менее зависимым от взрослых, ослабевает непосредственная слитность существования ребенка с жизнью матери, происходит процесс отделения ребенка от взрослого. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
В возрасте 3-4 лет малыш учится ставить перед собой цели и достигать их. Дети этого возраста требуют уважения к себе, к своим намерениям и воле.
Без психологического отделения от родителей ребенку будет сложно найти себя в жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.
Кризис трех лет, ключевой фразой которого становится фраза «Я САМ», - один из самых значимых и масштабных в процессе становления личности ребенка.
К трем годам вы можете заметить серьезные изменения в своем ребенке, он становится капризным, упрямым, вздорным. По словам Л.С. Выготского, «личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок становится трудновоспитуемым. Он проявляет строптивость, упрямство, негативизм, капризность, своеволие». Негативные формы поведения могут закрепиться, став устойчивыми к концу дошкольного возраста, поэтому в кризисный период многое зависит от взрослых.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЗНАНИЯ О КРИЗИСЕ ТРЁХ ЛЕТ
1.1 Литературные источники о кризисе трёх лет
Традиционным для русской психологии является анализ возрастного кризиса развития, предполагающий отображение тех новообразований, которые появляются в этот период. Новообразованиями кризиса 1 года считают мотивируемые представления, активность; новообразованием кризиса 7 лет — происхождение собственного сознания и конкретной самомнения; младшего школьного возраста — рефлексию, подросткового — чувство взрослости, самоопределение.
Для всех исследователей, изучавших кризис 3 лет, разумеется, что ключевые изменения в этот период сконцентрированы вокруг "оси Я". Их сути в психологической эмансипации Я ребенка от окружающих взрослых, которая сопровождается рядом специфичных проявлений — упрямством, негативизмом и др. Новообразованием кризиса 3 лет именуется также происхождение системы Я, возникновение "собственного действия" и ощущения "Я сам".[1]
Надо отметить, что ученые быстрее обозначили область существенного, сферу поиска, нежели вправду открыли психологическое содержание данных новообразований. Поэтому покуда нереально ответствовать на вопрос о том, как соотносятся эти мнения. Включает ли, кпримеру, система Я два остальных новообразования, или они только отчасти совпадают, или, может быть, являются совсем самостоятельными? Какие посреди них центральные мнения или их смысл равносильно?
Неясность вопроса о личных новообразованиях, складывающихся в период кризиса 3 лет, побудила нас к их изучению. Выбор направленности розыска определялся общими исходными представлениями о личности как системе отношений к предметному миру, к иным людям и к себе в. ее генезисе. В ходе раньше проведенной работы под управлением М. И. Лисиной получилось обозначить формирование всякой из данных рядов отношений в период от рождения до 7 лет. Собственно личностные структуры, как подразумевала М. И. Лисина, складываются при обоюдном пересечении 3-х видов отношений, при их "завязывании в узелки"(по терминологии А. Н. Леонтьева). При этом оформившееся личностное образование различается наиболее высочайшим уровнем организации, определяемым интеграцией входящих в него отношений.[2]
Эта гипотеза легла в базу исследования С. Ю. Мещеряковой. Ей получилось изучить развитие в детстве личностного новообразования, названного активностью.
1.2 Характеристика возраста и выделение особенностей
Переход от раннего детства к так называемому дошкольному малолетству получил заглавие кризиса 3-х лет — это критический момент в жизни малыша. Такие индивидуальности кризисных возрастов, как трудновоспитуемость, конфликтность с окружающими и пр. в этот период впервыйраз появляются действительно и в полном объеме.
Недаром кризис 3-х лет именуют времяотвремени еще возрастом строптивости. Кризис представляет ломку взаимоотношений, какие существовали до сих пормежду ребенком и зрелым. Перестройка отношений вероятна лишь в том случае, ежели проистекает деление малыша от зрелого человека. Существуют очевидные симптомы такового отделения, какие появляются в симптоматике кризиса 3-х лет. Знаменитый кризис 3-х лет впервыйраз был описан Эльзой Келер в работе "О личности трехлетнего малыша". Ею были выделены некотороеколичество принципиальных симптомов этого кризиса.
Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением 1-го человека к иному человеку. Ребенок отказывается вообще повиноваться определенным потребностям зрелых. Негативизм невозможно смешивать с непослушанием. Непослушание случается и в наиболее раннем возрасте. Упрямство. Это реакция на родное личное заключение. Упрямство не следует смешивать с упорством. Упрямство состоит в том, что малыш требует на собственном требовании, на собственном решении. Здесь проистекает различение личности и выдвигается требование, чтоб с данной личностью числились.
Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но владеет специальные индивидуальности. Строптивость перемещает наиболее генерализованный и наиболее безличный нрав. Это ответ против порядков, какие есть дома. Своеволие. Стремление к эмансипации от взрослого человека. Ребенок сам желает кое-что делать. Отчасти это припоминает кризис главного года, но там малыш жаждал к физиологической самостоятельности. Здесь стиль идет о наиболее глубочайших вещах – о самостоятельности намерения, плана.
Обесценивание зрелых. Ш. Бюлер обрисовала кошмар семьи, когда мама услышала от малыша: "дура". Протест-бунт, который имеетместобыть в частых ссорах с родителями. "Все поведение малыша получает черты протеста, как будто малыш располагаться в состоянии борьбы с окружающими, в неизменном конфликте с ними". В семье с единым ребенком сталкивается рвение к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую администрация по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого оченьмного методик. [3]
Семизвездие симптомов кризиса произносит о том, что новейшие черты постоянно соединены с тем, что малыш затевает доказывать свои поступки не вхождением самой ситуации, а отношениями с иными людьми. Кризис 3-х лет протекает как кризис социальных отношений малыша. Для кризиса 3-х лет, сообразно исследованиям экспертов и психологов, важным новообразованием является происхождение новейшего ощущения "Я". "Я сам". Из новообразований кризиса 3-х лет появляется желание к самостоятельной деятельности, в то же время аналогичной на активность зрелого – таккак зрелые выступают для малыша как образцы, и малыш желает делать, как они. Тенденция существовать общей жизнью со зрелым проходит чрез все детство; малыш, отделяясь от зрелого, устанавливает с ним наиболее глубочайшие дела, подчеркивал Д. Б. Эльконин.
1.3 Суть кризиса трёх лет и вредные советы родителям
Ребёнок бунтует против тех норм обучения, которые сложились, полагая что он "вырос из них".
Стремление к самостоятельности
Изменения в социальных отношениях ребёнка с окружающими людьми.
Происходят конфигурации аффективно-волевой сферы.
Изменяется отношение ребёнка к себе и людям.
Ребёнок начинает доказывать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с иными людьми.
Перестраивается социальная позиция ребёнка к авторитету мамы и отца.
Ребёнок желает проявлять свою личность. Многие поступки мотивируются не мгновенным желанием, а соединены с проявлением личности ребёнка.
С одной стороны ребёнок желает признания собственной самостоятельности и независимости, а с другой – к таковой форме поведения он ещё не готов.
Если выполнять эти вредные советывредные советы, то тогда у ребёнка достаточно быстро появятся невротические симптомы. Ребёнок вырастит малоинициативным и безвольным(или жестоким и упрямым).
- Настаивайте на собственном, вы же всегда правы!
- Сломите детское упорство(тогда у ребёнка или станет заниженная самооценка, или он перестанет слышать ваши замечания).
- Не давайте ему ничего делать безпомощидругих(он же ещё маленький и глупый)!
- Покажите ребёнку, что его мировоззрение никто в расчёт не берёт.
-Постоянно ругайте.
В первой главе мы узнали что такое «кризис трёх лет» Проанализировали литературу по данной тематике, и выделили нужное из каждого литературного источника. Также были подчёркнуты основные особенности, суть «кризиса трёх лет» и краткая характеристика данного возраста. И в конце были даны вредные советы, которые нельзя применять при выявлении у ребёнка «кризиса трёх лет».