Файл: Понятие переменной в программировании. Виды и типы переменных (ПЕРЕМЕННЫЕ).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
Переменная unsigned short int может быть объявлена как unsigned int или unsigned short.
Под каждую величину signed long int или unsigned long int отводится 4 байта памяти (32 бита). Значения переменных этого типа могут находиться в интервалах от -2147483648 до 2147483647 и от 0 до 4294967295 соответственно.
Существуют также переменные типа long long int, для которых отводится 8 байт памяти (64 бита). Они также могут быть знаковыми и беззнаковыми. Для знакового типа диапазон значений лежит в пределах от -9223372036854775808 до 9223372036854775807, для беззнакового - от 0 до 18446744073709551615. Знаковый тип может быть объявлен и просто двумя ключевыми словами long long.
Тип |
Диапазон |
Шестнадцатиричный диапазон |
Размер |
unsigned char |
0 ... 255 |
0x00 ... 0xFF |
8 bit |
signed char |
-128 ... 127 |
-0x80 ... 0x7F |
8 bit |
unsigned short int |
0 ... 65535 |
0x0000 ... 0xFFFF |
16 bit |
signed short int или signed int |
-32768 ... 32767 |
0x8000 ... 0x7FFF |
16 bit |
unsigned long int |
0 ... 4294967295 |
0x00000000 ... 0xFFFFFFFF |
32 bit |
signed long |
-2147483648 ... 2147483647 |
0x80000000 ... 0x7FFFFFFF |
32 bit |
unsigned long long |
0 ... 18446744073709551615 |
0x0000000000000000 ... 0xFFFFFFFFFFFFFFFF |
64 bit |
signed long long |
-9223372036854775808 ... 9223372036854775807 |
0x8000000000000000 ... 0x7FFFFFFFFFFFFFFF |
64 bit |
Переменные объявляют в операторе описания. Оператор описания состоит из спецификации типа и списка имён переменных, разделённых запятой. В конце обязательно должна стоять точка с запятой.
Объявление переменной имеет следующий формат:
[модификаторы] спецификатор_типа идентификатор [, идентификатор] ...
Модификаторы - ключевые слова signed, unsigned, short, long.
Спецификатор типа - ключевое слово char или int, определяющее тип объявляемой переменной.
Идентификатор - имя переменной.
Пример:
char x;
int a, b, c;
unsigned long long y;
Таким образом, будут объявлены переменные x, a, b, c, y.
В переменную x можно будет записывать значения от -128 до 127.
В переменные a, b, c - от -32768 до +32767.
В переменную y - от 0 до 18446744073709551615.
При объявлении переменную можно проинициализировать, то есть присвоить ей начальное значение. Сделать это можно следующим образом.
int x = 100;
Таким образом, в переменную x при объявлении сразу же будет записано число 100. Лучше избегать смешивания инициализируемых переменных в одном операторе описания, то есть инициализируемые переменные лучше объявлять в отдельных строках.
Переменная любого типа может быть объявлена как немодифицируемая. Это достигается добавлением ключевого слова const к спецификатору типа. Переменные с типом const представляют собой данные, используемые только для чтения, то есть этой переменной не может быть присвоено новое значение. Если после слова const отсутствует спецификатор типа, то константы рассматриваются как величины со знаком, и им присваивается тип int или long int в соответствии со значением константы: если константа меньше 32768, то ей присваивается тип int, в противном случае long int.
Пример:
const long int k = 25;
const m = -50; // подразумевается const int m=-50
const n = 100000; // подразумевается const long int n=100000
Для присваивания в С++ служит знак "=". Выражение, стоящее справа от знака присваивания, вычисляется, и полученное значение присваивается переменной, стоящей слева от знака присваивания. При этом предыдущее значение, хранящееся в переменной, стирается и заменяется на новое.
Оператор "=" не следует понимать как равенство.
Например, выражение a = 5; следует читать как "присвоить переменной a значение 5".
Примеры:
x = 5 + 3; // сложить значения 5 и 3, результат присвоить переменной x (записать в переменную x)
b = a + 4; // прибавить 4 к значению, хранящемуся в переменной a, полученный результат присвоить переменной b (записать в переменную b)
b = b + 2; // прибавить 2 к значению, хранящемуся в переменной b, полученный результат присвоить переменной b (записать в переменную b)
В правой части значение переменной может использоваться несколько раз:
c = b * b + 3 * b;
Арифметические операции записываются в выражениях следующим образом:
+ |
Плюс |
- |
Минус |
* |
Умножить |
/ |
Разделить |
Пример:
x = 3; // переменной x будет присвоено значение 3
y = x + 5; // к значению, хранящемуся в переменной x, будет прибавлено число 5, полученный результат будет записан в переменную y
z = x * y; // значения переменных x и y будут перемножены, результат будет записан в переменную z
z = z - 1; // от значения, хранящегося в переменной z, будет отнято 1, результат будет записан в переменную z
Таким образом, в переменной z будет храниться число 23
Кроме простого оператора присваивания "=", в Си существует еще несколько комбинированных операторов присваивания: "+=", "-=", "*=<", "/=", "%=". Примеры:
x += y; // то же, что и x = x + y; - сложить x и y и записать результат в переменную x
x -= y; // то же, что и x = x - y; - отнять от x значение y и записать результат в переменную x
x *= y; // то же, что и x = x * y; - умножить x на y и записать результат в переменную x
x /= y; // то же, что и x = x / y; - разделить x на y и записать результат в переменную x
x %= y; // то же, что и x = x % y; вычислить целочисленный остаток от деления x на y и записать результат в переменную x
Если необходимо изменить значение переменной на 1, то используют инкремент или декремент. Инкремент - операция увеличения значения, хранящегося в переменной, на 1.
Пример:
x++; // значение переменной x будет увеличено на 1
Декремент - операция уменьшения значения, хранящегося в переменной, на 1. Пример:
x--; // значение переменной x будет уменьшено на 1
Инкремент и декремент относятся к операциям присваивания. При использовании декремента и инкремента совместно с оператором присваивания "=" применяют постфиксную (x++) или префиксную (++x) запись. Первой выполняется префиксная запись.
Примеры:
y = x++;
Предположим, что в переменной x хранилось значение 5. Тогда в y будет записано значение 5, после чего значение переменной x будет увеличено на 1. Таким образом, в y будет 5, а в x - 6.
y = --x;
Если в x хранилось значение 5, то сначала будет выполнено уменьшение x до 4, а затем это значение будет присвоено переменной y. Таким образом, x и y будет присвоено значение 4.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Ашарина, И.В. Основы программирования на языках C и C++ / И.В. Ашарина. - М.: ГЛТ, 2012. - 208 c.
- Гавриков, М.М. Теоретические основы разработки и реализации языков программирования: Учебное пособие / М.М. Гавриков, А.Н. Иванченко, Д.В. Гринченков. - М.: КноРус, 2010. - 184 c.
- Дорогов, В.Г. Основы программирования на языке С: Учебное пособие / В.Г. Дорогов, Е.Г. Дорогова; Под общ. ред. проф. Л.Г. Гагарина. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 224 c.
- Зыков, С.В. Основы современного программирования: Учебное пособие для вузов / С.В. Зыков. - М.: ГЛТ , 2012. - 444 c.
- Культин, Н.Б. Основы программирования в Turbo C++ / Н.Б. Культин. - СПб.: BHV, 2013. - 464 c.
- Кундиус, В.А. Теоретические основы разработки и реализации языков программирования / В.А. Кундиус. - М.: КноРус, 2013. - 184 c.
- Окулов, С.М. Основы программирования, перераб / С.М. Окулов. - М.: Бином, 2015. - 336 c.
- Семакин, И.Г. Основы алгоритмизации и программирования: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / И.Г. Семакин, А.П. Шестаков . - М.: ИЦ Академия, 2013. - 304 c.
- Черпаков, И.В. Основы программирования: Учебник и практикум для СПО / И.В. Черпаков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 219 c.
- Юдин, Д.Б. Задачи и методы линейного программирования: Математические основы и практические задачи / Д.Б. Юдин, Е.Г. Гольштейн. - М.: КД Либроком.
- Кетков Ю. Л., Шапошников Д. Е. Персональный компьютер: Школьная энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998. — 440 с.
- Кирюхин В. М., Лапунов А. В., Окулов С. М. Задачи по информатике. Международные олимпиады. — М.: ABF, 1996. — 272 с.