Файл: Система источников предпринимательского права.(Общий анализ источников предпринимательского права).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общий анализ источников предпринимательского права
1.1 Исторический аспект правового регулирования предпринимательства в России
1.2 Порядок регистрации, лицензирования и прекращение деятельности индивидуального предпринимателя
2 СИСТЕМА НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
2.1 Налогооблажение индивидуального предпринимателя
2.2 Ответственность индивидуального предпринимателя
Таким образом, налицо противоречие – с одной стороны, гражданское законодательство отождествляет юридические лица с индивидуальные предприниматели, человек даже готов отдать за него большие деньги, выделяя конкретный товар или услугу среди других. То, что общественность готова выделять из своих средств сумму, которая превышает стоимость схожих продуктов, говорит о том, что с экономико-правовой точки зрения, это два разных субъекта права. Это говорит об отсутствии «единство понимания» такого явления, как предпринимательство, или по-другому «правовой унификации» [10,c. 177].
Указанная выше проблема, по нашему мнению, считается основной и влечет за собой другие проблемы. В частности, проблемы законодательного регулирования административно-правового статуса индивидуального предпринимателя. В частности, проблемными вопросами считается необходимость лицензирования отдельных видов деятельности, а также закрепленный перечень видов деятельности, которыми может заниматься индивидуальный предприниматель и которыми не имеет права: индивидуальный предприниматель не может быть участником торгового оборота, связанного с гражданским и служебным оружием, не может также осуществлять торговлю алкогольной продукцией и ее производство, заниматься страхованием, осуществлять деятельность в сфере азартных игр и т. д. [7,c. 52].
Отсутствие единого нормативно-правового акта в области торговли, который регулирует запреты и ограничения по конкретным субъектам и объектам торговли, а также видам договора купли-продажи, делает затруднительным участие ИП в торговом обороте [14, с.178].
Индивидуальный предприниматель действует самостоятельно «на свой риск», как сказано основное решение о покупку товара принимается на эмоциональном уровне. Эмоции провоцируют спонтанное и импульсивное решение о покупке, в то время как рациональность тяготеет к анализу, что может быть причиной отказа от покупки. Покупатель выбирает продукт не всегда качественный, но продукт, к которому он чувствует «предрасположенность». Поэтому на рынке идет «борьба» за наиболее выигрышное восприятие потребителей, применению административных норм ответственности, а зачастую – к ликвидации предпринимательской деятельности.
К вопросу об утрате гражданином статуса индивидуального предпринимателя – следует отметить, что в отличие от юридических лиц, индивидуальный предприниматель полностью отвечает своим имуществам по обязательствам: «ни гражданское законодательство, ни Закон о банкротстве не содержат прямой нормы, предусматривающей утрату гражданином статуса индивидуального предпринимателя в качестве основания для прекращения обязательства должника перед кредитором, оснований для исключения требований предпринимателя из реестра требований кредиторов должника лишь на том основании, что он исключен из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, в данном случае не имеется»[4, с.15].
Отсутствие единого подхода законодателя к предпринимательству негативно влияет на развитие отдельных сфер предпринимательской деятельности. Примером может служить проблема внедрения различных форм социального предпринимательства, способного решить множество социальных проблем в области экологии, спорта, культуры, милосердия. Инициатива предпринимателей наталкивается на барьеры в финансировании и поддержке со стороны государства и коммерческих структур, и во многом это объясняется отсутствием легального закрепления дефиниции «социальное предпринимательство».
Анализ проблем правового положения индивидуального предпринимателя в России выявил, что основной проблемой считается отсутствие единого подхода законодателей к определению и правовому статусу индивидуального предпринимателя, что приводит к противоречиям между его правовым положением и экономическим статусом. Также это считается предпосылкой других проблем: административно-правового статуса предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, трудностей в самой деятельности и при утрате статуса индивидуального предпринимателя, снижения темпов развития поддержки со стороны государства.
Решением многих проблем может стать закрепление:
- определения индивидуального предпринимателя в Гражданском кодексе РФ ;
- принятии специального федерального закона «О правовом положении индивидуального предпринимателя в РФ», в котором представляется целесообразным предусмотреть отдельные элементы его правового статуса, включая порядок приобретения статуса ИП, а также виды деятельности, которые он имеет право осуществлять [5,c. 30].
При этом положения всех федеральных законов и отдельных норм должны быть приведены в соответствие с целью исключения различных толкований со стороны субъектов предпринимательства.
Развитие малого бизнеса зависит от поддержки, оказываемой государством. Малый бизнес объективно занимает более слабую позицию на рынке по сравнению с крупным и средним.
В последнее время в России проводится работа по разработке и реализации системного подхода к государственной поддержке малого предпринимательства. Разрабатываются программы государственной поддержки малого предпринимательства, основной целью которых считается существенное улучшение экономических и нормативно-правовых условий для обеспечения устойчивых темпов развития малого бизнеса. С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», 30 января 2009 года был подписан приказ «О мерах по реализации в 2009 году мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства». В частности, к приоритетным мероприятиям по направлению отнесены:
В современных условиях мирового финансового кризиса малый бизнес находиться в особенно тяжелом состоянии. Крупный бизнес как лидер российской экономики может рассчитывать на финансовую поддержку государства, в то время как небольшим компаниям приходится крайне тяжело. Многие из них поставлены на грань выживания. Одна из причин – отсутствие источников финансирования, так необходимых для пополнения оборотных средств, для покупки сырья и оборудования, для выплат заработной платы персоналу.
Чтобы справиться с такими трудностями, прежде всего, необходима помощь государства. В начале 2009 года было принято ряд мер, направленных на поддержку именно малого бизнеса [4]:
- во-первых, суммарная финансовая поддержка Правительства РФ в 2009 превысила 40 миллиардов рублей;
- во-вторых, рассматривается возможность «налоговых каникул». Предприятия малого и среднего бизнеса, выбравшие упрощенную систему налогообложения по принципу «доходы минус расходы», платят в казну налог по ставке 15% с разницы;
- в-третьих, правительство РФ намерено передать часть федерального имущества в специальные региональные фонды, которые, в свою очередь, будут предоставлять его в аренду малому бизнесу на льготных условиях;
- в-четвертых, широкое распространение получают технико-внедренческие зоны, замечательные тем, что уже оформлена земля, есть инфраструктура, нет барьеров. Существует большое количество конкурсных программ и предпринимательских проектов для малого бизнеса главная цель которых – поставить на ноги и поддержать развитие предприятия малого бизнеса. Однако, на практике, они не дают ожидаемого результата. Сложность выполнения условий конкурса и узконаправленность делает практически бесполезными данные проекты;
- в-пятых, в планах произвести в ближайшее время увеличение порога расчета упрощенной системы налогообложения для малых предприятий с 30 млн. рублей до 60 млн. рублей оборота в год. Этот шаг даст дать возможность использовать режим „упрощенки” предприятиям с доходами до 60 млн. рублей, но без последующей индексации. Исходя из этого, исчезнут сдерживающие факторы для развития бизнеса. Малый бизнес сталкивается с проблемой развиваться и большую часть прибыли выплачивать государству в виде налогов или стоять на месте. Однако, «упрощенка» не компенсирует увеличение страховых взносов;
- в-шестых, помимо описанных мер, правительство будет пристально следить за банками, получающими госсредства, с тем, чтобы они направляли их на кредитование малого бизнеса. Но здесь также имеется неразрешенный вопрос: для банков крайне невыгодно получать подобные госсредства, так как это требует постоянной отчетности о своих действиях по выдаче кредитов малому бизнесу, а следовательно, привлечения самих предпринимателей для получения кредитов;
- в-седьмых, среди мер по поддержке малого бизнеса также отмена кассовых аппаратов для предпринимателей, которые уплачивают единый налог на вмененный доход, упрощение участия в аукционах по госзаказу, введение упрощенной процедуры и льготных тарифов на подключение к электросетям. Отмена кассовых аппаратов, и соответственно, отмена чеков, приведет к проблеме защиты прав потребителей и неконтролируемому использованию денежных средств предприятия.
Несмотря ни на что, малый бизнес может оказаться более живучим в условиях глобального кризиса: малые предприятия более динамично реагируют на рыночные изменения.
Гибкость и высокая приспособляемость считается главным их достоинством.
Именно с развитием предпринимательства власти связывают надежды на то, что экономический рост в нашей стране не остановится, в то время как другие страны окажутся в рецессии. Для малых компаний кризис - это шанс для диверсификации и мощного развития.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и другие законы создали прочную юридическую базу для ведения индивидуальной предпринимательской деятельности. С каждым годом растет число граждан, решивших работать самостоятельно, "на себя". Это положительно сказывается на экономике страны, так как индивидуальное предпринимательство создает дополнительные рабочие места, расширяет сферу предлагаемых товаров и услуг, повышает конкуренцию, а следовательно и качество обслуживания.
Индивидуальное предпринимательство для многих альтернативный вариант для собственного трудоустройства, материального обеспечения своей жизни.
Индивидуальными предпринимателями могут быть граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, обладающие дееспособностью, которые зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке и в случаях, предусмотренных законом, имеют разрешение (лицензию) на право заниматься выбранным видом деятельности. Предпринимательская деятельность характеризуется такими признаками как самостоятельность, риск, систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В работе рассмотрены основы регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, раскрыты некоторые проблемы в этой сфере. Необходимо отметить, что довольно длительная практика индивидуального предпринимательства уже позволила законодателю решить ряд проблем в рассматриваемой области.
Так, с 2004 года порядок регистрации предпринимателей реализуется по принципу "одного окна". Это означает, что гражданин, желающий получить статус предпринимателя, должен подготовить необходимые документы (как правило, к ним относятся лишь паспорт гражданина, заявление по установленной форме и квитанция об оплате государственной пошлины) и направить их в регистрирующий орган - налоговую инспекцию. Если все документы оформлены верно, налоговая инспекция выдает гражданину свидетельство, подтверждающее его статус индивидуального предпринимателя, и направляет соответствующие уведомления в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и другие органы, на учете которых должен стоять предприниматель. Таким образом, гражданину нет необходимости обращаться в компетентные органы для постановки на учет. Получив в налоговой инспекции свидетельство, он может сразу заняться предпринимательской деятельностью. Такой порядок позволяет существенно снизить риск коррумпированности и чиновничьего произвола.
Действующее законодательство предусматривает ответственность индивидуального предпринимателя: уголовную, гражданско-правовую, административную. В отличие от юридических лиц, индивидуальный предприниматель несет имущественную ответственность всем своим имуществом. Часто предприниматели привлекаются к ответственности из-за незнания ими своих обязанностей. Поэтому гражданину, решившему стать предпринимателем, рекомендуется внимательно ознакомиться с налоговым, гражданским, трудовым, административным и уголовным законодательством, чтобы оградить себя от лишних проблем.
Рано или поздно любой предприниматель сталкивается с необходимостью прекращения предпринимательской деятельности. Прекращение предпринимательской деятельности может осуществляться в добровольном или принудительном порядке, а также по независящим от воли гражданина обстоятельствам (например, в случае смерти индивидуального предпринимателя). Для добровольного прекращения предпринимательской деятельности гражданину необходимо обратиться в налоговую инспекцию, в которой он зарегистрирован с заявлением по установленной форме и квитанцией об уплате государственной пошлины. Очень важно выполнить этот порядок, так как в случае, если предприниматель фактически не занимается предпринимательской деятельностью, но не оформил ее прекращение в установленном порядке, он должен продолжать выполнять обязанности предпринимателя, в частности подавать налоговую декларацию, уплачивать фиксированные страховые взносы. В противном случае за невыполнение своих обязанностей предприниматель может быть привлечен к административной ответственности.