Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Специфика государственного регулирования предпринимательской деятельности).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 3
Таким образом, на законодательном уровне в настоящее время закреплено тесное переплетение частных и публичных начал в правовом регулировании предпринимательской деятельности.
2. Направления совершенствования государственного регулирования предпринимательской деятельности
2.1 Зарубежный опыт государственного регулирования предпринимательской деятельности и возможности его использования в России
Россия только овладевает новыми экономическими отношениями между государством и бизнесом. Тем не менее зарубежный опыт часто переносится без поправки на «молодость» российских рыночных институтов, без учета местного менталитета, истории, культуры. Доказана необходимость вмешательства в свободное функционирование рынка, сначала рассматривается возможность реализации наиболее мягкой опции – саморегулирования, затем – квазирегулирования и лишь в самом крайнем случае – прямого государственного вмешательства.
В странах с развитым малым бизнесом проводится активная политика поддержки предпринимательских инициатив, созданы и действуют эффективные механизмы помощи предпринимательству. Знание зарубежного опыта необходимо, чтобы не повторять ошибки, использовать наработанный веками опыт, ускорить процесс цивилизованных рыночных преобразований в России. Ключевые слова: государственное регулирование, государственная поддержка, саморегулирование, квазирегулирование, аутсорсинг бизнес регулирования (ВРО), аутсорсинга управления знаниями (КРО).
Масштабы, формы и механизмы государственного регулирования предпринимательства в значительной степени определяются национальными особенностями, традициями, уровнем экономического развития страны, местом ее в мировой системе и многими другими факторами. Россия только овладевает новыми экономическими отношениями.
Демократизация общества, начавшаяся с конца 1980-х годов, затронула и экономику, вызвав усиление противоречий между нарастающей инициативой частного бизнеса и сохраняющимся контролем государства. Тем не менее зарубежный опыт часто переносится без поправки на «молодость» российских рыночных институтов, без учета местного менталитета, истории, культуры.
Целью изучения мирового опыта в части регулирования предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса является; уточнение положений определяющих сущность процесса регулирования предпринимательской деятельности в странах-лидерах в сфере малого бизнеса; определение путей совершенствования государственного регулирования предпринимательской деятельности в условиях экономических преобразований и становления гражданского общества на примере иностранного опыта.
Полагаясь на опыт развитых стран в области регулирования предпринимательской деятельности можно выделить несколько ключевых тенденций, которые в той или иной мере затрагивают высокоразвитые страны. Первая – это снижение административного воздействия на бизнес, предоставление ему большей свободы. В то же время государственная политика направлена на максимальную поддержку наиболее приоритетных секторов экономики. Социальная составляющая постоянно находится в числе ее приоритетов.
В Австралии в 1996-2000 гг. было сформировано несколько рабочих групп, которые шаг за шагом исследовали эффективность собственно государственного регулирования, квазирегулирования и саморегулирования и разрабатывали рекомендации по дальнейшему совершенствованию этих инструментов. Способы регулирования здесь делятся на: саморегулирование, то есть установление стандартов поведения, их применение и защита самим бизнесом без какого-либо государственного вмешательства; квазирегулирование (сорегулирование), допускающее участие государства в какой-либо форме в обеспечении соблюдения кодексов и правил, разрабатываемых бизнесом; государственное регулирование – принятие нормативных актов, обязательных для исполнения, контроль выполнения которых осуществляет государственный орган.
В каждом случае, когда доказана необходимость вмешательства в свободное функционирование рынка, сначала рассматривается возможность реализации наиболее мягкой опции – саморегулирования, затем – квазирегулирования и лишь в самом крайнем случае – прямого государственного вмешательства.
В рядах стран Евросоюза в 2000 гг. была принята государственная политика регулирования малого бизнеса построенная на разнообразной по- мощи малому бизнесу. В процессе разработки государственной политики была выявлена необходимость расширение применяемых инструментов государственного регулирования в частности за счет аутсорсинга. В систему государственного регулирования логично вписывается аутсорсинг бизнес регулирования (ВРО) и аутсорсинга управления знаниями (КРО).
Аутсорсинг бизнес регулирования (ВРО) это использование внешних ресурсов, знаний и опыта, налаженной инфраструктуры поставщика услуг (аутсорсера) для организации и обеспечения собственных специфических функции и достижения бизнес задач компании. В большинстве случаев ВРО предполагает передачу стандартизированных текущих процессов. Аутсорсинг управления знаниями (КРО) это предполагает управления процессами, которые требуют глубокого изучения или серьезной аналитической обработки данных формирования и управления базами знаний которые в последующем могут использоваться, в том числе и для поддержки принятия решений по регулированию малого бизнеса. Аутсорсинг сейчас только начинает получать распространения на территории стран Евросоюза.
Применение аутсорсинга приносит свои выгоды. Снижение стоимости реализации бизнес процессов у предприятий малого бизнеса, за счет использования подготовленных стандартных бизнес ситуаций: снижение рисков связанных с предпринимательской деятельностью за счет факторов связанных с государственным регулированием и контролем; дополнительный доступ к финансам за счет государственной поддержки предпринимательства.
Так, к быстрому росту мелких предприятий в США привело сокращение государственного вмешательства при самой разнообразной ее поддержке. Методом естественного отбора здесь формируются лидеры будущего бизнеса. Максимально упрощена процедура регистрации нового предприятия. Она занимает здесь один день и стоит от 5 до 10 долл.
Более подробно рассмотрим опыт двух «локомотивов европейской экономики» – это Германии и Франции. В Германии (на территории бывшей ФРГ) с 1978 г. осуществляется специальная правительственная программа «Общая концепция научно-технической политики в отношении мелких и средних фирм». Она предусматривает финансирование рисковой деятельности, улучшение условий передачи технологий, обеспечение научными кадрами.
С 2000 г. осуществляется специальная программа «Стимулирование накопления для основания собственного дела». В рамках этой программы осуществляется кредитование малого бизнеса. Банк развития при федеральном правительстве КФВ предоставляет предпринимателям кредиты под очень низкие проценты и на очень длительные сроки действия. Кредиты предоставляются с твердой процентной ставкой и подлежат погашению по плану, установленному в момент утверждения кредитования.
Для всех кредитов действует принцип вещественного обеспечения долга. Обращает на себя внимание то, что государство стремится создать для малого и среднего бизнеса равные условия конкуренции с крупными компаниями. Довольно широко используется механизм кредитов и субсидий. Органы федерального уровня и уровня земель предоставляют предпринимателям льготные инвестиционные кредиты, кредиты для создания собственных предприятий, региональные кредиты.
С помощью государства осуществляется специальная программа роста собственного капитала предпринимательских структур. В Германии законодательно закреплены условия, формы и механизм технической помощи мелким и средним фирмам, осуществления дотаций на научные исследования и подготовку научно-исследовательского персонала.
Проводится систематическая работа по укреплению связей мелких и средних предприятий с наукой, привлечению их к программам 96 научно- исследовательских центров в 34 отраслях промышленности. Важнейшие регулирующие функции немецкого государства связаны с обеспечением правового и экономического порядка в стране. Они предусматривают основополагающие права на свободу предпринимательской деятельности, например, право заключать договоры, вступать в объединения, создавать филиалы и отделения, выбирать профессию и место работы, самостоятельно устанавливать цены на выпускаемую продукцию. Это касается и частной собственности, распоряжения ею, прежде всего средствами производства (земельными участками, зданиями, машинами и другими основными фондами). Законодательно закреплены принципы самостоятельно- го предпринимательства.
Второе направление государственного регулирования предпринимательской деятельности – его разнообразная поддержка. Налоговая политика как инструмент поощрения инновационной деятельности в приоритетных отраслях широко используется во Франции, Великобритании и Германии. Финансовая помощь, обычно мелким и средним фирмам, оказывается в форме субсидий, гарантированных займов и дотаций. Во Франции на национальном уровне под контролем премьер-министра действует поддержка инвестиций малому и среднему бизнесу. Помощь ограничена на уровне 7,5 % инвестиций для среднего бизнеса и 15 % для малых предприятий (или 200,000 евро в течение трех лет, если это более выгодно).
Опыт Франции интересен ещё и стимулированием перемещения пред- приятий на периферию, в слабо развитые регионы. В этом случае малые и средние предприятия получают целевые кредиты на капиталовложения, структурную перестройку производства. Правительство Франции и региональные власти могут предоставлять субсидии малым и средним предприятиям. Такая поддержка предоставляется на всей территории Франции. Есть также особые региональных зоны помощи малому бизнесу. Поддержка может быть предоставлена через Европейский фонд регионального развития (ЕФРР) с одобрения Европейской комиссии.
Франция приняла промышленную политику с упором на поддержку научных исследований, развития и инновационного потенциала предприятий. Государственная поддержка инноваций, научных исследований и разработок в частном секторе, главным образом финансируется за счет налоговых кредитов. Во многих странах функционируют объединения малого и среднего бизнеса, выполняющие, своего рода, роль посредника во взаимоотношениях предпринимателей и власти, берущие на себя некоторые регулирующие функции.
Эффективное саморегулирование предполагает наличие: кодекса поведения, механизмов его защиты, эффективной системы разрешения споров. Основным мотивом создания схем саморегулирования является получение дополнительной прибыли участниками таких схем (за счёт конкурентных преимуществ, преодоления «провалов» рынка и т.п.). В то же время растёт количество схем саморегулирования, введённых в ответ на угрозу государственного вмешательства.
Достоверность намерений государства вмешаться в случае неадекватного функционирования рынка и неспособности бизнеса самостоятельно решить проблему создала мощный стимул к развитию саморегулирования. Помимо «чистого» саморегулирования возможны различные варианты смешанного регулирования, предполагающие совместную ответственность бизнеса и государства за регулирование экономики. Динамичное развитие предпринимательства требует эффективной работы институтов, разрешающих споры как внутри собственной среды, так и между бизнесом, властью и непосредственными потребителями его продукции и услуг. Это не только судебная власть.
В 1997 г. во Франции появились независимые органы административной власти. Они создаются (обычно законом) в областях, «чувствительных» для прав граждан, – борьба против бюрократии, регулирования рыночной экономики с целью защиты граждан, информации и коммуникаций. Поэтому у них двойная роль – представление, как граждан, так и публичной власти. К этим органам относятся банковская комиссия, со- вет по конкуренции, Высший совет агентства Франс-Пресс, комиссии по биржевым операциям, налоговым нарушениям, безопасности потребителей, доступу к административным документам, контролю страхования и др.
Создание подобных органов ведёт к появлению нового лица государства: оно уже не жандарм, а арбитр. Осуществляя превентивную деятельность, некоторые из независимых органов административной власти обладают регламентной властью. Важно, что все независимые органы административной власти представляют доклад часто публичный о своей деятельности. В развитых странах широко развита система защиты прав потребителей.
Она включает не только судебные институты, но и административные и общественные организации, оказывающие самую разнообразную помощь рядовым гражданам во взаимоотношениях с бизнесом. Это сокращает непосредственные регулирующие функции государственных органов.
Обобщая опыт развитых стран в сфере государственного регулирования малого бизнеса можно сформулировать следующие выводы. 1. Сущностные аспекты предпринимательства и государственного регулирования – две стороны одной медали, направленные на развитие экономической системы общества. Противоречия во взаимоотношениях бизнеса и власти, могут в определённых условиях обостряться, сдерживая позитивное воздействие на экономическое развитие.