Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (Организационное управление предприятием).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Система менеджента в организации как организационно-целевое управление
1.1. Цели управления предприятием
1.2 Организационное управление предприятием
2. Анализ эффективности системы менеджмента ООО «Автомир»
2.1 Общая характеристика организации
2.2 Анализ эффективности системы организационно-целевого управления
Введение
Актуальность проблемы исследования связана с существующими экономическими условиями хозяйствования предприятий в России и необходимостью осуществления не столько реформирования промышленных предприятий, сколько восстановления бизнес–процессов с учетом реальных экономических условий и проблем и возможностей предприятий.
В силу большого разнообразия факторов, воздействующих на структурное разделение труда, оно специфично для каждой специализации. Тем не менее можно выделить некоторые общие черты специализации, которые касаются прежде всего вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров. Все вышесказанное подтверждает актуальность и практическую значимость выбранной темы работы.
Научной и методической основой работы послужили законодательные акты, а также работы отечественных ученых и специалистов по управлению персоналом, к которым относятся: С. Шапиро, Ю.Г. Одегов, Е.Г. Минковь, ,А.А. Федченко, Е.С. Дашкова, Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури.
Объектом исследования выступает совершенствование деятельности предприятия на базе модифицирования организационной структуры предприятием. Предметом исследования является анализ организации организационной структуры ООО «Автомир».
Задачей данной курсовой работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности системы менеджмента ООО «Автомир».
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть менеджмент как организационно-целевую систему управления;
- Дать общую характеристику деятельности ООО «Автомир»;
- Подвергнуть анализу систему менеджмента ООО «Автомир»;
- Разработать рекомендации по повышению эффективности системы менеджмента исследуемого предприятия.
Объект исследования – ООО «Автомир».
Предмет исследования – система менеджмента предприятия.
Методы исследования: анализ литературы, сравнение, метод опроса.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
1. Система менеджента в организации как организационно-целевое управление
1.1. Цели управления предприятием
Одной из ведущих проблем для отечественных предприятий в условиях социально-экономической нестабильности является поиск современных средств организации управления, обеспечивающих усиление их позиции на рынке товаров и услуг. Приоритетным направлением решения этой проблемы является применение новейших механизмов стратегического управления [4].
Стратегическое планирование и управление для многих предприятий является новым, необычным, но таким, который вступает в силу явлением. Необходимость в нем проявляется как в процессе перехода от плановой экономики к рыночной, так и в сложных, нестабильных условиях развития мировой экономики [6]. Важность стратегического управления определяется также тем, что темпы изменений внешней среды по скорости проявления часто опережают ответную реакцию предприятия, в связи с чем возрастает частота появления неожиданных, непредсказуемых для предприятия проблем. Стратегическое управление призвано расширить горизонты предвидения, создать возможности своевременной реакции предприятия на изменения внешней среды на рынках товаров, услуг и технологий, в научно-технической, социальной и политической сферах [2].
Любая модель управления предприятием базируется на соответствующей концепции. Концепция управления - это система идей, принципов, представлений, которые предопределяют цель функционирования организации, механизм взаимодействия субъекта и объекта управления, характер взаимодействия между отдельными звеньями его внутренней структуры, а также необходимую степень учета влияния внешней среды на развитие предприятия. Анализ концепции стратегического управления дает возможность систематизировать и выделить следующие характерные черты: базируется на определенном сочетании теории; системном, ситуационном и целевом подходах к деятельности предприятия, трактуется как открытая социально-экономическая система; ориентирует на изучение условий, в которых функционирует предприятие. Это позволяет создавать адекватные этим условиям системы стратегического управления, которые отличаются друг от друга в зависимости от особенностей предприятия и характера внешней среды. Таким образом анализ, интеграция и применение информации для принятия стратегических решений позволяет определить содержание и последовательность действий по изменению на предприятии благодаря уменьшению неопределенности ситуации [7].
Реализация концепции стратегического управления предприятием возможна только тогда, когда предприятие является стратегически ориентированным. То есть предприятие, в котором персонал имеет стратегическое мышление, применяется система стратегического планирования, что позволяет разрабатывать и использовать систему стратегических планов.
Многие ученые дают свое определение понятию стратегический менеджмент, например А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд рассматривают стратегический менеджмент как процесс, посредством которого менеджеры устанавливают долгосрочное направление предприятия, разрабатывают стратегии для достижения целей с учетом внешних и внутренних обстоятельств, и обязуются выполнить выбранные планы действий.
А.С. Виханский - как управление предприятием, которое опирается на человеческий потенциал, как на основу предприятия, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и осуществляет своевременные изменения на предприятии, которые отвечают вызову со стороны окружения и позволяющие создавать конкурентные преимущества, что в совокупности дает возможность предприятию выжить в долгосрочной перспективе, достигая при этом своей цели. [2, - c. 29]
Стратегический менеджмент состоит из различных элементов. Американская консультационная фирма «Мак-Кинси» приводит некоторые из них, например: стратегия, структура, кадры, искусство управления.
Стратегический менеджмент предприятия рассматривается как система трех элементов:
- Стратегия, как совокупность управленческих решений по ее перспективному развитию;
- Соответствующая структура управления, ориентированная на разработку и внедрение стратегий;
- Организационная культура.
Стратегия предприятия является одним из главных понятий в стратегическом менеджменте.
Стратегические цели указывают направление деятельности предприятия, устанавливают способ мотивации работников и способы проведения контроля над выполнением планов.
Сфера деятельности предприятия указывает на то, какие товары или услуги и на каких рынках предприятие намерено внедрять. Основным способом получения конкурентного преимущества предприятия на рынке являются: хорошее качество, низкая цена, скорость доставки, марка, определенные характеристики товара [9].
Стратегическое управление, как и другие сферы управленческой деятельности, представляет собой сочетание различных функций (видов деятельности), которые выделяются из общего управленческого процесса вследствие разделения управленческого труда. При таких условиях, специализированные виды разнообразных работ, связанные с формированием, реализацией и контролем выполнения стратегических установок предприятия будем называть «функциями стратегического управления». Без обобщения основных функций и определения специальных функций, которые должно выполнять стратегическое управление, невозможно вести разработку современных подходов к долгосрочного развития субъектов хозяйствования в условиях нестабильности и неопределенности среды функционирования [1].
Американский ученый М. Армстронг, используя подходы Б. Бернса и Дж. Уолтона приводит перечень обобщенных основных функций стратегического управления, где выделяются следующие функциональные направления стратегической работы на предприятии [5]: осуществление всего объема организационной деятельности, включая установление корпоративных целей и определения границ действий; ответственность за взаимодействие предприятия с внешней средой; обеспечение функционирования внутренних процессов, структур и процедур, которые должны способствовать выполнению предприятием поставленных целей; согласование деятельности предприятия с его ресурсной базой на основе оценки объемов необходимых ресурсов или для использования возможностей, или для защиты от внешних угроз; приобретения, сокращения или перераспределение ресурсов; перевод сложных и динамичных внешних и внутренних факторов, влияющих на предприятие, в структурированный набор понятных, четко сформулированных повседневных задач.
Учитывая это, можно утверждать, что функции стратегического управления целесообразно исследовать отдельно в рамках каждой стратегической школы, поскольку их научные взгляды в значительной степени различаются. При таких условиях, сформировать целостную модель содержательных функций стратегического менеджмента, как сферы управленческой деятельности возможно лишь на основе их обобщения по всем десяти научными течениями [1].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что стратегическое управление определяется как управление предприятием, при котором основой стратегических решений является выбор поведения предприятия в данный момент, которое рассматривается как начало будущего. Следовательно, решение при стратегическом управлении определяются обстоятельствами, которые возникают. Их выполнение должно дать не только ответ на вызов со стороны внешней среды, но и обеспечить возможность дальнейшей успешной реакции на изменения, которые происходят.
Выбор стратегии является центральным моментом стратегического планирования. Нередко компания выбирает стратегию из ряда возможных вариантов. Таким образом, если фирма стремится к увеличению своей доли на рынке, она способна добиться собственной цели несколькими путями – стратегическими направлениями развития.
Осуществить концепцию стратегического управления организация может только в том случае, когда компания — стратегически ориентированная. Стратегически ориентированная фирма является такой фирмой, в которой персонал обладает стратегическим мышлением, используется система стратегического планирования, что дает возможность разработки и использования интегрированной системы стратегических планов, а также текущая, повседневная деятельность подчиняется достижению намеченных стратегических целей [11].
В число преимуществ стратегически ориентированных фирм включают:
1. Сокращение до минимума отрицательных последствий изменений, происходящих, а также фактора «неопределенности будущего»;
2. Возможность учета объективных (внешних и внутренних) факторов, формирующих изменения, а также сосредоточения на изучении данных факторов; формирование соответствующих информационных банков;
3. Возможность получения необходимой базы для принятия стратегических, а также тактических решений;
4. Упрощение работы, связанной с обеспечением долгосрочной и краткосрочной эффективности и прибыльности;
5. Возможность сделать компанию более управляемой, так как с наличием системы стратегических планов имеется возможность сравнения достигнутых результатов с поставленными целями, которые конкретизированы в виде плановых заданий;
6. Возможность установить систему стимулирования для того, чтобы развивать гибкость и приспособленность компании, а также отдельных ее подсистем к изменениям;
7. Обеспечение динамических изменений посредством ускорения практических действий, связанных с реализацией стратегических планов на основании соответствующей системы регулирования, контроля и анализа;
8. Создание производственных возможностей и системы внешних связей, являющихся восприимчивыми к изменениям и позволяющих добиться будущих целей;
9. Реализация названных принципов дает возможность построения обоснованной последовательности действий по осуществлению концепции и формированию системы стратегического управления.
1.2 Организационное управление предприятием
Много разных требований предъявляется к структуре управления как к ключевому элементу концепции менеджмента, которые учтены в принципах формирования системы управления, которым посвящено очень много разных работ отечественных авторов. Основные принципы могут быть сформулированы следующим образом.
В первую очередь организационная структура управления должна отражать цели и задачи предприятия, и тем самым должна быть подчинена производству и его потребностям [17, C. 48].
Между органами управления и отдельными сотрудниками необходимо предусматривать оптимальное разделение труда, которое может обеспечить творческий характер работы, обеспечить рациональную нагрузку и надлежащую специализацию.