Файл: Процессы принятия решений в организации(Этапы процесса принятия управленческого решения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение


Лауреаты Нобелевской премии в области экономики Герберт Саймон и Джеймс Бьюкенен были отмечены столь высокой наградой именно за свои исследования процесса принятия управленческих решений (Г. Саймон В 1978г. «за новаторские исследования процесса принятия решений в экономических организациях, в фирмах», Дж. Бьюкеннен в 1986г. «за исследование договорных и конституционных основ теории принятия экономических и политических решений»). [ 7 c. 22]. Этот факт подчеркивает огромное значение, которое имеют управленческие решения, они фактически формируют экономики государств и отдельных предприятий. Теория принятия решений охватывает области различных наук: математики, статистики, информатики, экономики, менеджмента и психологии, от знания которых зависит качество принятых решений и их результаты. Современный менеджер должен иметь глубокую теоретическую подготовку в области теории принятия эффективных решений и обладать в этой сфере необходимыми практическими навыками. [ 9 c. 56].

Актуальность выбранной темя заключается в том, что принятие решений является важнейшей функцией управления, успешное осуществление которой обеспечивает достижение организацией ее целей. Из-за неумения качественно и рационально осуществлять этот процесс, из-за отсутствия в организации механизма его осуществления, технологии, страдает большинство фирм и предприятий. Успех организации, в какой бы сфере она ни функционировала, во многом зависит от этого. Функция выработки и принятия управленческих решений является ключевой, центральной во всей структуре управленческой деятельности; она в наибольшей степени определяет ее качество и эффективность. Она также наиболее характерна для специфики управленческого труда, поскольку главная функция менеджеров это принятие решения. Процессы управленческих решений включены и во все иные функции управления, составляют их важнейший компонент и значимо влияют на их качество. Они распределены по всему управленческому циклу.

Цель курсовой работы - детально рассмотреть процесс принятия управленческого решения.

Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:

- выявление и изучение теоретических аспектов принятия управленческого решения в организации;

- рассмотреть методологические основы принятия управленческих решений в организации;

- определить роль лица принимающего решения в организации;3

- выдать рекомендации по совершенствованию процесса принятия решения в организации.


Объектом исследования является управленческая деятельность.

Предмет исследования – технология процесса принятия решений, то есть, последовательность действий по выработке и реализации решений.

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы.
 

Глава 1 Теоретические аспекты принятия управленческого решения в организации

1.1. Модели процесса разработки управленческих решений

«Принятие решений – это искусство возможного; искусство же принятия решений заключается в том, чтобы вовремя сделать выбор (решения)..., а затем уверено и смело довести принятое решение до логического завершения». Кен Ленгдон [18]

Необходимость в принятии решения возникает при наличии проблем. Из понимания того, что принятие решений предполагает совершение конкретного действия по разрешению проблемы, а этому должно предшествовать определение причин сложившейся ситуации, следует, что начинать процесс принятия решения, чтобы решить проблему, причины которой неизвестны, вряд ли признается целесообразным.

Известно множество моделей процесса принятия решений, т.е. в той или иной степени формализованных представлений о структуре и характере этого процесса. Их изучение позволяет по-новому взглянуть на многие явления в жизни организации и сформировать собственные представления о том, как в действительности происходит принятие управленческих решений и что надо сделать, чтоб наилучшим образом организовать этот весьма сложный процесс. [ 10 c. 78].

Подобное изучение возможно с двух точек позиций. Нас может интересовать, как именно происходит разработка управленческих решений в реальных организациях, с максимальным воспроизведением как положительных, так и отрицательных особенностей данного процесса в организации. Подобный подход принято называть дескриптивным, т.е. описательным. [14 c. 154]. Модели процесса разработки управленческого решения, опирающиеся на дескриптивный подход, описывают реальное поведение людей в ситуациях выбора, поскольку являются формой представления знаний о действительности. Такое описание может быть использовано как для диагностики системы управления, выявления ее слабых мест, так и для прогнозирования поведения организаций в условиях изменения их внутренней и внешней среды, оказания на них тех или иных воздействий со стороны органов власти и управления. Например, отчет о деятельности фирмы представляет описательную модель. [4 c. 112].


С другой стороны, мы можем поставить цель ответа на вопрос, как должна происходить разработка управленческих решений в организации, то мы оказываемся в рамках нормативного (предписывающего) подхода. Прежде всего, нормативные модели предписывают нам некоторые нормы и правила поведения в процессе разработки управленческого решения, и играют роль стандарта или образца под который «подгоняется» как сама деятельность, так и ее результаты. Примером нормативных моделей являются бизнес-планы, программы действий. [18 c. 59].

Представляется интересным и понимание того, что есть сам процесс разработки решения и как его можно улучшить. В настоящее время рассматриваются две концепции, условно называемые мануфактурная и творческая парадигма (использование парадигмы в данном случае является очень удобным, поскольку понимается как некоторая ментальная модель знаний, содержащая ряд предположений, универсально принятых и постоянно используемых при интерпретации наблюдаемых фактов). [26].

Мануфактурная парадигма. Процесс разработки решений рационален в той мере, в которой он существует в развернутой форме, устойчив и не избыточен, допускает деперсонификацию, отчуждение от конкретного ЛПР (например, понятно, как ему научить), тиражирование и в дальнейшем передачу машине (компьютеризацию). В этом случае процесс разработки решений фактически рассматривается как производственный, технологический процесс, подобный производству продукции на мануфактуре. Речь идет об «изготовлении решения». Например, Дж. К. Лафта прямо пишет: «Основными принципами рациональной организации любых процессов (в том числе процессов разработки управленческих решений) являются следующие: пропорциональность..., непрерывность..., параллельность..., прямоточность..., ритмичность...» [14].

Вот еще одна типичная интерпретация экономистами рациональности применительно к процессу разработки решений: «Суть концепции «рациональных решений» состоит в том, что решающим аргументом при принятии решения, т.е. при сознательном выборе наилучшего варианта среди других, принято считать логически непротиворечивую, полную и, лучше всего, количественно подтвержденную систему доказательств. ... Принципы, заложенные в парадигму рациональных решений, предполагают, прежде всего, моделирование реальной ситуации, т.е. представление ее в упрощенном для изучения виде... это расчленило процесс на более простые фазы, позволило распараллелить работы по разработке решений».Здесь явно проступают черты оценки процесса принятия решений как производственного. Распараллеливание работы, разделение ее на простые фазы, т.е. разделение труда; моделирование, в перспективе неизбежно ведущее, по мере усложнения моделей, к компьютеризации (т.е. передаче каких-то функций электронно-вычислительной машине) — все это очень точно повторяет описание развития мануфактуры и подготовки перехода к машинному производству. [21 c. 12].


Творческая парадигма. Процесс разработки решений рационален в той мере, в которой он обладает высокой степенью привлекательности для ЛПР, эмоционально окрашен, мобилизует и полностью использует творческий потенциал ЛПР и способствует его развитию. При этом понимании процесс разработки решений есть вид творческой деятельности. Учитывается его воздействие не только на объект, но и субъект принятия решения, причем для последнего он обладает самостоятельной ценностью. В рамках творческой парадигмы мы не можем говорить об «изготовлении решения» точно так же, как мы не можем говорить, что поэт «изготовил стихотворение», а художник «изготовил картину». [17 c. 65].

Две выделенные парадигмы качества в целом ряде аспектов прямо противоположны, противоречивы. В то же время они неразрывно связаны и определенным образом дополняют друг друга. Их последовательная смена, критика одной с позиций другой оказывали и оказывают стимулирующее воздействие на развитие теории и практики принятия решений. Выделенные парадигмы не должны рассматриваться как классы процессов принятия решений. В реальности каждый процесс несет в себе черты и одной и другой. Однако это не означает полного релятивизма. По-разному отвечая на вопрос о том, что рационально, две выделенные парадигмы приводят к различным выводам о том, что следует делать с конкретным процессом принятия решений для того, чтобы он стал лучше. [12 c. 10-9].

Отметим, что было бы неверным рассматривать творческую парадигму в свете приведенных ее характеристик как исключительно позитивную альтернативу ретроградному мануфактурному подходу. Так, например, ориентация на самостоятельную ценность процесса принятия решений для реализующего его субъекта заставляет поощрять стремление этого лица к разнообразию. Однако некоторые авторы указывают и на негативные стороны присущего лицам, принимающим решение, стремления к разнообразию. [24 c. 35]. «Разнообразие может увеличивать затраты и сложность процесса принятия решений, замедлять сам процесс, в то время как управляющие или клиенты пытаются разобраться в бесконечном разнообразии выборов. Применение тех же подходов к принятию деловых решений, однако, может быть разрушительным и привести к тенденции вносить изменения ради самих перемен. Этот подход может вызвать контрпродуктивные стереотипы - смену поставщиков, консультантов или служащих (просто чтобы попробовать что-нибудь новое), или выбор управленческой теории месяца». [26].

Подчеркнем, что отождествление мануфактурной парадигмы с принятием решений, а творческой - с решением проблем было бы соблазнительно простым, но неверным выводом. Разумеется, творческая парадигма в большей мере связана с изучением и попыткой улучшения методов решения проблем, а мануфактурная - с решением задач. Однако здесь нет однозначности.


В настоящее время в рамках дескриптивного и нормативного подходов существует большое разнообразие моделей процесса разработки решения. Часть из них являются моделями принятия решений, другие представляют модели разрешения проблем. Кроме того, они так же являются отражением сформированных выше парадигм процесса разработки решения. [27].

Ярким представителем нормативного подхода является рациональная модель процесса разработки управленческого решения.

Рациональная модель (модель человека экономического) основывается на предположении, что люди могут, по крайней мере, в экономически важных ситуациях принятия решений, действовать на основе логических законов, абсолютно рационально, следуя принципу максимизации прибыли, обладают неограниченными возможностями и способностями разума принимающего решение (отсюда и название). [21 c. 32]. Если в распоряжении человека имеется достаточно времени для установления всех возможных альтернатив принятия решения, для мотивации и способности к оценке этих альтернатив по их качеству, и если человек хочет достичь определенной цели наилучшим образом, то, согласно рациональной модели, он может выбрать из набора альтернатив самую лучшую (оптимальную). В идеальном случае человек действует рационально [Koopman и др., 1998]. В данном подходе интуиция, озарение, значение прошлого опыта, «жизненная мудрость» утрачивают свое решающее значение: рациональный подход позволяет освоить методы принятия правильных решений.

Рациональная модель касается, прежде всего, процессов принятия решения, а не результатов принятия решения. Если необходимо принять решение, необходимо пройти ряд этапов принятия решения и при этом нельзя нарушать логические закономерности для нахождения максимально эффективного решения. В теории управления установлено существование процесса управления, которого придерживаются принимающие решения, сознательно использующие рациональный метод принятия решения. В общем виде он состоит из четырех этапов: [2 c. 87].

выявление проблемы;

  • формализация проблемы;
  • формирование множества альтернатив;
  • выбор решения.

Разработка решений осуществляется в условиях ограничений по времени, объему ресурсов, выделяемых и направляемых на разработку ресурсов и в условиях существующего информационного обеспечения, задающего степень определенности проблемы.

Рациональная модель отражает возможную цикличность процесса разработки решения, когда неудовлетворенность ЛПР результатами анализа множества имеющихся у него альтернатив приводит к пересмотру – дополнению этого множества или, наоборот, сужению за счет введения в анализ каких-то дополнительных характеристик альтернатив (т.е. изменению информационной модели проблемной ситуации). Именно за счет таких циклических процессов может быть реализовано содержащееся в рациональной модели требование исчерпывающего анализа ситуации. [12 c. 182].