Файл: Проектирование реализации операций бизнес-процесса "Расчет заработной платы" (ООО «Татнефть-АЗС-Запад»).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 4
ВВЕДЕНИЕ
Управление современной организацией – сложная многоаспектная деятельность, которая основана на практике и теории в области менеджмента, информационных технологий (ИТ), психологии, финансов и т.п. Эффективность организации в основном зависит от того, насколько правильно указаны цели развития, а также какие были выбраны методы их достижения. Для значительного преуспевания в этом деле, нужно понимать, из чего именно состоит организация или предприятие, какова ее структура, какие бизнес-процессы реализуются, а также какие с них позволяют достигать поставленных целей.
В противном случае надо управлять вслепую, используя принцип «вдруг получится».
Обоснование выбора темы исследования состоит в том, что современная теория управления бизнес-процессами имеет большое количество различных подходов, методов и методологий, позволяющих организовать деятельность организации наиболее эффективным образом.
Процесс моделирования бизнес-процессов (БП) – это одна из важных ступеней для данных работ. Он позволяет намного нагляднее представить процессы, их составные компоненты, существенным образом облегчающие последующие действия, что повязаны с их анализом, выполнением оптимизации и контролем выполнения.
Стоит отметить, что сегодня существуют технологии, которые позволяют преобразовать любую модель бизнес-процесса непосредственно в реальный процесс, который выполняется при помощи информационной системы (ИС).
Способы оптимизации деятельности любой управляющей системы довольно разнообразные. Выбор того или иного метода или совокупности механизмов зависит от конкретного типа организации, ее масштаба, специфики системы управления, отраслевой принадлежности, уровня автоматизации процессов и других параметров.
Для описания бизнес-процессов часто используют несколько нотаций и соответствующее им программное обеспечение (ПО), которые позволяют моделировать практически все бизнес-процессы любой сложности.
Актуальность курсовой работы состоит в том, что автоматизация начисления заработной платы является краеугольным камнем успешности персонала и всей фирмы в общем.
Предметом исследования – теория реализации операций бизнес-процессов (БП).
Объект исследования – процесс разработки БД для начисления заработной платы.
Цель курсовой работы – рассмотрение применения теории баз данных для реализации процесса «Расчет заработной платы».
Задачи работы:
– выбрать комплекс задач для автоматизации;
– характеристика существующих БП в направлении реализации базы данных;
– выполнить обоснование проектных решений по программному и информационному обеспечению;
– выполнить описание базы данных;
– привести контрольный пример.
Курсовая работа состоит с введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЛАВА
1.1.Выбор комплекса задач автоматизации
ООО «Татнефть-АЗС-Запад» – одна из крупнейших нефтяных российских компаний, международно-признанный интегрированный холдинг. В состав производственного комплекса стабильно входят такие сферы, как нефтегазодобыча, нефтехимия, нефтепереработка, шинный комплекс, АЗС и сектор сервисных структур.
Компания также участвует в организации компаний финансового (страхового и банковского) сектора.
Предприятие также является юридическим лицом, поэтому имеет самостоятельный баланс, различные счета в банках, штамп, печать со своим наименованием, бланки, логотип (рисунок 1) и фирменное наименование.
Рисунок 1. Логотип ООО «Татнефть-АЗС-Запад»
ООО «Татнефть-АЗС-Запад» функционирует в соответствии с законодательством з нормативными актами Российской Федерации, Положением об подписании договоров, Уставом ООО «Татнефть-АЗС-Запад», распоряжениями и приказами Министерств РФ.
Сеть автозаправочных станций насчитывает 690 станций: 568 – в Российской Федерации, 18 – в Беларуси и 104 – в Украине.
В целях дальнейшего роста, инновационного развития, укрепления своих позиций в качестве одного из лидеров для нефтяной отрасли РФ «Татнефть»:
– успешно реализует программы для стабилизации объемов рентабельной добычи газа и нефти на лицензионных разрабатываемых месторождениях;
– активно осваивает месторождения, в том числе трудноизвлекаемой и высоковязкой нефти на территории Татарстана;
– расширяет ресурсную основы за пределами Татарстана и Российской Федерации;
– поднимает объемы реализации и производства готовых видов продукции оптимальной конкурентоспособности за счет непрерывного развития нефтеперерабатывающих, а также нефтехимических производств;
– эффективно реализует и формирует инновационно-направленную техническую политику.
Организационная структура ООО «Татнефть-АЗС-Запад» играет немаловажную роль в его деятельности. Рассмотрим основные отделы и их работу в структуре предприятия.
Управление организацией осуществляет персонально президент предприятия, которому подчиняются директор и 2 заместителя директора.
На предприятии осуществляются налоговый, управленческий и бухгалтерский учет хозяйственных операций. Документооборот в филиале ведется на основе законов РФ и прочих распорядительных документов. Всю ответственность за организацию документооборота и учета несут директора. Результаты деятельности отражаются в регулярной отчетности, что предоставляется в сроки и объеме установленные филиалом.
Главный бухгалтер возглавляет отдел бухгалтерии. Без подписи главного бухгалтера расчетные и денежные документы, кредитные и финансовые обязательства считаются недействительными и, в последствии, не должны исполнятся.
В отделе материального обеспечения предприятия выполняется работа по доставке продукции для персонала, отгрузки на склады и АЗС поставок горюче-смазочных материалов и прочие перевозки, предназначенные для поддержки процесса функционирования.
Работа отдела по работе с клиентами направлена на продвижение услуг, которые предоставляются компанией на внутренних и внешних рынках (как России, так Украины и Беларуси). При этом производится и распространяется рекламная информация, поддержка сайта, проведение акция для оптовых покупателей. [3]
Финансовый отдел возглавляет начальник отделения. Основными обязанностями данного структурного подразделения является поддержка и оптимизация финансового учета, проведение консультаций с акционерами или клиентами.
Отдел кадров предназначен для обеспечения организации квалифицированными кадрами.
Отдел капитального планирования формирует основные пункты деятельности ООО «Татнефть-АЗС-Запад» с перспективой на 5, 10, 20 лет.
Юридический отдел выполняет функции правового регулятора деятельности ООО «Татнефть-АЗС-Запад».
Отдел информационных технологий состоит из следующего персонала:
– начальник отдела информационных технологий;
– 2 системных администратора;
– 1 инженер-программист.
Стоит отметить, что расчет ЗП в рассматриваемой компании не автоматизирован в полной мере.
К примеру, все еще распространены бумажные табеля на начисление зарплаты, традиционные бумажные квитанции – «корешки» и другие отчетные документы.
Кроме этого, нужно также формировать отчетность в электронном режиме и при использовании электронной подписи.
В результате анализа деятельности компании нужно автоматизировать процесс расчета заработной платы.
1.2. Характеристика существующих бизнес-процессов
Смоделируем пример расчета зарплаты в нотации IDEF0.
На рисунке 2 рассматривается исходная диаграмма процесса «Расчет заработной платы».
Рисунок 2. Контекстная диаграмма
Выполним описание диаграммы.
Входными данными, которые применяются для расчета заработной платы являются табель отработанных дней (в нем указывается по дням количество отработанных часов), а также штатное расписание, в котором указывается для каждого из отделов количество ставок и оклады.
Процесс расчета заработной платы выполняется в отделе кадров кадровиком, а в бухгалтерии – бухгалтеров по зарплате.
В результате выполнения процесса должна быть сформирована ведомость начисления зарплаты на основании законов и трудового договора организации и персоналом, в котором указываются надбавки, взыскания и другие выплаты.
Контекстная диаграмма распределяется на несколько подпроцессов, а те, в свою очередь, также могут быть декомпозированы на более подробные (рисунки 3, 4).
Рисунок 3 – Первый уровень декомпозиции
То есть, весь процесс расчета можно разделить на такие этапы:
– расчет количества рабочих дней;
– расчет надбавок и взысканий;
– формирование зарплатной ведомости.
Рисунок 4 – Второй уровень декомпозиции
При использовании описания бизнес-процессов легко можно увидеть все потоки информации и их последовательность для описания процесса расчета зарплаты.
1.3. Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи
Заработная плата представляет собой совокупность различных выплат в пользу работника: вознаграждения за труд, компенсационных выплат и стимулирующих выплат. Эти выплаты начисляются по разным правилам.
Вознаграждение за труд зависит от сложности выполняемой работы, квалификации работника, количества и качества затраченного труда.
К расходам на оплату труда относятся любые начисления работникам в денежной или натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, а также, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные трудовыми контрактами или коллективными договорами.
Существуют различные системы оплаты труда. Под системой оплаты труда понимается способ установления соотношения между мерой труда и мерой вознаграждения за него, на основании которого определяется порядок исчисления заработка работника.
Труд работников может оплачиваться повременно, сдельно или по иным системам оплаты труда. Оплата может производиться за индивидуальные и коллективные результаты работы.
Для выполнения документооборота при расчете зарплаты нужно использовать такие документы:
– штатное расписание;
– табель отработанных дней;
– тарифная сетка окладов;
– трудовой договор;
– устав организации;
– законы и нормативные документы.
1.4. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению
Под информационным обеспечением (ИО) понимается множество данных, которые представляются для компьютерной обработки в определенной форме. Организационное обеспечение в совокупности с методическим представляют собой множество мероприятий, что направлены на выполнение процесса функционирования ПК.
Входными документами для реализации расчета заработной платы являются указанные в предыдущем пункте документы.
Эти документы составляются базовыми при расчете заработной платы, согласно установившимся в компании стандартам, а также они вносятся профсоюзом в трудовом договоре.
1.5. Обоснование проектных решений по программному обеспечению
Рассматриваемая задача будет решаться в СУБД Access, так как это ПО хорошо подходит к указанной разработке.
Microsoft Access – это система управления базами данных (СУБД) от Microsoft, которая объединяет реляционный Microsoft Jet Database Engine с графическим интерфейсом пользователя и инструментами разработки программного обеспечения. Он входит в комплект приложений Microsoft Office, входящий в состав выпусков Professional и выше.
В рабочей среде понятия базы данных и системы управления базами данных являются идентичными, и неспроста. Само понятие база данных неразрывно связанно с СУБД, и это коммутативно. СУБД управляет базой данных, а база данных функционировать может только под управлением СУБД.
В настоящее время существует достаточное количество СУБД различного рода. Есть open source (открытые и свободные) такие как MySQL (что несомненно придало больше популярности среди мелких фирм и одиночных пользователей), а есть проприетарные к примеру Microsoft Access (наибольшую популярность обрела среди корпоративных клиентов). Наличие подобного разнообразия позволяет пользователям (как фирмам/компаниям так и одиночным пользователям) различного финансового и персонального состояния, использовать в своей деятельности систему управления базами данных.