Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (ООО "Дефиле").pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Управление торговой организацией: сущность, принципы и задачи
1.2 Оценка эффективности коммерческой деятельности торговой организации
1.3 Обеспечение конкурентоспособности как основной фактор управления торговой организацией
2 ОЦЕНКА КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ДЕФИЛЕ»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ хозяйственно-финансовой деятельности ООО «Дефиле» за 2015-2017 гг
2.3 Анализ конкурентоспособности ООО «Дефиле» как показателя эффективности коммерческой деятельности
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ДЕФИЛЕ»
3.1 Предложения по совершенствованию коммерческой деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Изменения, происходящие в России и в мире, требуют новых подходов к управлению предприятиями в конкурентной среде. В изменившихся условиях стагнации российской экономики традиционные методы управления предприятиями перестают давать результаты.
Функционирование российских предприятий торговли происходит в условиях нарастающей конкуренции и быстро меняющейся экономической среды, что требует от руководителей принятия оптимальных управленческих решений в области коммерции, особенно в управлении продажами.
На современном этапе развития торговли (отличительными факторами которого являются экономические и политические санкции, рост инфляции и ограниченность заемных финансовых ресурсов) исследование проблем и особенностей управления коммерческой деятельностью на основе повышения эффективности продаж на предприятиях торговли является объективной потребностью.
Таким образом, изучение механизмов и инструментов достижения большей эффективности управления коммерческой деятельностью торговых организаций, разработка практических рекомендаций для их использования соответствуют реалиям и тенденциям развития экономики нашей страны и имеют большую актуальность.
Объектом исследования выступает финансово-экономическая деятельность ООО «Дефиле» - магазин нижнего белья и домашней одежды для женщин (г. Пермь).
Предметом исследования являются формы, методы, принципы управления торговой организации на потребительском рынке.
Целью исследования является реализация мероприятий по совершенствованию управления ООО «Дефиле» в кризисных ситуациях.
На основе поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть и проанализировать теоретические аспекты коммерческой деятельности розничного торгового предприятия;
- выполнить анализ коммерческой деятельности ООО «Дефиле»;
- разработать мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности ООО «Дефиле» и провести оценку эффективности предложенных мероприятий.
Методологической основой исследования явились труды зарубежных и отечественных исследователей, таких как Акимова Т. А. Веснин В.Р. Зуб А. Т., Ерёмин В.Н. которые в своих работах рассматривают вопросы оптимизации управления коммерческой деятельности.
В работе использованы совокупность методов исследования управленческих процессов, в том числе: общенаучные, специальные и частнонаучные.
Периодом исследования являются 2015 - 2017 гг.
Поставленные цели и задачи предопределили структуру работы. Во введении сформулированы актуальность выбранной темы, поставлены цели и задачи, выбраны и определены методы исследования, определена структура работы.
В первой главе рассмотрены теоретические основы коммерческой деятельности торговой организации.
Во второй главе раскрыта организационно-правовая характеристика ООО «Дефиле», проведён анализ основных экономических показателей и уровня конкурентоспособности.
В третьей главе представлена разработка мероприятий по улучшению коммерческой деятельности организации на основе оптимизации управления, а также дана оценка их эффективности.
В заключении сформулированы основные выводы и приложения по проделаной работе.
Список используемой литературы содержит перечень нормативно-правовых актов, учебной и научной литературы, материалов периодики и сети Internet.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Управление торговой организацией: сущность, принципы и задачи
Торговля является одной из крупнейших отраслей экономики любой страны как по объему деятельности, так и по численности занятого в ней персонала, а предприятия этой отрасли являются наиболее массовыми.
Предприятие, розничной торговли - предприятие, основными задачами которого являются розничная торговля потребительскими товарами в ассортименте, соответствующем его товарному профилю, а также другими товарами, оказание дополнительных услуг[1].
Деятельность торговых предприятий связана с удовлетворением потребностей каждого человека, подвержена влиянию множества факторов и охватывает широкий спектр вопросов организационно-технологического, экономического и финансового характера, требующих повседневного решения. Управление многогранной деятельностью торгового предприятия является весьма сложным процессом и осуществляются с помощью разнообразных методов торгового менеджмента.
Торговый менеджмент призван формировать наиболее рациональные управленческие решения по вопросам развития конкретного торгового предприятия, координировать различные направления его деятельности и обеспечивать высокую эффективность конечных результатов этой деятельности[2].
В таблице 1 представлены основные составляющие системы менеджмента торговой организации.
Таблица 1
Характеристика основных составляющих системы менеджмента торговой организации
Составляющие системы |
Смысл |
Изменения под воздействием обстоятельств |
Миссия |
Сверхзадача торговой организации, определяющая смысл ее существования, причину появления и деятельности на рынке, является отправной точкой для выработки стратегических направлений развития организации. |
Формулируется на длительный период, меняется крайне редко и не зависит от текущего состояния деятельности. |
Цель |
Состояние отдельных характеристик торговой организации, желательных для нее для достижения эффективного результата. |
Меняются часто и зависят от текущей ситуации организации на рынке. |
Принципы |
Исходные положения управления, которые обеспечивают функционирование и развитие управляемой системы. |
Как и миссия меняются крайне редко или не меняются никогда. |
Методы |
Совокупность приемов и способов достижения целей управления. |
Спектр используемых методов постоянно меняется под воздействием обстоятельств. |
Механизм управления |
Совокупность средств и методов управления, сцепление, определяющее возможность целенаправленного движения системы. |
Меняется под воздействием среды. |
Функции и технологии |
Структурные единицы управленческой деятельности. Последовательное, скоординированное, однозначное выполнение функций, процедур, операций, действий говорит о технологизации управленческого процесса. |
Набор, последовательность и стандарты реализации управленческих функций меняются под воздействием обстоятельств. |
Торговый менеджмент предусматривает многовариантность подходов к разработке конкретных управленческих решений в различных сферах деятельности торгового предприятия. Это предполагает, что подготовка каждого управленческого решения должна учитывать и альтернативные возможности действий. При наличии альтернативных проектов управленческих решений их выбор для реализации должен быть основан на системе критериев, обеспечивающих достижение высоких результатов деятельности торгового предприятия. Система таких критериев устанавливается самим торговым предприятие[3].
Торговый менеджмент должен быть ориентирован на стратегические цели развития торгового предприятия. С учетом основных характеристик торгового менеджмента формируются его цели и задачи.
Основной целью торгового менеджмента является обеспечение высоких темпов развития торгового предприятия в стратегической перспективе и возрастания его конкурентной позиции на потребительском рынке[4].
Исходя из этой главной цели торговый менеджмент призван решать следующие основные задачи, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Задачи управления торговой организацией
Задача |
Сущность |
1 |
2 |
Формирование условий наиболее полного удовлетворения спроса покупателей на товары в рамках избранного сегмента потребительского рынка |
Эта задача реализуется путем поиска торговым предприятием своей рыночной ниши на потребительском рынке; выявления основных параметров спроса покупателей в данном сегменте потребительского рынка; формирования эффективной ассортиментной политики, направленной на удовлетворение покупательского спроса на товары; обеспечения устойчивости ассортимента товаров, реализуемых торговым предприятием. |
Обеспечение высокого уровня торгового обслуживания |
Эта задача реализуется путем удовлетворения всех основных требований покупателей к уровню торгового обслуживания, сущность которых с учетом специфики конкретного сегмента потребительского рынка сводится к тому, чтобы с наименьшими затратами времени и наибольшими удобствами приобрести в торговом предприятии необходимые товары. |
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
Обеспечение достаточной экономичности осуществления торгово-технологического и торгово-хозяйственного процессов на предприятии |
Эта задача реализуется путем обеспечения минимизации затрат трудовых, материальных и финансовых ресурсов на организацию отдельных технологических процессов и операций, связанных с движением товаров и обслуживанием покупателей; на осуществление отдельных коммерческих операций и коммерческой деятельности в целом; на исполнение функций управления торговым предприятием. |
Максимизация суммы прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия, и обеспечение ее эффективного использования |
Эта задача реализуется путем оптимизации объема товарооборота предприятия; эффективного управления его активами; проведения целенаправленной ценовой, амортизационной и налоговой политики; оптимизации соотношения капитализируемой и потребляемой частей прибыли. |
Минимизация уровня хозяйственных рисков, связанных с деятельностью торгового предприятия |
Эта задача реализуется путем эффективного управления различными коммерческими, финансовыми, инвестиционными и другими рисками, связанными с хозяйственной деятельностью предприятий торговли. |
Обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости торгового предприятия |
Эта задача реализуется прежде всего за счет высокой инвестиционной активности предприятия, его способности эффективно аккумулировать собственные финансовые ресурсы на обеспечение прироста активов во всех их формах, повышения финансовой устойчивости предприятия. Кроме того, на возрастание рыночной стоимости торгового предприятия оказывает влияние его высокая деловая репутация, завоеванные им маркетинговые позиции на потребительском рынке, отработанность внутренней технологии осуществления хозяйственной деятельности и управления, а также другие так называемые "неосязаемые активы", способные приносить торговому предприятию дополнительную прибыль. |
Все задачи торгового менеджмента теснейшим образом взаимосвязаны. Так, формирование условий наиболее полного удовлетворения спроса покупателей и обеспечение высокого уровня их торгового обслуживания способствуют росту товарооборота, а соответственно и максимизации суммы прибыли торгового предприятия[5].
1.2 Оценка эффективности коммерческой деятельности торговой организации
Понятие «эффективность» достаточно широко применяется в разнообразных областях науки и практики. В таблице 3 представлены определение сущности понятия «эффективность» в трактовках разных авторов.
Таблица 3
Дискуссионные подходы к определению сущности понятия «эффективность»
Автор |
Определение |
Балашов А. П. |
Эффективность это - результативность процесса, проекта, операции, которая определяется отношением эффекта, результата к затратам, определяющим его появление»[6]. |
Глухов В. В. |
Эффективность – это показатель фактического достижения результата, способность организации эффективно побуждать в объемах, которые будут достаточными для поддержания баланса системы[7]. |
Репина Е. А. |
Эффективная экономическая деятельность характеризуется такими признаками, как высокая результативность, простота и рациональность технологии и организации, точность, надежность всех элементов (оборудования, материалов, работников), высокое качество процессов и их результата, соответствие целям организации, предприимчивость, высокая активность и т.д[8]. |
Басовский Л.Е. |
Эффективность – степень соизмерения результатов с затратами; система результатов показателей, характеризующих уровень использования мощностей системы; в управлении – достижение целей управления при минимальных нежелательных последствиях или издержках»[9]. |
Сергеев И.В. |
Комплексный показатель стремления к конечному результату, а также вариант правильности, точности направления к конечному результату[10]. |