Файл: «Проектные структуры управления» (ООО «Завод «Океан»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- комплексный подход к реализации проекта, решению проблемы;

- концентрацию всех усилий на решении одной задачи, на выполнении одного конкретного проекта;

- большую гибкость проектных структур;

- активизацию деятельности руководителей проектов и исполнителей в результате формирования проектных групп;

- усиление личной ответственности конкретного руководителя как за проект в целом, так и за его элементы.

К недостаткам проектной структуры управления можно отнести следующее:

- при наличии нескольких организационных проектов или программ проектные структуры приводят к дроблению ресурсов и заметно усложняют поддержание и развитие производственного и научно-технического потенциала компании как единого целого;

- от руководителя проекта требуется не только управление всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учет места проекта в сети проектов данной компании;

- формирование проектных групп, не являющихся устойчивыми образованиями, лишает работников осознания своего места в компании;

- при использовании проектной структуры возникают трудности с перспективным использованием специалистов в данной компании;

- наблюдается частичное дублирование функций.

1.3 Принципы построения проектных структур и подходы к их проектированию

Создание проектной структуры управления на основе бизнес единиц предполагает организацию ее на следующих принципах:

- хозяйственной деятельности бизнес - единицы, сочетание централизованного руководства в вопросах стратегического планирования со стороны с хозяйственной самостоятельностью каждого подразделения;

- учет результатов хозяйственной деятельности бизнес - единицы на основе внутренних счетов доходов и расходов;

- предоставление права бизнес - единицам самим распоряжаться средствами, направленными на расходы по каждому проекту и на потребление, с учетом заинтересованности работников бизнес единицы в результатах своей деятельности и усиления мотивации труда;

- экономическая ответственность бизнес – единицы за невыполнение установленного плана по выпуску продукции (работ, услуг);

- применение внутренних цен на продукцию, работы и услуги для оценки результатов работы подразделений и осуществления расчетов между ними и формирования прибыли бизнес - единицы;


- предоставление внутреннего кредита бизнес - единице для оказания ей временной финансовой помощи.

Бизнес - единица функционирует по принципу самоокупаемости, это значит расходы на свою деятельность возмещает доходом, полученным в результате реализации производственной продукции, работ и услуг, при этом самостоятельность, предоставляемая бизнес - единицам на этом этапе, не должна повлечь за собой усложнения или ослабления технологических связей, а также снижения эффективности работы предприятия в целом. Ограничения (обязательства, нормативы), накладываемые на создаваемую бизнес единицу в рамках реализации стратегии предприятия, должны быть минимальны и обоснованы. Механизм и нормативы реализации обязательств бизнес единицы перед предприятием, должны быть оформлены в виде документированных процедур (требования стандартов ИСО).

Проектные структуры занимаются оперативным и стратегическим управлением только в рамках проекта.

Например, в угледобывающей отрасли проектная структура занимается организацией добычи угля только в конкретном регионе с учетом естественно только сырьевой базы региона размещения с учетом коммуникаций, транспортных сетей и так далее.

В кораблестроении проектная структура, должна заниматься не только оперативным управлением организации производства конкретной модели корабля, но и разработками на этой основе модернизированных образцов, как стратегической цели проекта (если такая разработка затребована рынком).

В цветной металлургии проектная структура должна обеспечивать оперативное управление производством сопутствующей продукции и стратегическим управлением в сфере развития этого участка производства.

Управление предприятием должно обеспечивать только стратегическое развитие проектных структур, проводить оперативную оценку текущего состояния проектов на фоне общего состояния предприятия, организовывать и развивать новые проекты и ликвидировать нерентабельные и бесперспективные. При этом в отличие от проектных структур, управление предприятием может развивать и организовывать проекты совершенно несвойственные основной деятельности предприятия.

Основной структурой распределения финансовых потоков в такой схеме является проектная структура. Естественно, что и обеспечением поступлений финансовых средств и затратами на производство должна заниматься только проектная структура. Такой подход делает значительно более прозрачными расходы предприятия, и позволяет четко соотнести расходы предприятия и доходы от производства и реализации продукции и услуг.


В данном случае обращает на себя внимание перераспределение ролей комитета стратегического развития и бюджетного комитета. Если в традиционных структурах предприятий основную роль играли бюджетные комитеты (или их аналоги), то в проектных структурах главная роль отводится стратегическому управлению. То есть, прежде чем принимается решение о формировании бюджета предприятия на определенный период, проводится анализ соответствия текущего развития предприятия стратегическим целям.

Представление деятельности предприятия как совокупности производственных проектов позволяет внедрить наиболее адекватную и гибкую форму управления. Переход организации на проектную модель управления даёт возможности для реализации предпринимательских способностей менеджеров. Принципиально иной подход к организации работ и мотивации персонала позволяет руководству компании отойти от административного стиля управления и сосредоточить свои усилия на развитии предприятия. Кроме того, скорость принятия оперативных решений и их качество обеспечивают предприятию устойчивость и конкурентоспособность.

Глава 2 Практика применения проектных структур на примере ООО «Завод «Океан»

2.1 Основные проблемы состояния машиностроения

Перспективы развития промышленности России неразрывно связаны с уровнем развития машиностроительного комплекса страны, главной задачей которого является обеспечение всех отраслей народного хозяйства высокоэффективными машинами и оборудованием. В настоящее время машиностроение считается одной из самых проблемных отраслей промышленности России.

Рассматривая промышленное производство в долгосрочной ретроспективе, следует отметить, что его динамика в постреформенный период характеризовалась этапами падения (1991—1998 гг.), стабилизации с положительным трендом (1999—2004 гг.), роста (2006—2008 гг.), падения в период мирового финансового кризиса и последующего восстановительного роста с выходом на докризисный уровень (2009—2014 гг.).

Динамика индекса производства по России за 2007—2014 гг. показана в таблице 1.


Таблица 1.

Динамика индекса производства в % к предыдущему году

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Обрабатывающие производства, всего:

110, 5

100, 5

84, 8

110, 6

108

105, 1

100, 5

102, 1

Производство машин и оборудования

126, 7

99, 5

66, 8

115, 2

111, 1

102, 7

96, 6

92, 2

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

110, 9

92, 6

68, 4

118, 9

111, 9

106, 4

99

99, 5

Производство транспортных средств и оборудования

107, 8

100, 4

68, 5

127, 2

117, 2

110, 3

102, 2

108, 5

Примечание: построено по данным [1]

Как видно из данных таблицы, в 2007 г. наблюдались положительные темпы роста по всем видам производств. В 2008—2009 гг. мировой финансовый кризис, настигший практически все отрасли национальной экономики, внес свои коррективы, в том числе, и в развитие машиностроительного комплекса страны. Главной проблемой стало резкое падение спроса на продукцию отрасли, обусловленное неплатежеспособностью покупателей.

Кроме того, среди основных проблем, с которыми столкнулись предприятия машиностроения в период кризиса можно выделить: нарушение ритмичности производства; замедление расчетов с кредиторами; низкую степень загрузки производственных мощностей; резкое сокращение численности работающих; удорожание и снижение доступности кредитного финансирования и др.

В подобных условиях большинство машиностроительных предприятий в результате падения платежеспособного спроса на их продукцию были вынуждены снизить ее выпуск, многие из них прекратили производство ряда машин и оборудования, частично или полностью изменив специализацию. В результате в 2009 г. темпы роста машин и оборудования составили — 66, 8 %, производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования — 68, 4 %, производства транспортных средств и оборудования — 68, 5 %.

В 2010 г. ситуация резко изменилась — как по обрабатывающим производствам в целом, так и по отдельным видам деятельности наблюдалась положительная динамика. Особо следует отметить высокий темп роста транспортных средств и оборудования — 127, 2 %.


Рост объема отгруженных товаров собственного производства в стоимостном выражении в период с 2010 г. по 2013 г. можно также проследить в таблице 2.

Таблица 2. Анализ динамики объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по видам экономической деятельности, охватывающим машиностроение, млн. руб.

2010

2011

2012

2013

2014

Темпы роста, %

2011/ 2010

2012/ 2011

2013/ 2012

2014/

2013

Обрабатывающие производства, всего:

1888

0737

2281

3279

2511

0611

2713

2731

28757

257

120, 8

110, 1

108, 1

106, 0

производство машин и оборудования

1013

071

1237

036

1305

850

1352

142

1201

944

122, 1

105, 6

103, 5

88, 9

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

1131

549

1329

329

1481

611

1535

828

1311

022

117, 5

111, 5

103, 7

104, 9

производство транспортных средств и оборудования

1669

930

2339

932

2800

498

3161

600

2925

034

140, 1

119, 7

112, 9

92, 5

Примечание: построено по данным [1]

Однако, на мой взгляд, существенный рост производства в эти годы не следует трактовать как определенный «качественный скачек» в развитии машиностроения, это так называемый компенсационный рост, который позволил лишь приблизиться к докризисным объемам производства.

При этом необходимо отметить, что в немалой степени положительная динамика объемов производства наблюдалась за счет реализации инфраструктурных госпроектов, господдержки сельского хозяйства, роста потребительского кредитования, стимулируемого государством, реализации программы утилизации легковых автомобилей, что способствовало поддержанию инвестиционного и потребительского спроса на продукцию машиностроения.

В 2011—2013 гг. наблюдалось существенное снижение темпов роста машиностроения России. По мнению экспертов РИА Рейтинг, спад производства был связан с ухудшением инвестиционного климата внутри страны.

Динамика инвестиций в основной капитал в России находится в тесной корреляции с динамикой производства в машиностроительном комплексе. В 2013 году снижение инвестиций в основной капитал составило 0, 3 %. В 2014 г. ситуация немного улучшилась за счёт реализации масштабных госпроектов. Рост инвестиций по предварительным оценкам составил около 0, 5—1 % [2].