Файл: Формирование группового поведения в организации (Эффективность групповой деятельности и способы ее повышения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 226

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Большая роль в деятельности организаций принадлежит группам.

Организационное поведение состоит из множества важных составляющих. Одно из них - групповое поведение. Классические теории группообразования исследуют причины, по которым люди образуют группы. В группе, люди могут удовлетворять свои потребности в безопасности, общении, уважении, власти и др.

Развитие группы происходит в результате становления и прохождения определенных стадий. На каждой стадии, которую проходит группа, имеется ряд признаков и менеджер, зная их, может влиять на групповое поведение. На определенной стадии группа приобретает отличные характеристики, которые отличают ее от других и оказывают влияние на эффективность групповой работы. Для менеджмента организации очень актуально, что групповые характеристики придают функционированию группы определенность, что важно и для членов группы. Особенности поведения групп и их характеристики основная часть навыков, которыми должны владеть менеджеры. Специалисты по управлению должны быть готовыми к возможным последствиям (положительным или отрицательным) групповой деятельности. Для повышения результативности групповой работы, для достижений целей организации менеджеры могут изменять восприятие, установки, мотивацию членов группы.

Организационное поведение - это область знаний, целью которой является помощь людям более продуктивно осуществлять свои обязанности в организациях и получать от этого большее удовлетворение. Наука ориентируется в сторону лучшего понимания человеческого поведения.

Достижению целей организации наиболее эффективно помогает совокупность связей и взаимоотношений уровней управления и функциональных областей, что характеризуется структурой организации. Группы людей, деятельность которых сознательно направляется и координируется для достижения общей цели составляют структурные подразделения организации. Деятельность всех структурных элементов должна быть скоординирована посредством вертикального разделения труда и тогда организация может добиться реализации своих целей. Управление является очень важной деятельностью для организации.

Предметом работы является исследование процесса формирования организационного поведения в коллективе. Задачами работы являются описание основных определений группы, классификаций групп, стадий формирования и развития групп, развитие сплоченности коллектива, а также выявление лидера, формального и неформального, выявление положительных и отрицательных моментов работы в коллективе.


Классификация групп происходит по ряду признаков. Неформальные группы представляют наибольший интерес среди множества видов групп. Использование потенциальных преимуществ неформальных групп, таких как, взаимодействие с ними, привлечение к принятию решений, учитывание мнения их неформальных лидеров позволяет справиться с потенциальными проблемами и менеджмент должен признать их существование.

Несомненно, в ходе деятельности рабочие группы становятся командами. Самоуправляемые команды важны и интересны с точки зрения организационного поведения. Именно они наряду с выполнением задания осуществляют и функции управления. Построение современных организаций должно учитывать их наличие и процесс создания.

Глава 1. Понятие группы, классификация и стадии развития групп

1.1 Определение понятия группы

Для достижения эффективных результатов совместной деятельности необходимо правильно сформировать группу и научить всех ее членов навыкам совместной работы, а также умению объединять и концентрировать усилия на решении общих задач.

«Эффективность деятельности организации определяется в большей степени результативностью совместной деятельности все членов группы. Являясь членом группы, человек выполняет свои трудовые обязанности во взаимодействии с другими людьми. Участвуя в работе группы, человек существенно изменяет свое личностное поведение. Это обусловливает важность изучения проблем формирования и функционирования групп.»[1]

Решение проблем, стоящих перед группой, требует совместных усилий людей, обладающих различными знаниями, квалификацией, опытом, профессиональной подготовкой.

«Группа - относительно обособленное объединение определенного количества людей (двое и более), которые взаимодействуют, взаимозависимы и взаимно влияют друг на друга, при этом достигают конкретных целей, выполняя разные обязанности.»[2] Также группы координируют совместную деятельность и рассматривают себя как часть единого целого.

1.2 Классификация групп

Видов групп большое множество, классификация их производится по следующим признакам:

- по размеру:

большие;

малые.

Небольшое число участников представляет малую группу, много участников в большой группе. «Два типа групп подразделяются по более весомым основаниям. Большая и малая социальные группы различаются не только по количеству членов.


Малые группы представляют собой рабочие коллективы, научные лаборатории, учебные объединения, спортивные команды и т.д.

Малые группы доступны непосредственному восприятию, обозримы по своему размеру и времени существования.»[3]

В больших группах много участников, ими часто выступают человеческие сообщества, члены которых не находятся в прямом контакте и вообще могут не знать о существовании друг друга. Объединения членов большой группы производится по таким свойствам как проживание на одной территории, принадлежность к определенному социальному слою, нахождение в определенном месте в определенный час и другое.

«Большие группы бывают двух подтипов.

  1. этносы, классы, профессиональные группы. Отличие их от всех остальных в длительности существования, закономерности возникновения и развития с точки зрения социальной истории.

2., аудитория, публика, толпа - сообщества, возникшие случайно и существующие кратковременно. В них люди некоторое время включены в общее эмоциональное пространство.»[4]

- по степени формализации:

Формальные – их задачами являются создание формальной группы и достижение каких-либо конкретных целей.

Неформальные - возникают практически спонтанно, без какой-либо помощи организации.

Люди вступают в группы вне зависимости от формальности или неформальности. Таким образом, можно определить какие выгоды несет человеку принадлежность к той или иной группе. Можно выделить несколько таких выгод.

Во-первых, группы могут предоставлять информацию о ком-то конкретном и о внешнем мире вообще.

Во-вторых, люди вступают в группы потому, что им необходимо объединяться друг с другом, потому что они чувствуют необходимость общественного взаимодействия.

В-третьих, находясь в группе легче достигнуть целей, которые были бы недостижимы в одиночку.

В-четвертых, группа служит источником вознаграждения.

В пятых, человек часто вступает в группы потому, что об этом его просит или приказывает руководитель.

- по сфере совместной деятельности:

управленческие;

производственные.

- по уровню развития:

высокоразвитые;

слаборазвитые и пр.

1.3 Стадии развития групп

«Группа развивается, проходя ряд этапов.

Стадия, на которой происходит отбор членов группы - стадия формирования. Для выполнения целей, стоящих перед группой на стадии формирования происходит их выделение в соответствии с их функциональным или техническим опытом. Члены группы знакомятся, обмениваются официальной информацией друг о друге, вносят предложения о работе группы.


Этап развития группы начинается тогда, когда ее члены ищут каждый свое место в группе, определяя свое положение по отношению к другим, поведенческие установки и пр. Ключевая роль отводится этому этапу, он играет большую роль в позднейшем функционировании группы по двум главным причинам.

Он определяет стереотипы поведения для последующей жизнедеятельности группы. Данный процесс делает позднейшее взаимодействие группы гораздо более легким. Когда группа сформировалась, необходимо продолжать ее исследование, при этом важно определить, как на ее дальнейшее развитие влияют ситуационные факторы.

Для этапа бурления характерно возникновение конфликтов и появление конфронтации между членами группы.»[5]

В процессе деятельности организации возникают различные мнения, складываются определенные взаимодействия между членами группы, проявляется их отношение к групповой работе, распределению ролей и обязанностей, тактике группы. В целях достижения определенного результата группой, ее члены выражают различные интересы. Различия могут быть слишком велики, и некоторые члены группы, не соглашаясь с ними, покидают группу. Если же различия незначительны, то члены группы либо приспосабливаются, либо открыто обсуждают противоречия.

И только формальный лидер может решить внутригрупповые конфликты, установить исходные условия взаимодействия между членами группы.

На этапе становления норм поведения в группе члены группы начинают конструктивно подходить к различиям во взглядах и на этой основе сотрудничать друг с другом. Производится разработка групповых норм поведения. Окончательно завершается и всеми признается распределение ролей в группе. Возникает чувство товарищества, групповая сплоченность. Сотрудники идентифицируют себя с группой.

Следующим этапом является выполнение работы, когда члены группы работают в соответствии с поставленной целью и распределением задач, согласованным на предыдущем этапе. При возникновении конфликтов используются групповые дискуссии.

Завершающим этапов является расформирование группы после выполнения ею поставленных целей и задач. Эта стадия характерна для временных групп, созданных для выполнения конкретных проектов или заданий. Постоянные группы достигают этой стадии после реализации всех целей группы.

Минуя все этапы становления и развития, группа приобретает ряд черт и характеристик, которые влияют на эффективность ее деятельности.


Таким образом, при формировании группы менеджер должен учитывать ее основные характеристики и на протяжении выполнения задания группой учитывать стадии развития группы для наиболее эффективного управления и исключения негативных факторов.

Глава 2. Характеристики группы

2.1 Основные характеристики группы

Различают ситуационные и основные характеристики группы.

Ситуационные характеристики находятся в зависимости от условий функционирования групп, определяемых организацией. Они оказывают влияние на работу групп и могут либо способствовать ее улучшению, развитию группового и межгруппового сотрудничества, либо тормозить эти процессы.

Основные характеристики зависят от группы, определяются характером взаимоотношений и взаимодействий работающих в ней сотрудников. Они формируются в процессе развития группы.

«Структура группы – схема взаимоотношений в группе между ее членами в зависимости от занимаемой должности. Члены группы определяют престиж каждой должности, ее статус и значение в группе.

Структура группы может основываться не только на статусно-ролевых отношениях. В этом случае говорят о профессионально-квалификационных характеристиках и половозрастном составе.

Статус это положение работника в группе в соответствии с занимаемой должностью, а также положение в группе, которое отводят работнику другие ее члены.»[6]

Каждый член группы выполняет в ней различные роли. Роли это определенный набор действий, поведение индивида, определяющееся работой.

Роли могут быть предполагаемыми, когда модель поведения формируется исходя из ожидания от членов группы и определяется работой, воспринимаемыми, когда модель поведения рассматривается с точки зрения самого сотрудника, занимающего определенную должность и предписанными представляющая фактическую модель поведения члена группы.

Все эти роли можно назвать функциональными, так как они связаны с выполнением обязанностей в соответствии с занимаемой должностью и формально закреплены. Однако наряду с этим в группе складывается неформальное распределение ролей, признаваемое всеми ее членами.

Человек играет в группе как функциональную, так и неформальную роль, причем один и тот же член группы может выполнять в ней несколько неформальных ролей.