Файл: МВФ: цели, функции, особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3 Проблемы взаимоотношений России с Международным Валютным Фондом

История взаимоотношений России с Международным Валютным Фондом (МВФ) начинается с 1992 года и поэтому считается относительно недолгой.

Первые восемь лет своего членства в МВФ Россия являлась реципиентом средств фонда. Средства выделялись в форме специальных программ финансово- экономической помощи на определенных условиях, которые включали в себя обеспечение макроэкономической стабилизации (в том числе сокращение дефицита бюджета, снижение уровня инфляции, ужесточение денежно-кредитной политики и др.), а также проведение структурных реформ, таких, как приватизация пред- приятий, либерализация внешнеэкономической деятельности, введение рыночного ценообразования.

Начиная с 1992 г. Россия в общей сложности 8 раз воспользовалась кредитами МВФ на общую сумму приблизительно 22 млрд. USD (таблица 1).

Таблица 1 – Заимствования Российской Федерации валютных средств МВФ

Период

Вид кредита

Подтвержденная сумма, млрд. USD/млн. СДР

Израсходованная сумма, млрд. USD/млн. СДР

Август 1992г.

Стэнд-бай

1,04 / 719

1,04 / 719

Июнь 1993 г.

Механизмы финансирования системных преобразований

1,5 / 1078

1,5 7 / 1078

Апрель 1994 г.

1,5 / 1078

1,5 / 1078

Апрель 1995 г.

Стэнд-бай

6,8 / 4 313,1

6,8 / 4 313,1

Март 1996 г.

Программа расширенного финансирования

10,1/ 6 901

7,5 / 5 105

Июль 1998 г.

Добавление к кредиту в рамках механизма расширенного кредитования 1996 г.

3 / 2 313

-

Механизм финансирования дополнительных резервов

5,3 / 3 992

0,9/ 675

Механизм компенсационного финансирования

2,9 / 2 157

2,9 / 2 157

Июль 1999 г.

Стэнд-бай

4,5 /

0,640 / 471,4

Средства, которые получила Россия от МВФ в июле 1999 года (640 млн. USD) были последними. Начиная с 2000 года Российская Федерация перестала привлекать кредитные ресурсы из фонда и приняла активные меры по погашению своей задолженности. Таким образом, России удалось выплатить весь долг перед МФВ за 5 лет.

На данный момент Россия участвует в МВФ в качестве кредитора. Заключением совета директоров Международного Валютного Фонда государство было включено в ПФО (План Финансовых операций) МВФ [2]. С помощью данного механизма МВФ осуществляет кредитование стран-участниц в случае дефицита их платеж- ных балансов. Кроме этого, Российская Федерация принимает участие и в других различных операциях, предусмотренных статьями соглашения МВФ:


-покупка и продажа СДР;
-участие в «Новых соглашениях о заимствованиях»;
-финансирование программ помощи развитию;
-покупка облигаций МВФ;
-списание задолженностей беднейших стран и др.
На данный момент МВФ до сих пор оказывает России интенсивную консалтинговую помощь, поддержку и техническое содействие, которое включает проведение конференций, учебных мероприятий, семинаров и др.

Необходимость международного сотрудничества и максимальной географической диверсификации деятельности порождает взаимодействие между различными политически, юридически, исторически и территориально обособленными странами. При этом процессы глобализации способствуют возникновению ряда определенных проблем и рисков как для международных, так и для национальных экономических систем .

Во взаимодействии России и МВФ также существуют и определённые проблемы. Так, уже длительное время стоит проблема перераспределения квот и голосов внутри фонда. В основе необходимости пересмотра квот стран в МВФ лежат 2 тренда:

- необходимость изменения баланса сил в мировой экономике;
- усиление роли развивающихся стран в мире.
Формула для расчёта квот, которая используется на сегодняшний день, дает преимущества исключительно развитым странам. Этот факт доказывает то, что показатель вариабельности выше для стран с наиболее высокой степенью движения капитала, а показатель открытости – для малых европейских стран, которые ведут активную торговлю в рамках ЕС. Но несмотря на то, что показатель международных резервов выше для стран с формирующимися рынками, вес в формуле его всего лишь 5%. Также наиболее выгодной для развитых стран является особенность расчёта ВВП, против чего выступают страны группы БРИКС.

Россия долгое время ставила вопрос о реформировании глобальной системы резервных валют, в том числе расширение валютной корзины СДР. призвав МВФ к реализации следующих возможностей:

- диверсификация перечня валют, которые используются в качестве резервных, на основе принятия мер по стимулированию формирования больших региональных финансовых центров;

- разработка и создание наднациональной резервной валюты, эмиссия которой будет проводиться международными финансовыми институтами.

В качестве варианта диверсификации резервных валют РФ предложила включение национальных валют стран БРИКС в состав валютной корзины СДР. Данное предложение не было поддержано МВФ. Представители МВФ отметили, что сложность использования данных валют заключается в небольшой эмиссии по сравнению с традиционными эмитентами резервных валют. На данный момент западные эксперты очень скептично настроены в отношении интернационализации российской валюты, это обусловлено напряжённостью между Россией и западными странами.


Следует принять во внимания тот факт, что в конце 2015 года МВФ принял решение о включении в состав СДР китайского юаня. Данное решение вступило в силу с 1 октября 2016 года, в результате чего доля юаня в корзине СДР составила 10,92%. В этой связи в перспективе возможна реализация и других предложений БРИКС и России.

Заключение

Институциональную структуру международного валютно-кредитного рынка составляет совокупность международных банков, валютных бирж, валютных фондов, государственных учреждений и международных организаций, посредством которых осуществляется движение капитала в сфере международных валютно-кредитных отношений. Международные финансовые институты являются элементами системы валютно-кредитных отношений. Одной из таких международных организаций является МВФ.

МВФ - международная валютно-кредитная организация ООН, целями которой являются содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путём установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их выполнением, усовершенствование многосторонней системы платежей, предоставление странам-членам средств в иностранной валюте для выравнивания платёжного баланса.

Официальные цели МВФ: содействие международному валютному сотрудничеству путём консультаций и взаимодействия по валютным проблемам; создание благоприятных условий для расширения и сбалансированного роста международной торговли; содействие стабильности валютных курсов, поддержание упорядоченных валютных взаимоотношений, избежание девальваций валют, вызываемой конкуренцией; оказание помощи в создании многосторонней системы платежей и в устранении ограничений на обмен валюты, препятствующих развитию мировой торговли; предоставление на временной основе финансовых средств странам-членам для корректировки их платёжных балансов, а также сокращение продолжительности и масштабов дефицита их международных платёжных балансов________________________________________________________________

Кредиты МВФ имеют несколько видов в зависимости от причин, вызвавших несбалансированность платёжного баланса. В рамках каждой формы кредитования существуют различные механизмы предоставления кредитов, различающиеся в зависимости от целей, объёмов, сроков предоставления.________________________________________________________________________

МВФ управлял международной валютной системой (возникшей по итогам конференции в Бреттон-Вудсе в 1944), искусственно поддерживающей валютные курсы, до ее краха в 1971. Также Фонд предоставлял кредиты странам, испытывавшим проблемы с платежным балансом. МВФ организует регулярные встречи с целью обсуждения проблем мировой экономики, готовит финансовые программы стабилизации для кризисных и переходных экономик. В 1990-е гг. миссия МВФ (в числе активных участников переговоров которой был и председатель МВФ в 1987-2000 гг. М. Камдесю) участвовала в финансировании экономических программ правительств стран бывшего СССР, в значительной степени написанных с использованием рекомендаций Фонда. В конце 1990-х гг. усилилась критика МВФ в связи с финансово-экономическим кризисом в Азии и провалом ряда экономических программ оздоровления региональных экономик.__________________________________________________________________________________