Файл: ФИНАНСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ (СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики; диспропорции развития экономической системы; излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках и др.

Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в их содержании. Это обусловлено сохранением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяют два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от таких стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и др., финансы органически связаны с функционированием государства.

Однако общие признаки всех финансовых отношений не исключают определения различий между ними. В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Изучением вопросов, связанных с регулированием экономики и влиянием на нее финансов, занимались такие зарубежные и российские ученые как З. Боди, К. Мертон, Н.Г Мэнкью, Дж.А. Хадсон, П. Хонахан, Дж. Маджнони, И.Г. Кормилицина, С.Р. Медведков, О.А. Полякова, И.А. Сувшко, Н.М. Бобошко, Т.М. Ковалева, Г.М. Колпакова, Г.Б. Поляк, Н.С. Шмиголь, М.В. Романовский и другие.

Цель настоящей курсовой работы состоит в изучении финансов как инструмента регулирования экономики, а также анализе проблемных аспектов развития экономики.

Исходя из цели, поставленной в курсовой работе, определены основные задачи исследования

1) рассмотреть понятие финансов как инструмента регулирования экономики;

2) изучить современные проблемы и направления финансового регулирования экономики в РФ.

В качестве объекта исследования в данной курсовой работе выступает институт финансовой системы РФ.

Методологической основой исследования являлись всеобщий метод познания – материалистическая диалектика, ее законы и категории, исторический материализм. Из общенаучных методов – анализ и синтез, дедукция и индукция, исторический и логический, восхождения от абстрактного к конкретному в мышлении. А также использовались частнонаучные методы исследования – формально-логический, метод системного анализа, сравнительного правоведения, изучение и анализ документов.


Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВ КАК ИНСТРУМЕНТА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Несмотря на длительную историю существования финансовых отношений и многочисленные исследования ученых-экономистов, касающиеся сущности финансовых отношений, в современной отечественной и зарубежной науке до сих пор не сформировалось единого мнения в трактовке термина «финансы» («финансовая система»). Даже в рамках одной научной школы встречаются разногласия. Разное толкование базовых понятий объясняется особенностями использования данного термина (общетеоретический или прикладной подход) и другими факторами.

В финансовой науке выделяется две основные теории финансов - классическая и неоклассическая. Возникновение классической теории связывают со второй половиной 18 века. В данном направлении теоретические представления и практические методики обосновывают механизм мобилизации и распределения денежных средств в бюджеты и внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении субъектов власти.

По мере развития классической теории ее сторонниками становились не только зарубежные, но и отечественные ученые-экономисты как в дореволюционный, так и в советский периоды. Господство классической теории финансов в годы плановой экономики объясняется преобладанием государственной собственности, отсутствием частного бизнеса и финансового рынка в стране. Этого требовала политическая система и выбранный путь экономического развития[1].

В эпоху Советского Союза финансовые отношения осуществлялись в объеме, ограниченном государством. Изменения, произошедшие в стране в 1980-е гг., и переход к рыночному типу экономического развития создали предпосылки и возможности изучения проблем частного сектора на базе неоклассической теории финансов.

Финансы в узком смысле – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, а также использования фондов (централизованных или децентрализованных) денежных средств, используемых для нужд государства и обеспечения условий для расширения производства.

Возникновение финансов предопределили регулярный товарно-денежный обмен и потребность государства в привлечении дополнительных ресурсов. Не существует одного верного определения, закрепленного в нормативных документах, однако, есть несколько определений понятия «финансы», единых в одном: финансы связаны с образованием, распределением и использованием денежных фондов и целью их существования является выполнение функций и задач государства.


Если же рассмотреть значение финансов с бытовой точки зрения, то в первую очередь этим понятием называются деньги - не только наличные, используемые в российском обществе особенно часто при оплате покупок в магазинах, но также безналичные (на банковских счетах, в виде ценных бумаг).

Сам термин «финансы», перешел в русский язык из французского. Он имеет дословный перевод как «денежные средства». И хотя многие определения сформированы вокруг понятия «деньги», сами финансы могут включать в себя другие активы, в том числе: предприятия, недвижимость, автомобильный транспорт, драгоценные камни или металлы.

Таким образом, говоря о финансах с широкой точки зрения, подразумевают финансовую систему в целом, ее структурные элементы.

Традиционно под термином «финансовая система» понимается совокупность организационных и взаимосвязанных между собой финансовых отношений в обществе. Это понятие также употребляется в некоторых нормативно-правовых актах и учебниках для обозначения финансовых учреждений в стране, совокупности денежных рынков и их институтов[2].

В связи с этим представляется возможным выделить два подхода к понятию «финансовая система»:

1) функциональный или содержательный подход, который рассматривает финансовую систему как совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, сгруппированных по определенным признакам;

2) институциональный подход, при котором финансовая система складывается из финансовых учреждений страны, финансовых рынков и их институтов.

Функциональный подход чаще встречается в отечественной литературе, у зарубежных авторов наиболее распространенным является институциональный подход. В правовой литературе термин «финансовая система» употребляется как совокупность организаций финансового сектора экономики или элементов его финансового рынка. Поэтому при употреблении термина «финансовая система» необходимо определять соответствующие области его применения.

Так, Г.Б. Поляк дает следующее определение финансовой системы: «это совокупность финансовых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаимодействующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства, а также специальных финансовых институтов»[3].

Финансовая система, как любая другая, представляет собой совокупность органически взаимосвязанных элементов, движение которых подчиняется единой цели. В структуру финансов как целостной категории с присущими ей общими свойствами входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов). Финансовый институт - группа однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.


Неоклассическая теория финансов имеет давнюю историю и получила широкое признание за рубежом, особенно в англо-американской научной школе. Объектом изучения неоклассической школы финансов являются рынки капитала и финансы частного бизнеса. Создание данной школы было связано с осознанием важности субъектов хозяйствования как основы функционирования финансовой системы государства с рыночной экономикой. Способствовали процессу становления новой теории в 1950-х гг. развитие и интернационализация финансовых рынков, рынков капитала, усиление роли транснациональных корпораций.

В зарубежной экономической литературе используется прикладной подход к изучению финансовой системы и финансов как науки об управлении денежными средствами. Так, З. Боди и К. Мертон определяют финансы как практическую деятельность, связанную с движением и управлением денежными средствами, или как капитал, вложенный в бизнес-проект (в целях его увеличения и использования для начала нового бизнеса). По мнению данных авторов, финансовая система - это совокупность рынков и других институтов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками[4].

В свою очередь, Н.Г Мэнкью под финансовой системой понимает совокупность экономических институтов: рынков ценных бумаг, банков, паевых фондов, пенсионных фондов, кредитных союзов, страховых компаний, помогающих направить ресурсы лиц, желающих сделать сбережения, к тем, кто нуждается в заемных средствах в форме инвестиций[5].

Такие исследователи как Дж.А. Хадсон, П. Хонахан, Дж. Маджнони выделяют следующие составляющие национальных финансовых систем: банковская сфера, рынки ценных бумаг, система пенсионного обеспечения[6]. Иначе говоря, основу финансовой системы составляют финансовые посредники.

Таким образом, финансы (финансовая система) представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Большинство российских ученых в составе финансовой системы выделяют централизованные финансы (государственные финансы, муниципальные финансы) и децентрализованные финансы (финансы организаций и финансы домашних хозяйств)[7].

Государственные и муниципальные финансы представлены: федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами и бюджетами государственных внебюджетных фондов. Централизованные финансы составляют основу финансовой системы, где формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства, оказывающих влияние на всю экономику страны.


Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Финансовая система как форма организации денежных отношений, включает три взаимосвязанные подсистемы, обеспечивающие формирование и использование финансовых ресурсов с целью регулирования экономики:

а) у государства и органов местного самоуправления;

б) у хозяйствующих субъектов;

в) у населения.

Каждая из подсистем имеет специфические формы и методы образования и использования финансовых ресурсов, собственное функциональное назначение и финансовый механизм, ориентированный на достижение собственных целей каждого из субъектов экономических отношений.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства и перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства[8].

Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой - процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов.

При недостатке собственных средств, предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами - заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.

Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов. Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.