Файл: Бюджетная система Российской Федерации (Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 3
Законопроект предлагает установить в Бюджетном кодексе РФ норму зачисления в федеральный бюджет 100 % доходов от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в виде углеводородного сырья (нефти и газового конденсата). Централизация доходов от НДПИ на углеводородное сырье приведет к увеличению доходов федерального бюджета в 2010 году не менее чем на 46,5 млрд руб., в 2011 году - не менее чем на 50,9 млрд руб., в 2012 году - не менее чем на 55 млрд руб., отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
Кроме того, законопроектом вносятся изменения в закон "О Центральном банке РФ", касающиеся увеличения в 2010-2012 годах нормы перечисления в федеральный бюджет прибыли, полученной Банком России, с 50 % до 75 %. Это, по данным Минфина России, позволит получать ежегодно 20 млрд руб. доходов в федеральный бюджет.
Также правительство РФ предлагает в период с 1 января 2010 года по 1 февраля 2012 года зачислять доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в федеральный бюджет, а не направлять их на формирование этих фондов, как предусмотрено действующим законодательством. Эта мера дополнительно принесет 77,9 млрд руб. в 2010 году, 86,4 млрд руб. в 2011 году и 25,6 млрд руб. в 2012 году.
Ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче нефти может быть увеличена с 2012 года на 6,5%, с 2013 года - на 5,4.
Данная мера позволит сгладить последствия для бюджета от различных льгот и налоговых каникул по НДПИ на нефть и при этом осуществить "реальную дифференциацию этого налога, которая подразумевает не только снижение налога для месторождения, где разработка связана с повышенными затратами, но и увеличение налога для месторождений, где затраты не столь высоки".
Ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взимаемая при добыче природного газа, с 2011 года может быть увеличена на 61%.
Принятие мер в области НДПИ на газ приведет к росту доходов бюджета в 2011 году на 51,2 млрд рублей, в 2012 году - на 60,4 млрд рублей, в 2013 году - на 69,1 млрд рублей.
В соответствии с материалами Минфина о дополнительных доходах федерального бюджета в 2011-2013 годах, ставка НДПИ на газ в 2011 году увеличится в 1,61 раза, в 2012 году - в 1,06 раза, в 2013 году - в 1,054 раза.
Акцизы на бензин в РФ могут быть увеличены на 1 рубль на 1 литр в 2011, 2012 и 2013 годах.
Увеличение будет идти к тем ставкам, которые установлены сейчас в Налоговом кодексе. Акцизы на бензин третьего класса повысятся с 4 тыс.302 рублей за тонну до 5 тыс.672 рублей за тонну. Повышение акцизов на бензин, дизельное топливо, моторные масла и авиамоторный бензин даст дополнительные доходы бюджета в 2011 году в размере более 80 млрд рублей, в 2012 году - 105 млрд рублей, в 2013 году - более 105 млрд рублей.
Дополнительные доходы федерального бюджета РФ от принятия налоговых и неналоговых мер, которые предлагает Минфин, в 2011-2013 годах могут составить более 1 трлн рублей, сообщил глава департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ Илья Трунин журналистам в среду.
Акцизы на табачные изделия в 2011-2013 годах будут расти на 30-40% в год.
Как отмечается в материалах Минфина РФ, в 2011 году ставка акциза на сигареты с фильтром может быть установлена на уровне 280,4 рубля за 1 тыс. штук, в 2012 году - 360 рублей, в 2013 году - 460 рублей. На сигареты без фильтра ставки акцизов могут быть установлены на уровне 250 рублей за 1 тыс. штук, 360 рублей и 460 рублей соответственно.
В результате выполнения этих предложений в федеральный бюджет в 2011 году поступит дополнительно 20,1 млрд рублей, в 2012 году - 34,7 млрд рублей, в 2013 году - 49,6 млрд рублей.
Заключение
Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой.
Процесс преобразования бюджетной системы - сложный, длительный, порой весьма болезненный. Тем не менее начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит будущее всей российской экономики.
Список литературы
- Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. - М.: Издательство НОРМА, 2008.
- Ефимова Е.Г. Экономика для юристов: Учебник. - М.: Флинта, 2009.
- ФЗ № 186-ФЗ от 23 декабря 2003 года "О Федеральном Бюджете на 2004 год".
- Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2009.
- Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф.Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
- Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009.
- Экономика / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2009.
- Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Л.Г. Баранова, О.В. Врублевская и др. - М.: "Перспектива": ИНФРА-М, 2008.
- Финансы, денежное обращение и кредит. А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: ЮНИТИ, 2008.
- Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. - М.: Финансы и статистика, 2008.
Приложение
Рис.1. Государственные расходы, налоговые поступления и дефицит государственного бюджета G - государственные расходы; T - налоговые поступления; Y - доход. В точке E - сбалансированный бюджет, т.е. налоговые поступления равны государственным расходам T=G
Таблица 4.1 Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов
Показатель |
Отчет |
Оценка |
Прогноз |
|||||
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|
Доходы, млрд. руб. |
5 127,2 |
6 278,8 |
7 781,1 |
9 275,9 |
6 561,3 |
6 636,2 |
7 346,9 |
8 097,4 |
%% к ВВП |
23,7 |
23,3 |
23,5 |
22,2 |
17,0 |
15,7 |
15,7 |
15,5 |
Расходы, млрд. руб. |
3 514,3 |
4 284,8 |
5 986,6 |
7 570,9 |
9 980,1 |
9 822,8 |
9 358,6 |
9 661,2 |
%% к ВВП |
16,3 |
15,9 |
18,1 |
18,2 |
25,9 |
23,2 |
20,0 |
18,5 |
в том числе условно утверждаемые |
234,0 |
483,1 |
||||||
%% к общему объему расходов |
2,5 |
5,0 |
||||||
Дефицит/профицит, млрд. руб. |
1 612,9 |
1 994,1 |
1 794,6 |
1 705,1 |
-3 418,8 |
-3 186,6 |
-2 011,7 |
-1 563,8 |
%% к ВВП |
7,5 |
7,4 |
5,4 |
4,1 |
-8,9 |
-7,5 |
-4,3 |
-3,0 |
Таблица 4.2 Источники покрытия дефицита федерального бюджета
млрд. рублей
Наименование |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего |
3 418,8 |
3 186,6 |
2 011,7 |
1 563,8 |
в %% к ВВП |
8,9 |
7,5 |
4,3 |
3,0 |
в том числе: |
||||
за счет средств Резервного фонда |
3028,3 |
1 674,6 |
5,6 |
- |
в %% к ВВП |
7,9 |
4,0 |
||
за счет Фонда национального благосостояния |
- |
681,7 |
737,0 |
712,1 |
в %% к ВВП |
- |
1,6 |
1,6 |
1,4 |
иные источники финансирования дефицита федерального бюджета |
405,2 |
830,3 |
1 269,1 |
851,7 |
в %% к ВВП |
1,05 |
2,0 |
2,7 |
1,6 |
Таблица 4.3 Прогноз объемов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния млрд. рублей
Наименование |
2009 год |
Прогноз |
||
Прогноз |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|
Объем Резервного фонда на начало года |
4 027,6 |
1 550,0 |
0,0 |
0,0 |
%% к ВВП |
10,5 |
3,7 |
0,0 |
0,6 |
Доходы от управления средствами Резервного фонда |
205,1 |
* |
* |
|
Курсовая разница |
388,2 |
124,6 |
5,6 |
0,0 |
Использование средств Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета |
- 3 028,3 |
- 1 674,6 |
- 5,6 |
0,0 |
Объем Резервного фонда на конец года |
1 592,6 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
%% к ВВП |
4,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Средства Резервного фонда, размещенные в финансовых активах |
42,6 |
42,6 |
42,6 |
42,6 |
Объем Резервного фонда на конец года без учета размещения в финансовых активах |
1 550,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Объем Фонда национального благосостояния на начало года |
2 584,5 |
2 804,4 |
2 314,3 |
1 625,9 |
%% к ВВП |
6,7 |
6,6 |
4,9 |
3,1 |
Доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния |
79,2 |
** |
** |
** |
Курсовая разница |
140,7 |
191,6 |
48,6 |
26,2 |
Использование средств Фонда национального благосостояния |
- 681,7 |
- 737,0 |
- 712,1 |
|
Объем Фонда национального благосостояния на конец года |
2 804,4 |
2 314,3 |
1 625,9 |
940,0 |
%% к ВВП |
7,3 |
5,5 |
3,5 |
1,8 |
Средства Фонда национального благосостояния, размещенные в финансовых активах |
655,0 |
655,0 |
655,0 |
655,0 |
Объем Фонда национального благосостояния на конец года без учета размещения в финансовых активах |
2 149,4 |
1 659,3 |
970,9 |
285,0 |
* - доходы от управления Резервным фондом в 2010 году в объеме 36,0 млрд. рублей, в 2011 году в объеме 25,8 млрд. рублей учтены в доходах федерального бюджета
** - доходы от управления Фондом национального благосостоянии в 2010 году в объеме 41,6 млрд. рублей, в 2011 году в объеме 60,5 млрд. рублей, в 2012 году в объеме 35,9 млрд. рублей учтены в доходах федерального бюджета