Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Мировая валютная система и этапы ее развития
1.1Парижская валютная система (1816-1914 гг.)
1.2Генуэзская валютная система (1922-1944 гг.)
1.3Бреттон-Вудская валютная система (1944-1976 гг.)
2.Современное состояние мирового рынка валюты
2.1Государственное регулирование валютного курса
2.2Особенности развития валютного рынка
3.Перспективы развития мировой валютной системы в современных условиях
Для интервенций, как правило, используются официальные валютные резервы, и изменение их уровня может служить показателем масштабов государственного вмешательства в процесс формирования валютных курсов. Масштабы интервенций центрального банка страны обычно являются секретной информацией, что отражает стремление властей сохранять конфиденциальность своих действий для обеспечения эффективности осуществляемых мероприятий. Однако многие данные о размере валютных интервенций ЦБ РФ часто публикуются в официальной прессе.
Официальные интервенции могут проводиться разными методами: на биржах (публично) или на межбанковском рынке (конфиденциально), через брокеров или непосредственно через операции с банками, на срок или с немедленным исполнением. Помимо официальных резервов, источником средств для интервенций выступают краткосрочные заимствования и операции “своп”. Конкретная интервенционная стратегия определяется общей экономической стратегией данного правительства, а также особенностями положения центрального банка на валютном рынке.
Кроме того, официальные валютные интервенции подразделяются на “стерилизованные” и “нестерилизованные”. Стерилизованными
интервенциями называют интервенции, в ходе которых изменение официальных иностранных нетто-активов компенсируется соответствующими изменениями внутренних активов, т.е. практически отсутствует воздействие на величину официальной “денежной базы”. Нестерилизованными интервенциями являются такие интервенции, в ходе которых изменение официальных валютных резервов ведет к изменению денежной базы.
Для того чтобы валютные интервенции привели к желаемым результатам по изменению национального валютного курса в долгосрочной перспективе, требуется:
1) наличие необходимого количества резервов в центральном банке
для проведения валютных интервенций;
2) доверие участников рынка к долгосрочной политике центрального банка;
3) изменение фундаментальных экономических показателей: темп экономического роста, темп инфляции, темп изменения увеличения денежной массы и др.
Девальвация и ревальвация
Государство достаточно часто манипулирует величиной валютного курса с целью изменения условий внешнеэкономических отношений страны и, прежде всего, внешней торговли, используя такие методы валютного регулирования, как девальвация и ревальвация, установление множественности валютных курсов.
Девальвация и ревальвация – традиционные методы валютной политики. Как уже отмечалось в первой главе, девальвация – это снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным валютным единицам, ранее и к золоту. Ее объективной основой является завышение официального валютного курса по сравнению с рыночным. Ревальвация – это повышение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам или международным счетным валютным единицам, ранее и к золоту. Эволюция понятий девальвации и ревальвации отражает изменения в экономике, в том числе в денежно-кредитной и валютной системах. При золотом стандарте девальвация означала снижение, а ревальвация – повышение государством официального золотого содержания денежной единицы, они служили методами не только валютной, но и денежной стабилизации. С крахом золотого стандарта в результате мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. до отмены золотых паритетов в 1976–1978 гг. девальвация и ревальвация сопровождались изменением золотого
содержания и курса национальных валют к иностранным валютам. В условиях плавающих валютных курсов они происходят повседневно стихийно на рынке, и лишь периодически законодательно фиксируется официальное изменение курсов по отношению к иностранным валютам.
Валютные курсы оказывают существенное влияние на внешнеэкономические отношения различных стран и, прежде всего, на внешнюю торговлю, воздействуя на ценовые соотношения экспорта и импорта и вызывая изменения внутриэкономической ситуации, а также изменяя поведение фирм, работающих на экспорт или конкурирующих с импортом.
В целом обесценение национальной валюты позволяет экспортерам этой страны понизить цены на свою продукцию в иностранной валюте, получая при ее обмене ту же сумму в национальных денежных единицах. Это повышает конкурентоспособность их товаров и создает возможности для увеличения экспорта. Импорт же при этом затрудняется, так как для получения той же суммы в своей валюте иностранные экспортеры вынуждены повысить цены. Одновременно происходит увеличение импортных цен (если спрос на импорт неэластичен по ценам), а вслед за этим и увеличение их общего уровня. Обратные явления наблюдаются при укреплении национальной валюты.
2.2Особенности развития валютного рынка
Становление высокоэффективной экономики Российского государства невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок.
Российский валютный рынок начал формироваться в 80-е годы. В истории валютного рынка России условно можно выделить четыре этапа.
Первый этап - до 1986 года - обладал всеми характерными чертами валютной монополии государства. В это время имела место полная централизация валютных доходов от экспорта, который в свою очередь был монополизирован государством, от имени и за счет которого на мировых рынках выступали государственные внешнеторговые объединения. Выручка от экспорта в иностранной валюте концентрировалась на счетах одного банка-монополиста, обслуживающего все международные расчеты СССР - Внешторгбанка СССР (позднее Внешэкономбанка). Использование доходов от экспорта, сумм привлеченных валютных кредитов и накопленных золотовалютных резервов осуществлялось на основе планового распределения средств государством в лице Госплана СССР, Минфина СССР, Госбанка СССР в соответствии с потребностями регионов и отраслей. Валютные планы государства (источники и объемы поступлений, направления и суммы расходов) утверждались в составе народнохозяйственных планов Верховным Советом СССР. Министерства, ведомства, предприятия, местные органы власти расходовали выделенные им валютные средства в пределах установленных им лимитов в процессе исполнения соответствующих смет.
К основным недостаткам существующего валютного рынка в России можно отнести:
-полная изолированность внутреннего товарного и денежного рынка от мировых рынков товаров, услуг и капиталов;
-централизация управления валютными ресурсами государства;
-минимальное число непосредственных участников внешнеэкономической, прежде всего внешнеторговой деятельности, обслуживаемых в основном через один банк-хранитель единой валютной "копилки" государства.
Все это объективно не требовало систем валютного регулирования, характерных для стран с рыночной экономикой на различных этапах их развития. В целом это было не регулирование как таковое, а, прямое администрирование, государственное "командование".
Второй этап развития валютного рынка в России начался в 1986 году децентрализацией внешнеэкономической деятельности, когда сначала сотни, а затем практически все субъекты хозяйственной деятельности (предприятия, учреждения, организации) получили право прямого выхода на внешние рынки. Была установлена и стала развиваться система так называемых "валютных отчислений", когда поступления в иностранной валюте делились в определенных пропорциях между государством и непосредственным производителем (владельцем) экспортной продукции. Предприятия, поставлявшие товары (работы, услуги) на экспорт, стали получать в свое распоряжение иностранную валюту, зачисляемую в "валютные фонды" (на балансовые и внебалансовые валютные счета, позднее - только балансовые). Число участников внешнеэкономической деятельности и разнообразие форм их участия в осуществлении этой деятельности существенно возросли в 1987-1988 годах с началом бурного развития совместного (с участием иностранного капитала) предпринимательства на территории страны.
Другой качественный скачок в процессе интеграции в мировую экономику был сделан начавшейся широкомасштабной реформой банковской системы. Появилось большое число независимых от государства коммерческих банков, получивших право открытия и ведения валютных счетов клиентов и проведения международных расчетов. В течение нескольких лет отсутствовал специальный орган валютного регулирования (его роль, наряду с другими функциями, фактически выполняла Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР), и источниками валютного законодательства служили решения Совета Министров СССР, а также издаваемые в их развитие нормативные акты министерств и ведомств. Нарушение "планового" характера валютных отношений страны с внешним миром, быстрое расширение круга предприятий-участников внешнеэкономических связей и банков, осуществляющих их валютное обслуживание, привели к пониманию необходимости специального законодательного регулирования валютных отношений, создания единых правил совершения валютных операций, придания функций органа валютного регулирования одному из органов государственного управления. Это послужило основанием для разработки в 1990 году проекта специального закона о валютном регулировании.
Третий этап развития валютного рынка в России можно связать с вступлением в силу в марте 1991 года Закона СССР '' о валютном регулировании" На уровне закона впервые в юридическую практику были введены такие понятия валютного регулирования как "валютные ценности", "валюта СССР", "иностранная валюта", "резиденты", "нерезиденты", "валютные операции", "текущие валютные операции", "валютные операции, связанные с движением капитала".
Законом были установлены основные принципы проведения операций с валютой СССР и с иностранной валютой на территории СССР, операций на валютном рынке, разграничены полномочия органов власти и определены функции банковской системы (Госбанка СССР и уполномоченных банков) в валютном регулировании и управлении валютными ресурсами. В законе впервые провозглашено гарантируемое и защищаемое государством право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в стране; определены общие принципы владения, пользования и распоряжения валютными ценностями государством, предприятиями и организациями, а также гражданами; установлены основные положения порядка осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами. Законом намечены основные цели и направления валютного контроля, введены понятия органа валютного контроля, а также положения об отчетности по валютным операциям и ответственности за нарушение валютного законодательства. Основным органом валютного регулирования был определен Государственный банк СССР, что соответствует практике большинства стран мира, где подобные функции осуществляют центральные (национальные) банки соответствующих государств.
С начала 1991 года также получил бурное развитие внутренний валютный рынок - межбанковский и биржевой, который ранее находился в зачаточном состоянии. Стимулирование развития и упорядочение деятельности валютного рынка в стране явилось важным направлением в работе Центрального банка Российской Федерации в области валютного регулирования. В течение двух лет (начало 1991 года - начало 1993 года) были созданы и получили лицензии Банка России на организацию и проведение операций по купле-продаже иностранной валюты шесть специализированных межбанковских валютных бирж: Московская межбанковская валютная биржа, Санкт-Петербургская валютная биржа, Уральская региональная межбанковская валютная биржа. Сибирская межбанковская валютная биржа. Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная биржа и Ростовская межбанковская валютная биржа.
Таким образом, анализируя нормативные акты, которые были изданы на протяжении становления валютного рынка, можно сделать вывод о поступательном развитии механизма обязательной продажи в сторону унификации применяемых при совершении различных операций курсов рубля к иностранным валютам, сближения уровней этих курсов, увеличения в пользу рынка доли валютной выручки, подлежащей продаже в обязательном порядке, а также юридически более точной и экономически более обоснованной регламентации правил совершения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что валютный рынок в России вышел на качественно новый уровень своего развития, когда каждый субъект хозяйственной деятельности либо гражданин (а не только производитель экспортной продукции) имеет свободный доступ к необходимым ему ресурсам валютного рынка, обслуживаемого достаточно развитой банковской инфраструктурой и, в целом, квалифицированным персоналом уполномоченных банков.
3.Перспективы развития мировой валютной системы в современных условиях
Практически все аналитики расценивают введение общей европейской валюты, как одно из важнейших событий в международных валютных отношениях после отмены Бреттон-Вудской системы. Например, авторы специального доклада, подготовленного Международным валютным фондом, заранее провозгласили, что с учреждением ЭВС (Экономический и Валютный Союз) евро должна стать второй по важности валютой официальных резервов в мире, а ЕЦБ займет свое место как наднациональная структура по руководству межгосударственной валютой. Многие даже предполагают, что рождение нового сверхмощного субъекта мировой экономики, каким хотят сделать ЭВС его архитекторы, повлечет за собой экономический передел мира. Элен Рей, аналитик из лондонского Центра экономических исследований, в связи с этим замечает: "Рядовые европейцы, в самом деле, поглощены преимущественно проблемами практического использования новой валюты. Но некоторые европейские политики и экономисты (особенно во Франции) видят ЭВС как наилучший шанс ослабить гегемонию доллара в международной валютной системе". Насколько оправданы эти амбиции, можно будет судить лишь по прошествии нескольких лет.