Файл: Особенности коммуникаций в организации (Коммуникации: сущность, группы).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 172
Скачиваний: 3
Глава 2. Элементы и этапы коммуникационного процесса
Коммуникационный процесс - данное процесс размена информацией меж 2-мя или же наиболее людьми. Его задача - обеспечить передачу и сознание информации, являющейся предметом размена. Раз обоюдное сознание не достигается, то коммуникация не свершилась, из чего же идет, собственно две стороны играют в ней энергичную роль. Коммуникационный процесс — это взаимодействие совокупности элементов. Существует четыре базовых элемента коммуникационного процесса:
1. Отправитель — лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и
передающее ее;
2. Сообщение - непосредственно информация;
3. Канал - средство передачи информации (устная передача, совещания,
телефонные переговоры, письменная передача, служебные записки, отчеты,
электронная почта, компьютерные сети);
4. Получатель (адресат) - лицо, которому предназначена информация и
которое интерпретирует её. Коммуникационный процесс обмена информацией включает взаимосвязанные этапы
1. Зарождение идеи или отбор информации;
2. Выбор канала передачи информации;
3. Передача сообщения;
4. Интерпретация сообщения.
Размен информацией наступает с формулирования мысли или же отбора информации. Отправитель решает, какую ценную мысль либо известие идет устроить предметом размена. Его роль содержится в расчете и кодировке
информации с последующей передачей иным соучастникам процесса. Довольно существенно адекватно и кропотливо сконструировать собственную мысль, устроить ее точнее, с тем, дабы она стала занимательной и привлекательной для получателя. Сначала отправитель обязан выполнить собственную идентификацию в рамках коммуникационного процесса. К сожалению, многие попытки обмена информацией обрываются на этом первом этапе, поскольку отправитель не затрачивает достаточного времени на обдумывание идеи. Важно помнить, что идея еще не трансформирована в слова или не приобрела другой такой формы, в которой она послужит обмену информации. Отправитель решил только, какую именно концепцию он хочет сделать предметом обмена информацией. Чтобы осуществить обмен эффективно, он должен принять в расчет множество факторов. Существует связь между восприятием и коммуникацией. У руководителя, который считает подчиненных способными к развитию и совершенствованию, а значит, нуждающимися в информации с оценкой результатов их работы, скорее всего,
найдутся дельные позитивные идеи для обмена информацией на указанную тему по
существу. Правящий, который принимает подчиненных как ребят, ожидающих,
дабы их поправляли и подталкивали, наверное, заложит в собственные мысли критицизм негативного характеристики, присущий этому виду мышления. До того как передать мысль, отправитель обязан при помощи знаков закодировать
ее, приняв на вооружение чтобы достичь желаемого результата слова, интонации и жесты (язык тела). Это кодирование превращает мысль в известие.
Отправитель обязан и еще подобрать канал, совместимый с типом знаков,
принятых на вооружение для кодировки. К каким-либо хорошо известным каналам относятся предоставление речи и письменных которые были использованы, и еще электронные средства взаимосвязи, включая компьютерные сети, электронную почту, видеоленты и видеоконференции. Если канал непригоден для физического воплощения символов, передача невозможна. Если канал не слишком соответствует идее, зародившейся на первом этапе, обмен информацией будет менее эффективен.
Выбор средства известия не может ограничиваться единственным каналом. Нередко желанно принимать на вооружение 2 либо наибольшее количество средств коммуникаций совместно. Процесс усугубляется, так как отправителю приходится устанавливать очередность применения данных средств и характеризовать кратковременные интервалы в очередности передачи информации. И все же изыскания демонстрируют, собственно одновременное применение средств размена устной и письменной информацией обыкновенно успешнее, нежели, заявим, лишь размен письменной информацией. На 3-ем шаге отправитель употребляет канал для доставки известия (закодированной мысли либо совокупы мыслей) получателю. Идет речь о физической передаче известия, которую почти все люди по ошибке и принимают за сам процесс коммуникаций. В этот момент предоставление считается только одним из наиглавнейших шагов, через которые нужно пройти, чтоб донести мысль до иного личика. Предоставление информации исполняется с внедрением знаковых систем.
Присутствует немного знаковых систем, применяемых в коммуникационном процессе. При классификации коммуникативных действий символически возможно выделить вербальную коммуникацию, где в виде знаковой системы употребляется речь, и невербальную коммуникацию, как скоро применяются всевозможные не речевые знаковые системы. В последствии передачи известия отправителем получатель декодирует его.
Декодирование — данное перевод знаков отправителя в идеи получателя. Раз знаки, подобранные отправителем, имеют наверняка настолько же значение для получателя, заключительный станет знать, собственно конкретно подразумевал отправитель, как скоро формулировалась его мысль. Раз реакции на мысль не потребуется, процесс размена информацией на данном обязан закончиться.
Глава 3. Проблема взаимоотношения человека и машины
Технологическая революция выдвинула на передний проект делему использования техники новейшего вида. Сходственная техника - электронно-вычислительные машинки (ЭВМ), автоматизированные системы управления (АСУ) - в наши дни пробралась в самые разнородные области этнического хозяйства и науки. От результата ее фактического использования стали именно находиться в зависимости удачи в развитии данных наиглавнейших областей. Надлежит отметить, собственно становление техники шло не столько по пути ее усложнения, хотя помимо прочего и в направлении увеличения ее свойства и надежности работы. В прочем тут конструкторы и прочие эксперты, занятые фактическим применением очень трудоемкое техники, спонтанно столкнулись с действом, как скоро абсолютные на взгляд техники прибора при их использовании на производстве мешали прогнозируемого результата. И непосредственной причиной этого было большое количество ошибок, которое допускали люди, управляющие техникой. Все те преимущества, которые были достигнуты благодаря техническому усовершенствованию машин, практически часто сводились на нет неточными, несвоевременными действиями человека. Первой ответом на это несоответствие была попытка ликвидировать промахи жителя нашей планеты с помощью еще большей автоматизации техники и подмены в ней жителя нашей планеты. В данный период происходило развитие кибернетики, и вера в не лимитированные способности данной свежей области науки порождала иллюзии, якобы техника,
доведенная до надлежащего значения совершенства, сумеет улаживать всевозможные задачки, которые ранее решал человек. Впрочем, от похожего расклада к разрешению образовавшейся трудности скоро понадобилось отречься, так как практика продемонстрировала, собственно техника способна заменять лишь немногие функции жителя нашей планеты. В том числе и
там, где возможно вполне сменить жителя нашей планеты автоматом, делать данное порой целенаправленно. Другим, более истинном способом разрешения этой принципиальной проблемы был анализ событий так знаменитого числа неверных действий человека при управлении новой техникой и поиск возможностей его убавления. И первый вопрос, который, природном, появлялся при всем этом, содержался в последующем: отчего данная неувязка не появилась пораньше? Исследование его разрешило вскрыть очень весомую специфика свежей техники: данная техника делала вероятным решение сознательно свежих задач, хотя при всем этом творила для взаимодействующего с ней жителя нашей планеты и сознательно свежие условия труда. Свойственные свежей технике трудные быстротечные процессы с немалым количеством меняющихся характеристик настоятельно просили от жителя нашей планеты таковой скорости восприятия и переработки текущей информацией, коя в неких вариантах была выше его пропускную способность. Человек в процессе управления такими системами порой просто физически не мог справиться со всеми возникающими перед ним задачами.
Коль скоро кроме всего прочего принять к сведению, собственно сходственные задачки приходилось улаживать в интересных критериях жизнедеятельности (к примеру, на самолете в критериях перегрузки, изъяна воздуха и так далее), высочайшей расценки оплошности, то уже ни для кого не будет являться секретом, сколь значимо поменялись условия жизнедеятельности жителя нашей планеты в свежих системах управления. Следовательно, с выходом в свет новейших, прогрессивных технических систем нашелся диалектический скачок, приведший к происхождению отменно новейших критерий работы - критерий, при которых человек теснее не имел возможности, в том числе и при мобилизации всех имеющихся компенсаторных способностей удачно улаживать возложенные на него задачки. Отсюда следовал весомый вывод: предпосылкой невысокой отдачи новейшей техники считался не человек, который собственными оплошностями мешал ее удачному использованию, сама же техника, коя была сотворена в отсутствии учета психофизиологических способностей правящего ею жителя нашей планеты и практически подстрекала его промахи. Так образовалась потребность в особом исследовании психофизиологических отличительных черт работы жителя нашей планеты и новейших трудных технических системах, исследования его способностей по разрешению образующихся в ней задач имея цель учета данных этих при проектировании систем и подготовке операторов для управления ними.
Так на грани психологической науки и техники возник целый комплекс
специальных теоретических и прикладных проблем, без разрешения которых стало
невозможно создание новых комбинированных систем «человек-машина», способных эффективно разрешать возложенных на них задачи. Для решения этого круга проблем и сформировалось новое научное направление в психологической науке, получившее название инженерной психологии. При использовании ЭВМ человек выполняет самые разнообразные функции, начиная с технического обслуживания аппаратуры и заканчивая принятием ответственных
решений на высших уровнях управления. Это порождает при инженерно-
психологическом анализе АСУ комплекс весьма сложных задач, таких как
организация взаимодействия человека и ЭВМ, где особая актуальность, по-
прежнему, принадлежит вопросу о распределении функций, рациональном
сопряжении ЭВМ и творческой деятельности человека. Актуальна и задача,
связанная с поиском общего языка описания диалоговых систем «человек-ЭВМ»,
синхронизация их взаимодействия.
Впрочем сегодня из-за со быстрым развитием компьютеризации специальный энтузиазм вызывает неувязка результатов компьютеризации. Выделяют высокофункциональные, онтогенетические и исторические нюансы компьютеризации. Под многофункциональными результатами знают преображение стандартных и креативных компонентов, происходящих в решении задач компьютерными средствами в сравнении с классическими формами. Единые высокофункциональные результаты компьютеризации состоят в редуцировании 1, сохранении и модификации иных и выходе в свет свежих задач. Многофункциональные результаты компьютеризации имеют все шансы быть как осознаваемыми, так и неосознаваемыми. К примеру, при редуцировании и передаче компьютеру вычислительных операций у жителя нашей планеты сберегаются классические умения, познания, дела, которые вступают в новейшие взаимосвязи с исполнением компьютерных операций, оказывают воздействие на составление эмоциональной готовности либо рубежа к взаимодействию с компьютером. Как продемонстрировал тест, такими считаются «эврологизации», то есть приобретение компьютеризированной работой креативного нрава в сравнении с классической, результат «паритета», то есть приблизительно одинакового соответствия креативных и стандартных компонентов как в компьютеризированной, но и в классической работы; результат «деэврологизации», то есть преобладание стандартных компонентов по сопоставлению с классической; «смутный» результат, проявляющийся в размытом, неосознаваемом, непрочном соотношении стандартных и креативных компонентов в компьютеризированной работы в сравнении с классической. Многофункциональные результаты компьютеризации возможно поделить и еще на настоящие (именно включенные в решение компьютеризированной задачки) и вероятные (проявляющиеся как направленность). К примеру, новички юзеры осматривают работу с компьютером как занимательную, отличную свежестью сравнивая с работой классической. Тогда как, бывалые юзеры понимают, собственно множественное повторение взаимодействий с компьютером станет приводит к монотонности и шаблонности работы. В этой связи они вводят в компьютерные программы шуточки для предотвращения данных ненужных явлений. Однако, как они отмечают, даже шутки со временем надоедают. Соответствие положительных и неблагоприятных высокофункциональных результатов в всевозможных типах компьютеризированных систем находится в зависимости от точных критерий: типов решаемых профи задач, подготовки юзеров, от свойства работы компьютера и организации работы в дисплейном классе. В онтогенетическом намерении рассматривается личностное становление, которое испытывает перемены под воздействием компьютеризации. К положительны личным преображениям относятся: ужесточение интеллекта жителя нашей планеты с помощью вовлечения его в решение наиболее трудоемких задач; становление закономерного, прогностического и своевременного мышления, обусловленное тем, собственно, готовя сначала задачку для PC, юзер сначала логически продумывает ее, сочиняет ее метод и тем в предопределенной мере предсказывает, прогнозирует процесс ее решения. К положительны эффектам, возможно, отнести это становление у юзеров адекватной квалификации познавательных действий, как восприятия, мышления, формирования спец деловой мотивировки внедрения компьютера для решения умелых задач. Удачное использование PC, получение при их помощи наиболее продуктивных итогов увеличивает самомнение жителя нашей планеты, его убежденность в возможности улаживать профи задачки. Из позитивного отношения к различным сторонам работы с компьютером складывается удовлетворенность пользователя.