Файл: Социально-психологический климат организации (Понятие организация и межличностные отношения).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологического климата организации
1.1 Понятие организация и межличностные отношения
1.2 Особенности социально-психологического климата организации
Глава 2. Изучение социально-психологического климата ООО «ANGRENCEMENT».
2.1 Исследование социально-психологического климата коллектива
ВВЕДЕНИЕ
В условиях организации современного общества неуклонно растет интерес к такому явлению как социально-психологический климат организации. Актуальность данного вопроса продиктована, прежде всего, изменившимися требованиями к степени психологической включенности работника в трудовую деятельность и усложнением психической жизни людей, связанным с постоянным ростом их притязаний.
Улучшение социально-психологического климата организации - это задача использование социального и психологического потенциала социума и личности трудового человека, создания наиболее оптимального образа жизни. Формирование комфортного социально-психологического климата трудового коллектива стало одним из важных условий по росту производительности труда и качеству выпускаемой продукции. Более того, социально-психологический климат выступает показателем уровня социального развития группы и ее психологических резервов, способных к всесторонней реализации ее потенциала. А это, с другой стороны, связано с процессом роста влияния социальных факторов в структуре производства, с развитием, как организации, так и условий труда работников в ней. От социально-психологического климата каждого трудового коллектива зависит и общая атмосфера общества и страны в целом.
Эффективность совместной деятельности зависит напрямую от оптимальной реализации индивидуальных и групповых возможностей. Благоприятный климат в коллективе не просто хорошо влияет на результаты работы сотрудников, но и перестраивает их, раскрывая их возможности.
Детальное изучение природы формирования и изменения социально-психологического климата в коллективе позволит проявить проблемы во взаимоотношениях сотрудников и подобрать методы формирования благоприятного социально-психологического климата в организации.
Изучением характеристик группы уделяли внимание такие исследователи как Г.М. Андреева, Н.Н. Обозов, Р.С. Немов, Г.В. Осипов и многие другие. Проблеме межличностных отношений и социально-психологического климата посвятили труды многие исследователи: А.А. Бодалев, И.П. Волков, Е.С. Кузьмин и О.И. Зотова, К.К. Платонов, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, Л.И. Уманский.
Объект исследования коллектив организации.
Предметом нашей курсовой является социально-психологический климат организации.
Цель нашей курсовой изучить социально-психологический климат организации и особенностей его формирования и изменения в ходе социально-психологического тренинга.
В рамках достижения цели курсовой работы были выдвинуты следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты социально-психологический климат организации.
- Рассмотреть специфику климата в исследуемой организации.
- Разработать и провести социально-психологический тренинг по улучшению климата в организации.
В качестве методов исследования использовались:
- изучение литературы;
- тестирование: социометрия (Дж. Морено) и карта-схема определения социально-психологического климата;
- методы анализа (описание и сравнение данных).
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Глава 1. Теоретические основы изучения социально-психологического климата организации
1.1 Понятие организация и межличностные отношения
Психология занимается изучением возможностей, которые используются при решении проблем управления деятельностью трудового коллектива.
Особенностью социальной психологии является то, что ее объектом является группа и люди в ней, которые могут заниматься совместной деятельностью. Организованная деятельность - это деятельность людей, объединенных в одну трудовую группу (организацию), подчиняющихся правилам и нормам данной группы и выполняющих совместную работу согласно с экономическими, технологическими, правовыми, организационными требованиями [11].
Организация - это пространственно-временная структура производственных факторов и их взаимодействие для получения качественных и количественных результатов в определенное время и при наименьших затратах ресурсов организации. В социальной психологии отдельный работник выступает как часть, как элемент социальной группы, вне которой его поведение не может быть понятым [11].
В психологии управления и каждый отдельный работник, и социальная группа, и коллектив выступают в совокупности организации, в которую они входят и без которой их исследование в плане управления будет неполным.
Эффективность организации рассматривается по набору показателей. Оценить эффективность работы организации лишь только по ее экономическим показателям - например, по прибыли, полученной в процессе деятельности, - абсолютно недостаточно. Огромную прибыль можно получать и жесточайше эксплуатируя работников, и на базе современных методов организации производства с применением социально-психологических факторов. Важно исследование второго пути, гуманного достижения эффективности работы организации.
Эффективность организации оценивается всесторонне, по показателям двух направлений.
Рассмотрение организации как средней социальной группы дает возможность выявить социально-психологическую особенность подобного типа групп. Организации, соединяющие персонал в одну структуру, исполняют важную роль в экономической, политической, идеологической жизни общества. Их роль проявлена в следующем:
- В организациях идет включение многих членов общества в общую социально важную деятельность.
- В организациях работающий человек получает возможность поработать на новых средствах производства, к примеру, на сложных современных станках с программным управлением.
- В ходе овладения специальностью, получения профессиональных знаний, умений и навыков складывается субъект общественно-существенной деятельности.
- В процессе взаимоотношений в организации идет становление целей и ценностей личности, которые ориентированы на удовлетворение потребностей общества.
- В ходе совместной трудовой деятельности складываются благоприятные условия для процветания творческой активности человека.
- Социально-организованная деятельность предоставляет возможность обсуждения и совместного принятия решений вопросов деятельности предприятия, оценки работы должностных лиц, гласности, информированности, контроля над их деятельностью [2].
Организация это группа людей, которые заняты трудом как главным видом деятельности. Задача организации заключается в удовлетворении потребностей общества в продукции, товаре, услугах.
Так же к задаче организации относится и выпуск продукции соответствующего количества для удовлетворения спроса населения и требуемого качества, соответствующего современному индустриально-развитому обществу. В организации важно создавать условия для увеличения производительности труда, подбора и расстановки как исполнительного, так и управленческого состава сотрудников, обеспечения отработанной системы организации процесса производства. Психологическая функция организации состоит в формировании благоприятного социально-психологического климата в организации, оказании помощи кадровыми работниками в социальном и профессиональном формировании молодых сотрудников, организации отлаженной системы повышения квалификации всех сотрудников.
Профессиональная структура объединяется с потребностью организации в рабочих конкретных специальностей. Известно, что сотрудники, выполняющие подобные операции, могут быстрее устанавливать между собой неформальные приятельские отношения, чувствуя некую близость, общность интересов, ценностных ориентаций, проблем, помогая друг другу, поддерживая [9].
Деятельность организации это сумма взаимосвязанных социальных, производственных, психологических и разных других функций. Четкое выполнение организацией своих функций становится залогом эффективности работы.
В литературе предлагаются разные взгляды на вопрос о межличностных отношениях, где «находятся» межличностные отношения во всей системе общественных отношений (экономических, социальных, политических, идеологических). Бывает, что их рассматривают в одном списке с общественными отношениями, в базе их, или, наоборот, на верхнем уровне. При таком подходе межличностные отношения как бы определяют воздействие на индивида более широкого социального целого. Безличные социальные отношения осуществляются в деятельности работающих людей через межличностные отношения, в актах общения и взаимодействии. Так в групповых взаимодействиях, участники выступают в двух качествах - как исполнители социальной роли и как особенные человеческие личности. Все стороны в системе межличностных отношений связаны особыми правами и обязанностями [1].
Природа межличностных отношений - эмоциональная основа. Именно она предоставляет все основания к тому, чтобы межличностные отношения раскрывались как фактор психологического климата в социальных общностях. Эмоциональная часть межличностных отношений отражает факт, что сами отношения проявляются и складываются под влиянием некоторых чувств, возникающих у людей по отношению друг к другу [16].
Вступая в межличностное общение, люди остаются поистине уникальными существами. Реакции людей становятся зависимыми от некоторых качеств тех, с кем они вступают в непосредственный контакт. Более того, на характер межличностных отношений в каждом случае влияют личностные черты людей, включенных во взаимодействие, и их о диапазон действительно широк - от любви с первого взгляда до ненависти до конца жизни. В рамках исследования межличностных отношений исследователи принимают факт, что общественные, и межличностные отношения проявляются и реализуются как раз в общении. Общение как реальность и общественных, и межличностных отношений. Совместная жизнь и работа людей требует от них общения при самых разных межличностных отношениях, то есть и в случае положительного и отрицательного отношения одного человека к другому человеку. Причиной плохого общения обычно становится диссонанс - рассогласование содержания и способа общения [18].
На любой акт взаимодействия людей влияет их отношение друг к другу. Последнее важно, изучать как социализированный союз внутреннего и внешнего содержания психики людей, результат их взаимодействия с окружающей действительностью и с другими людьми, ее наполняющими.
Формирование и развитие отношений зависит от целого набора факторов – от людей, от условий среды и социального строя, от последующего изменения контактов и результатов деятельности, неся свою динамику.
Понятие «отношение» имеет часто два значения - широкое и узкое. В широком смысле оно относится к общественным отношениям. Через них формируется система потребностей, мотивации, влечений людей в социальной среде, то есть отношения являются индикатором и средством выражения, объективизации социальных действий людей.
Понятие «отношение» в узком смысле выступает основополагающей категорией психологической науки, то есть подразумевается, что оно конкретно воплощается во всех контактах, взаимодействиях людей, материальными и идеальными вещами и явлениями [20].
Категория отношения может рассматриваться и как предрасположенность к некому взаимодействию, как действующая связь в рамках «субъект - объект», «субъект - субъект» (Обозов Н.Н.) [1].
В первом случае понятие «отношение» соединяется с понятием установки, как согласия на определенную активность, проявление которой зависит от наличия определенных условий: от потребности, актуально возникающей у людей, и от объективной ситуации удовлетворения такой потребности. Готовность в подобном случае понимается лишь как возможность открытия связи. Отношения же людей представляют собой целостную область индивидуальных, избирательных, сознательных связей индивидов с различными сторонами объективной действительности. Данная область проистекает из всей истории развития людей, она выражает опыт и внутренне определяет действия и переживания людей.
Во втором случае отношения в рамках «субъект - объект» и «субъект - субъект» не идентичны. Общими характеристиками для одной и другой связи могут быть активность отношений, модальность (положительная, отрицательная), расширение, стабильность и т.д. Вместе с тем важным различием отношений в области субъект - объектной и субъект - субъектной связи являются взаимность и одно направленность отношений [24].
Субъект-объектные отношения - это отношения человека к действительности и к другим людям, без отношения между ними и само отношения.